реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Профессиональное самоопределение старшеклассников

реферат

реально возникают не только при переходе от одной стадии процесса

профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого

процесса. Как показывают наблюдения, анализ опыта организации

профессиональной подготовки, в практике учебно-воспитательной работы

профессиональных учебных заведений разных типов нередки случаи, когда уже к

концу первого, а особенно часто на втором или третьем (в зависимости от

типа учебного заведения) году обучения, у учащегося может измениться

отношение к процессу овладения профессией. Это так называемый отрицательный

синдром 2-го — 3-го года профподготовки. Они разочаровываются в своем

профессиональном выборе, а иногда даже задумываются о смене учебного

заведения и перемене специальности. При этом существенно то, что все это

может иметь место при неплохих в целом показателях (учебных оценках)

успешности обучения и выполнения заданий во время прохождения практики. Это

означает, что дело здесь не в способностях. В психологическом плане в

подобных случаям складывается своего рода парадоксальная ситуация:

учащийся, объективно находясь в стенах профессионального учебного

заведения, то есть на второй стадии процесса профессионального становления,

субъективно, т.е. психологически, вновь оказывается на пороге лишь первой

стадии этого процесса, а может быть даже лишь на подступах к ней. Говоря

иначе, в процессе профессионального становления возможно и обратное,

регрессивное движение. Возможность появления таких ситуаций обратного

движения в процессе профессионального становления и развития личности

требует к ним особенно пристального внимания со стороны педагогов, школьных

психологов и самих учащихся. Знание индивидуальной динамики и хода процесса

профессионального становления и развития каждого конкретного учащегося,

осознание каждым из них своих собственных личностных особенностей является

непременным психологическим условием своевременного оказания

психологической помощи в преодолении возникающих здесь проблем и

затруднений.

3.3. Методы работы в переломные периоды профессионального выбора

Совершенно ясно, что для оказания такой помощи недостаточно ограничиться

лишь внешней наблюдаемой стороной этих явлений. Здесь важно знать более

глубокие психологические причины, а не только их следствия, и

воздействовать именно на эти причины. В чем же суть этих причин и средств

их учета и устранения.

При объяснении этих ситуаций очень часто апеллируют к интересам учащихся,

к их роли в процессе профессионального становления. Изменение отношения к

процессу профессионализации по избранной специальности, разочарование в

ней, появление чувства неудовлетворенности в этих случаях пытаются найти в

снижении или угасании интереса к процессу профессионального обучения, к

избранной профессии, к самому профессиональному учебному заведению, выбор

которых первоначально был сделан, казалось бы, вполне самостоятельно и

осознанно. Проблема интереса, как и проблема способностей, несомненно

относится к числу тех психологических проблем, которые являются важнейшими

для практической педагогики и психологии.

Поиск ответа на этот вопрос часто приводит к выводу о том, что изменение

фиксируемого практическими психологами отношения учащихся к процессу

овладения профессией оказывается связанным с тем, что либо получаемая

профессия, либо процесс овладения ею, либо сама реальная жизнь в

профессиональном учебном заведении открывается учащимся какими-то новыми

сторонами, к восприятию которых и взаимодействию с которыми они не были

готовы. В их психологической и практической подготовке к поиску и выбору

профессиональной карьеры, овладению профессиональным мастерством, в их

мотивационной сфере, на которой базируется вся трудовая и профессиональная

направленность личности, имеются серьезные изъяны и дефекты. В результате

происходит изменение, переосмысление тех оснований, причин, мотивов и

целей, по которым, .и ради достижения и удовлетворения которых, учащиеся

выбирали профессию, поступали в профессиональное учебное заведение. Такого

рода переосмысления и представляют собой трансформацию смысловых опор и

смысловых отношений учащихся к процессу профессионализации, которые и

нередко реально приводят к перестройке всей смысловой сферы личности, и

драматически проявляют себя в распаде будущего профессионального «Я», в

утрате смысла бытия, о чувстве потери себя.

Каждый год, таким образом, происходит обновление около 500 видов труда, а

если взять нашу нынешнюю действительность, когда за считанные последние

годы появилось множество совершенно новых профессий — брокер, дилер,

маклер, коммивояжер, рекламный агент, маркетолог, менеджер, предприниматель

и т.п. И все это при сроках профессиональной подготовки от 1—1,5 до 3—5

лет. Поэтому учащийся должен быть все время готов к переквалификации, к

переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений.

Профессиональная подготовка в настоящее время все более и более становится

непрерывным процессом, постепенно превращается в процесс непрерывного

образования и профессионального развития личности.

В психологическом плане эта объективная противоречивая ситуация выступает

для человека как одно из субъективных условий, определяющих его настрой и

внутреннее отношение, в которых протекает процесс его профессионализации.

Профессиональное развитие и совершенствование особенно на начальных этапах

процесса профессионального становления, может стать причиной дестабилизации

отношения учащихся к выбору профессии и процессу овладения ею. Последнее

проявляет себя в падении интереса, появлении чувства тревоги, в

возникновении некоторой неуверенности в возможности выбрать дело, которое

могло бы стать смыслом жизни, и которому человек мог бы посвятить себя по

возможности более полно. Суть такого рода неуверенности кратко, но,

разумеется, с долей условности, можно выразить словами: «Сколько ни учись,

все равно придется переучиваться. Зачем я в таком случае буду стараться.»

Вот почему профконсультанту и практическому психологу важно оценить

возможности и отношение каждого конкретного учащегося к профессиональному

обучению и направленность его личности на продолжение профессионального

совершенствования. Именно их диагностика позволит говорить о наличии или

отсутствии у того или иного учащегося смысловых опор личностного роста в

процессе поиска и выбора профессиональной карьеры.

