реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психодиагностика и средства изучения индивидуальных особенностей личности

реферат

Таблица 2

Классификация психодиагностических методик

III. Психодиагностика образовательной системы.

III. Конструирование типичных диагностических процедур.

1. Тесты и тестирование

Тесты – стандартизированные методики психодиагностики,

позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели

степени развитости изучаемых свойств.

Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда

и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации

результатов.

Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно

сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были

получены.

Классификация разновидностей тестов приведена в табл. 3.

2. Требования, предъявляемые к тестам

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд

особых требований. Это:

1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и

оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест

используется, будучи заимствованным в другой стране.

2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и

иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-

разному восприниматься и пониматься людьми.

3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения

заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т.

к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность

на достаточно высоком уровне.

4. Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние

показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую

совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного

индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста – средний уровень развития

большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду

социально – демографических характеристик.

Классификация тестов

| |

3.3.Особые требования, предъявляемые к

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических

исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы

были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

Такими требованиями являются

1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей

исследуемого качества, получаемых с помощью данной

методики, показателям, получаемым с помощью других методик.

Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного

и того же свойства, получаемым при помощи различных методик,

опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических

показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям

испытуемого. По критерию

эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее

показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике

заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в

целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть

вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от

данной методики.

Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут

речь идет о связи между показателями методики и наиболее

важными внешними признаками, относящимися к поведению

испытуемого.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно

длительного использования.

Критерии валидности:

. Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки

испытуемого в разных жизненных ситуациях.

. Достижения испытуемого в различных видах деятельности:

учебной, трудовой, творческой и др.

. Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.

. Данные, полученные от других методик, валидность которых

или связь с данной методикой считаются достоверно

установленными.

2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной

методики устойчивых показателей.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя

способами:

--путем сравнения результатов, получаемых по этой

методике разными людьми

--путем сравнения результатов, получаемых по одной и той

же методике в различных условиях.

3. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые

с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для

оценки которого данная методика применяется.

4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на

малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в

ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая

методика, тем тоньше с ее помощью можно

оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в

практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень

точности оценок.

4. Правила проведения тестирования, обработки

и интерпретации результатов

В этом вопросе существуют определенные строгие правила

Наболее важные из них:

1. Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе

или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за

недостаточного знания его нюансов.

2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые

хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.

3. Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не

оказывая влияния друг на друга.

4. Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура

обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок,

возникающих на этом этапе тестирования.

IV. Психодиагностика образовательной системы.

В соответствии с «Положением о службе практической психологии в

Российской Федерации», принятым министерством образования РФ в 1995 году,

создаются новые организационно-методические предпосылки для активного

внедрения психодиагностики в практику образовательной системы.

В последние годы накоплен значительный обьем информации о методах

распознавания психической индивидуальности школьника, оформилась

специальная научная практическая дисциплина – школьная психодиагностика.

Здесь обозначились два взаимосвязанных направ- ления. Предметом одного из

них является деятельность школьного психолога, второго –

психодиагонстические функции школьного педагога.

В связи с насущными проблемами во всех педагогических вузах

должны быть учреждены специальные курсы. А для уже работающих педагогов

такие курсы могут быть введены в институтах усовершенствования учителей.

Они позволят вооружить педагогов не только определенной суммой психолого-

педагогических знаний, но и соответствующими практическими приемами и

опытом их применения.

V. Психодиагностическое мастерство школьного педагога.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, школьный

педагог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить

следующие цели, которым нужно следовать при психодиагностике школьников:

1. понимание особенностей психологического развития детей с целью

определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном

процессе.

2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с

ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной

неуспеваемости.

3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их

«зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в

оптимальном для него режиме.

4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному

обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

По итогам диагностического обследования могут создаваться спец.группы

и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу

систематического обучения в школе.

