реально возникают не только при переходе от одной стадии процесса
профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого
процесса. Как показывают наблюдения, анализ опыта организации
профессиональной подготовки, в практике учебно-воспитательной работы
профессиональных учебных заведений разных типов нередки случаи, когда уже к
концу первого, а особенно часто на втором или третьем (в зависимости от
типа учебного заведения) году обучения, у учащегося может измениться
отношение к процессу овладения профессией. Это так называемый отрицательный
синдром 2-го — 3-го года профподготовки. Они разочаровываются в своем
профессиональном выборе, а иногда даже задумываются о смене учебного
заведения и перемене специальности. При этом существенно то, что все это
может иметь место при неплохих в целом показателях (учебных оценках)
успешности обучения и выполнения заданий во время прохождения практики. Это
означает, что дело здесь не в способностях. В психологическом плане в
подобных случаям складывается своего рода парадоксальная ситуация:
учащийся, объективно находясь в стенах профессионального учебного
заведения, то есть на второй стадии процесса профессионального становления,
субъективно, т.е. психологически, вновь оказывается на пороге лишь первой
стадии этого процесса, а может быть даже лишь на подступах к ней. Говоря
иначе, в процессе профессионального становления возможно и обратное,
регрессивное движение. Возможность появления таких ситуаций обратного
движения в процессе профессионального становления и развития личности
требует к ним особенно пристального внимания со стороны педагогов, школьных
психологов и самих учащихся. Знание индивидуальной динамики и хода процесса
профессионального становления и развития каждого конкретного учащегося,
осознание каждым из них своих собственных личностных особенностей является
непременным психологическим условием своевременного оказания
психологической помощи в преодолении возникающих здесь проблем и
затруднений.
3.3. Методы работы в переломные периоды профессионального выбора
Совершенно ясно, что для оказания такой помощи недостаточно ограничиться
лишь внешней наблюдаемой стороной этих явлений. Здесь важно знать более
глубокие психологические причины, а не только их следствия, и
воздействовать именно на эти причины. В чем же суть этих причин и средств
их учета и устранения.
При объяснении этих ситуаций очень часто апеллируют к интересам учащихся,
к их роли в процессе профессионального становления. Изменение отношения к
процессу профессионализации по избранной специальности, разочарование в
ней, появление чувства неудовлетворенности в этих случаях пытаются найти в
снижении или угасании интереса к процессу профессионального обучения, к
избранной профессии, к самому профессиональному учебному заведению, выбор
которых первоначально был сделан, казалось бы, вполне самостоятельно и
осознанно. Проблема интереса, как и проблема способностей, несомненно
относится к числу тех психологических проблем, которые являются важнейшими
для практической педагогики и психологии.
Поиск ответа на этот вопрос часто приводит к выводу о том, что изменение
фиксируемого практическими психологами отношения учащихся к процессу
овладения профессией оказывается связанным с тем, что либо получаемая
профессия, либо процесс овладения ею, либо сама реальная жизнь в
профессиональном учебном заведении открывается учащимся какими-то новыми
сторонами, к восприятию которых и взаимодействию с которыми они не были
готовы. В их психологической и практической подготовке к поиску и выбору
профессиональной карьеры, овладению профессиональным мастерством, в их
мотивационной сфере, на которой базируется вся трудовая и профессиональная
направленность личности, имеются серьезные изъяны и дефекты. В результате
происходит изменение, переосмысление тех оснований, причин, мотивов и
целей, по которым, .и ради достижения и удовлетворения которых, учащиеся
выбирали профессию, поступали в профессиональное учебное заведение. Такого
рода переосмысления и представляют собой трансформацию смысловых опор и
смысловых отношений учащихся к процессу профессионализации, которые и
нередко реально приводят к перестройке всей смысловой сферы личности, и
драматически проявляют себя в распаде будущего профессионального «Я», в
утрате смысла бытия, о чувстве потери себя.
Каждый год, таким образом, происходит обновление около 500 видов труда, а
если взять нашу нынешнюю действительность, когда за считанные последние
годы появилось множество совершенно новых профессий — брокер, дилер,
маклер, коммивояжер, рекламный агент, маркетолог, менеджер, предприниматель
и т.п. И все это при сроках профессиональной подготовки от 1—1,5 до 3—5
лет. Поэтому учащийся должен быть все время готов к переквалификации, к
переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений.
Профессиональная подготовка в настоящее время все более и более становится
непрерывным процессом, постепенно превращается в процесс непрерывного
образования и профессионального развития личности.
В психологическом плане эта объективная противоречивая ситуация выступает
для человека как одно из субъективных условий, определяющих его настрой и
внутреннее отношение, в которых протекает процесс его профессионализации.
Профессиональное развитие и совершенствование особенно на начальных этапах
процесса профессионального становления, может стать причиной дестабилизации
отношения учащихся к выбору профессии и процессу овладения ею. Последнее
проявляет себя в падении интереса, появлении чувства тревоги, в
возникновении некоторой неуверенности в возможности выбрать дело, которое
могло бы стать смыслом жизни, и которому человек мог бы посвятить себя по
возможности более полно. Суть такого рода неуверенности кратко, но,
разумеется, с долей условности, можно выразить словами: «Сколько ни учись,
все равно придется переучиваться. Зачем я в таком случае буду стараться.»
Вот почему профконсультанту и практическому психологу важно оценить
возможности и отношение каждого конкретного учащегося к профессиональному
обучению и направленность его личности на продолжение профессионального
совершенствования. Именно их диагностика позволит говорить о наличии или
отсутствии у того или иного учащегося смысловых опор личностного роста в
процессе поиска и выбора профессиональной карьеры.
