реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психодиагностика и средства изучения индивидуальных особенностей личности

реферат

Психодиагностика и средства изучения индивидуальных особенностей личности

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРЕДМЕТ:

«ПСИХОЛОГИЯ»

НА ТЕМУ

“ПСИХОДИАГНОСТИКА И СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ЛИЧНОСТИ”.

Выполнила: ст-ка

группы 230 ФИЯ

Люшина Е.В.

Руководитель:

Карнеев Р.К.

АСТРАХАНЬ

2001 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

Понятие и индивидуальные особенности личности.

Психодиагностика как наука.

1. Предмет и принципы психодиагностики

2. 2. Основные методы психодиагностики и их классификация

3. Краткие характеристики психодиагностических методик

III. Конструирование типичных диагностических процедур.

1. Тесты и тестирование

2. Требования, предъявляемые к тестам

3. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим

методикам

4. Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации

результатов

IV.Психодиагностика образовательной системы.

V. Психодиагностическое мастерство школьного педагога.

VI. Комплексная взаимосвязь задач педагога и психолога в школе.

Заключение.

Список использованной литературы

Введение.

Психология наших дней – теоретическая дисциплина, изучающая человека,

а так же система прикладного знания, позволябщая и психологу-практику, и

специалисту-смежнику (педагогу, руководителю, тренеру, врачу)

совершенствовать свою работу с людьми. Тема данной работы посвящена

психодиагностике – разделу психологического знания, формирующемуся на стыке

фундаментальных отраслей психологии с практическими отраслями жизни.

Современная психодиагностика все шире используется в таких областях

социальной практики, как:

1) расстановка кадров, профотбор и профориентация;

2) прогнозирование социального поведения, например: стабильности брака,

законопослушности;

3) оптимизация обучения и воспитания;

4) консультативная и психотерапевтическая помощь;

5) судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

6) прогнозирование психологических последствий изменения среды.

Помимо этого психодиагностические методики это – один из инструментов

научных исследований в психологии личности и межличностных отношений. Таким

образом, психодиагностика служит интересам общества в целом и интересам

конкретных его членов (учащимся, пациентам, клиентам психологических

консультаций).

I. Понятие личности и индивидуальные особенности личности.

Понятия “человек”, ”личность”, “индивидуальность”. Человек – это

биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo

sapiens. В отличие от других животных этот вид наделён сознанием, то есть

способностью познавать сущность внешнего мира, свою собственную природу и в

соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человека, как

биологический вид характеризуют:

1) прямохождение; 2) наличие рук, приспособленных к познанию и труду; 3)

высокоразвитый мозг, пособный в социальных условиях отражать мир в понятиях

и преобразовывать его по своим потребностям, интересам, идеалам.

Человек – существо общественное, и это самый главный его признак.

Общественная жизнь и труд совершенствовали природу человека и подчинили его

себе. Благодаря обществу человек способен не только познавать и трудиться,

но и осознавать свои внутренние процессы, действовать разумно. Самосознание

является вершиной развития сознания человека в филогенезе (истории рода) и

в антогенезе (истории жизни индивида).

Человек является объектом изучения естественных и общественных наук.

Понятие личность уже, чем понятие человек. Личность – категория общественно-

историческая. Личность – объект исследования только общественных наук:

истории, философии, этики, эстетики, психологии, педагогики.

Личность – сознательный индивид, занимающий определённое положение в

обществе и выполняющий определённую общественную роль. Роль – это

социальная функция личности: роль матери и отца – воспитание детей, роль

директора школы – управление коллективом, организация процесса обучения.

Позиция личности – это система её отношений к материальным условиям жизни,

к обществу, людям, к себе, к собственным и общественным обязанностям,

труду. Эти отношения характеризуют нравственный облик личности, её

социальные установки. Материалистическая философия и психология

рассматривают личность как социальную сущность. Личность – это тот же

человек, но взятый со стороны его общественной значимости и общественной

деятельности.

Понятие об индивидуальности. Индивидуальность – это личность в её

своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду

оригинальность личности. Индивидуальностью определяется какая-либо главная

черта личности, делающая её непохожей на окружающих. Индивидуальность

может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах или во

всех видах психической деятельности.

Оригинальность интеллекта состоит в способности видеть то, чего не замечают

другие, это особенность переработки информации, то есть умение ставить

проблемы и решать их. Особенность воли проявляется в силе воли, мужестве,

самообладании. Оригинальность может состоять в своеобразном сочетании

свойств конкретного человека, придающем особый колорит его поведению или

действиям. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее,

полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении

психологии личности и других направлениях психологии.

В быту и в науке часто со словом “индивидуальность” используют слово

“индивид”. Под “индивидом” понимают данного конкретного человека со всеми

присущими ему особенностями.

II. Психодиагностика как наука.

1. Предмет и принципы психодиагностики

Психодиагностика - это не только направление в практической

психологии, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как

установление психологического диагноза – описание состояния объектов, коими

могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных

методов, может входить составной частью в эксперимент или выступать

самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности

практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на

исследование.

Психодиагностика понимается двояко:

1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением

вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся

психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его

свойств;

2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально –

психодиагностических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3

основных этапа:

1. Сбор данных.

2. Переработка и интерпретация данных.

3. Вынесение решения – психологический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как наука определяется, как область психологии,

разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально –

психологических особенностей личности.

Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и

постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека.

Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических

построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений –

способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира

обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения

психических явлений, тенденции их изменения, качественные и

количественные характеристики этих изменений;

Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет

увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале

психической реальности при условии их нетождественности;

Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика

формируются в деятельности человека, деятельность одновременно

регулируется сознанием и психикой;

Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных

особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его

онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик –

способов получения достоверных данных о содержании переменных психической

реальности. Современная психодиагностика выделилась в отдельную область

научных и практических психодиагностических знаний.

2. Основные методы психодиагностики и их классификация

В насоящее время созданы и практически используются множество

психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке

были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым

современным наукам, напр. физике. Это требования операционализации и

верификации.

Операционализация – предполагает указания на практические действия

или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться

в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами,

которые ему приписываются.

Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот

и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е.

на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно

представить в виде следующей схемы:

Таблица 1

Классификация психодиагностических методов

|МЕТОДЫ |

Существуют также другие методы психолого-педагогического исследования,

такие как, ранжирование, рейтинг, и метод графов.

3. Краткие характеристики

психодиагностических методик.

Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому

предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о

психологии испытуемого.

Эти методики просты для разработки, использования и обработки

результатов.

Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них

испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

. субъективность, которая проявляется как в выборе самих

вопросов, так и в интерпретации ответов на них;

. эти методики трудно стандартизировать, а следовательно,

добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

1. Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные

испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный

характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых

изображений.

2. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными,

рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее

валидные и информативные.

3. Объективно– манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми

задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит

нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

Более развернутую классификацию психодиагностических методик

можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 2)

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.