VI. Комплексная взаимосвязь задач педагога и психолога в школе.

Условно все задачи, возникающие в работе школьного педагога и

психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и

психологические. В первом случае цели и методы решения задачи определяет

педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно:

проводит психодиагностику ученика, даёт его психологический портрет и

прогнозирует результат педагогического воздействия, а в некоторых случаях

проводит и вторичную психологическую диагностику после воздействия. Этот

тип задач в большинстве случаев связан с обслуживанием образовательной

функции школы.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый

и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной

учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из

важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения

заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические

подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие

требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к

обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано

определение целей и принципов организации обучения и воспитания в

дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность

последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения психологической готовности к школьному

обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой

цели в последнее время создаются различные

классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в

обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы

избежать школьной дезадаптации.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все

сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из

аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста

определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и

выявление путей их формирования.

Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при

последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение

связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных

указаний взрослого.

Заключение.

Психодиагностика представляет огромный интерес для педагогов. Ведь для

того чтобы учить и воспитывать, чтобы оказывать эффективное педагогическое

воздействие на детей нужно обладать обьективными научными знаниями об их

индивидуальных особенностях. Такие знания как раз и можно получить, если

использовать методы научной психодиагностики. Почему типовые педагогические

методы иногда не срабатывают в некоторых индивидуальных случаях? На этот

вопрос нельзя дать ответ, если не учитывать своеобразия индивидуальных

психологических особенностей конкретного ребенка, его развития, конкретных

жизненных обстоятельств. Обьективность этих сведений зависит от того,

насколько обьективными, научнообоснованними методами получены эти сведения.

Опытный педагог в ходе повседневной работы с детьми умеет приблизительно

определить эти особенности. Но и ему, а тем более, начинающему педагогу

сегодня не обойтись без помощи педагога- психолога или практического

психолога образования.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: “Деловая

книга”, 1998.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: “ВЛАДОС”,

1998.

3. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.: изд.

ВЛАДОС, 1998.-Кн. 1

4. Словарь практического психолога/сост. С.Ю Головин.- Минск: Харвест,

1998.

5. Современный словарь по психологии.-Мн.: “Современное слово”, 1998.

-----------------------

исследовательские

психодиагностические

На основе

наблюдений

опросные

Объективные психодиагност. методы

Эксперимент.методы

прямое

косвенное

анкета

опросник

интервью

Критерий

Наменование

методики

Краткая характеристика

методики

По типу применяемых тестовых задач

Опросные

Используются вопросы, адресуемые испытуемым

утверждающие

Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен

согласиться или не согласиться

По адресату используемого тестового материала

сознательные

бессознательные

Апеллирующие к сознанию испытуемого

продуктивные

Применяют собственную творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную,

материальную

действенные

Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий

физиологические

П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или

физиологических р-ций организма

Направленные на неосознаваемые реакции человека

По форме представления тестового материала испытуемым

бланковые

технические

сенсорные

Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т.

п.)

Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или ч/з иные технические

устройства

Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных

органам чувств

По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики

объективные

субъективные

Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или

экспериментатора

Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора

или испытуемого (пример - интроспекция)

1

2

3

1

2

3

По наличию в методике тестовых норм

Имеющие тестовые нормы

Не имеющие тестовых норм

По внутренней структуре методики

мономерные

многомерные

В них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство

Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или

разнотипных психологических качеств человека

По типу анализа экспериментальных данных

качественный

количественный

Диагностируемое св-во описывается ч/з относительную степень развития его у

данного человека по сравнению с другими людьми

Диагностируемое св-во описывается ч/з известные научные понятия

Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка –

результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых

многознвчных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений

и т. д.

Проективные тесты

Особая группа

Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты

личности, свойства темперамента, способности и др.

Тесты состояний и свойств

Тесты достижений

Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах

познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость

внимания и др.

По объекту оценки

Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс,

процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.

Процессуальные

Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц,

опросников и т. п.

Бланковые

Аппаратурные

С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов

тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ.

Вербальные тесты

Задания на оперирование словами.определение понятий, умозаключений,

сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п.

Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами,

представлениями.предполагают активное использование воображения.

Образные задания

З-чи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически

манипулируя реальными предметами или их заменителями.

Практические тестовые задания

По особенностям используемых задач

Оценивают человеческие отноше-ния в различных социальных группах

межличностные

Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих

его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.

личностные

По предмету тестирования

(какое качество оценивается)

1

2

3

интеллектуальные

Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и

отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение,

память, речь.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.