Мы уже говорили, что те или иные проблемы и кризисы в профессиональном

становлении и развитии личности могут возникать не только при переходе от

одной стадии к другой, но и внутри отдельных стадий. В связи с проблемой

психологической готовности человека, делающего профессиональную карьеру, к

переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений, и

направленности его личности нанепрерывное продолжение профессионального

совершенствования и развития, особого внимания заслуживает проблема

профессиональной стагнации. Это явление обнаруживает себя на достаточно

поздних стадиях профессионализации личности и проявляется в остановке,

прекращении профессионального роста и развития. Интересные данные, в связи

с этим явлением, можно найти в работе Л.М.Митиной (1994). Автор показывает,

что учителя с большим стажем работы, накопив достаточную, по их мнению,

теоретическую и практическую базу преподаваемого предмета, приемы и

средства для достижения поставленной цели, имен большой практический опыт,

нередко прекращают свое профессиональное самообразование и самовоспитание.

Более того, довольно часто учителя со стажем в новой информации ищут не

столько новизну, сколько подтверждение своему опыту, что, по принципу

положительной обратной связи, неизбежно усиливает явление стагнации. Все

это еще раз подчеркивает, сколь важно знать отношение и готовность человека

к профессиональному обучению и его продолжению.

Ниже приводится небольшой тест для первичной экспресс-оценки отношения и

готовности учащихся к профессиональному обучению. В своем исходном варианте

тест был предложен в книге Э.Чапмена (1990) «Ваши первые 30 дней (Создание

имиджа профессионала на новом месте работы)» и на русском языке представлен

В.А. Поляковым в книге «Технология карьеры», тест был модифицирован для

учащихся.

3.3.1. ТЕСТ «КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ОБУЧЕНИЮ»

(Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков)

Инструкция: ниже приведены восемь пар высказываний. Оцените свое

отношение к высказываниям в каждой паре следующим образом: если вы

полностью согласны с высказыванием, расположенным слева, то на шкале этой

пары высказываний отметьте знаком «х» цифру 10, если — с высказыванием,

расположенным справа, то на той же шкале знаком «х» отметьте цифру 1.

Промежуточные варианты ответов отмечаются тем же знаком «х» у цифр от 9 до

5, если вы больше, но все-таки не совсем, склонны согласиться с

высказыванием, расположенным слева, и от 5 до 2 — с высказыванием,

расположенным справа.

|Лучше приступать к | |Лучше полагаться на уже|

|работе, зная, что вам |1 2 3 4 5 |имеющиеся у вас знания |

|есть чему поучиться |6 7 8 9 10 | |

|Лучше делать так, как | |Лучше делать по-своему,|

|принята в том месте, | |пока не скажут делать |

|где вы стали работать,|1 2 3 4 5 |иначе |

|пока не будет |6 7 8 9 10 | |

|уверенности, что ваш | | |

|способ лучше | | |

|Обычно выполнить | |Существует только один |

|работу можно не |1 2 3 4 5 |способ правильно |

|единственным способом |6 7 8 9 10 |выполнить работу |

|В первый месяц | |Руководству нет дела до|

|поступления на работу | |обучения, важна только |

|обучение может |1 2 3 4 5 |производительность |

|оказаться важнее, чем |6 7 8 9 10 | |

|производительность | | |

|Задавая вопросы можно | |Задавая вопросы вы |

|эффективно обучаться |1 2 3 4 5 |раздражаете коллег и |

| |6 7 8 9 10 |выглядите глупо |

|Высказывая желание | |Высказывая желание |

|учиться, вы | |учиться, вы |

|демонстрируете |1 2 3 4 5 |демонстрируете |

|правильное отношение к|6 7 8 9 10 |собственную |

|работе | |беспомощность |

|Признать, что вам | |Признать, что вам нужна|

|нужна помощь лучше, |1 2 3 4 5 |помощь, означает |

|чем наделать ошибок |6 7 8 9 10 |расписаться в своей |

| | |несостоятельности |

|Вас приняли на работу | |Вас приняли на работу |

|за то, что вы можете | |для выполнения |

|обучаться, а не за те |1 2 3 4 5 |определенной |

|знания, которые уже |6 7 8 9 10 |деятельности |

|есть | | |

Обработка результатов: (при первичном обсчете показателей) производится

путем суммирования цифр (баллон), отмеченных знаком «х» по всем шкалам. Чем

больше баллов получает обследуемый в суммарной оценке, тем лучшим

(позитивным) является его отношение и готовность к обучению. При вторичной

обработке данных производится более тонкая, дифференцированная качественная

оценка результатов. С этой целью цифры, отмеченные обследуемым знаком «х»,

соединяются последовательно от одной шкалы к другой отрезками прямой линии.

Примеры такого соединения для четырех обследуемых представлены на

приведенных на рис.1 шкалах и обозначены цифрами I, II, III, IV. Чем более

спрямленной оказывается линия, соединяющая все восемь шкал, тем более

выраженной является характеристика отношения и готовности обследуемого к

профессиональному обучению:

• I — ярко выраженное сильное положительное;

• II — ярко выраженное слабое отрицательное;

• III — ярко выраженное нейтральное (безразличное) отношение;

• IV — слабо выраженное положительное отношение к профессиональному

обучению.

Результаты работы с тестом дают возможность каждому обследуемому и

работающему с ним педагогу получить представление об отношении данного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.