Мы уже говорили, что те или иные проблемы и кризисы в профессиональном
становлении и развитии личности могут возникать не только при переходе от
одной стадии к другой, но и внутри отдельных стадий. В связи с проблемой
психологической готовности человека, делающего профессиональную карьеру, к
переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений, и
направленности его личности нанепрерывное продолжение профессионального
совершенствования и развития, особого внимания заслуживает проблема
профессиональной стагнации. Это явление обнаруживает себя на достаточно
поздних стадиях профессионализации личности и проявляется в остановке,
прекращении профессионального роста и развития. Интересные данные, в связи
с этим явлением, можно найти в работе Л.М.Митиной (1994). Автор показывает,
что учителя с большим стажем работы, накопив достаточную, по их мнению,
теоретическую и практическую базу преподаваемого предмета, приемы и
средства для достижения поставленной цели, имен большой практический опыт,
нередко прекращают свое профессиональное самообразование и самовоспитание.
Более того, довольно часто учителя со стажем в новой информации ищут не
столько новизну, сколько подтверждение своему опыту, что, по принципу
положительной обратной связи, неизбежно усиливает явление стагнации. Все
это еще раз подчеркивает, сколь важно знать отношение и готовность человека
к профессиональному обучению и его продолжению.
Ниже приводится небольшой тест для первичной экспресс-оценки отношения и
готовности учащихся к профессиональному обучению. В своем исходном варианте
тест был предложен в книге Э.Чапмена (1990) «Ваши первые 30 дней (Создание
имиджа профессионала на новом месте работы)» и на русском языке представлен
В.А. Поляковым в книге «Технология карьеры», тест был модифицирован для
учащихся.
3.3.1. ТЕСТ «КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ОБУЧЕНИЮ»
(Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков)
Инструкция: ниже приведены восемь пар высказываний. Оцените свое
отношение к высказываниям в каждой паре следующим образом: если вы
полностью согласны с высказыванием, расположенным слева, то на шкале этой
пары высказываний отметьте знаком «х» цифру 10, если — с высказыванием,
расположенным справа, то на той же шкале знаком «х» отметьте цифру 1.
Промежуточные варианты ответов отмечаются тем же знаком «х» у цифр от 9 до
5, если вы больше, но все-таки не совсем, склонны согласиться с
высказыванием, расположенным слева, и от 5 до 2 — с высказыванием,
расположенным справа.
|Лучше приступать к | |Лучше полагаться на уже|
|работе, зная, что вам |1 2 3 4 5 |имеющиеся у вас знания |
|есть чему поучиться |6 7 8 9 10 | |
|Лучше делать так, как | |Лучше делать по-своему,|
|принята в том месте, | |пока не скажут делать |
|где вы стали работать,|1 2 3 4 5 |иначе |
|пока не будет |6 7 8 9 10 | |
|уверенности, что ваш | | |
|способ лучше | | |
|Обычно выполнить | |Существует только один |
|работу можно не |1 2 3 4 5 |способ правильно |
|единственным способом |6 7 8 9 10 |выполнить работу |
|В первый месяц | |Руководству нет дела до|
|поступления на работу | |обучения, важна только |
|обучение может |1 2 3 4 5 |производительность |
|оказаться важнее, чем |6 7 8 9 10 | |
|производительность | | |
|Задавая вопросы можно | |Задавая вопросы вы |
|эффективно обучаться |1 2 3 4 5 |раздражаете коллег и |
| |6 7 8 9 10 |выглядите глупо |
|Высказывая желание | |Высказывая желание |
|учиться, вы | |учиться, вы |
|демонстрируете |1 2 3 4 5 |демонстрируете |
|правильное отношение к|6 7 8 9 10 |собственную |
|работе | |беспомощность |
|Признать, что вам | |Признать, что вам нужна|
|нужна помощь лучше, |1 2 3 4 5 |помощь, означает |
|чем наделать ошибок |6 7 8 9 10 |расписаться в своей |
| | |несостоятельности |
|Вас приняли на работу | |Вас приняли на работу |
|за то, что вы можете | |для выполнения |
|обучаться, а не за те |1 2 3 4 5 |определенной |
|знания, которые уже |6 7 8 9 10 |деятельности |
|есть | | |
Обработка результатов: (при первичном обсчете показателей) производится
путем суммирования цифр (баллон), отмеченных знаком «х» по всем шкалам. Чем
больше баллов получает обследуемый в суммарной оценке, тем лучшим
(позитивным) является его отношение и готовность к обучению. При вторичной
обработке данных производится более тонкая, дифференцированная качественная
оценка результатов. С этой целью цифры, отмеченные обследуемым знаком «х»,
соединяются последовательно от одной шкалы к другой отрезками прямой линии.
Примеры такого соединения для четырех обследуемых представлены на
приведенных на рис.1 шкалах и обозначены цифрами I, II, III, IV. Чем более
спрямленной оказывается линия, соединяющая все восемь шкал, тем более
выраженной является характеристика отношения и готовности обследуемого к
профессиональному обучению:
• I — ярко выраженное сильное положительное;
• II — ярко выраженное слабое отрицательное;
• III — ярко выраженное нейтральное (безразличное) отношение;
• IV — слабо выраженное положительное отношение к профессиональному
обучению.
Результаты работы с тестом дают возможность каждому обследуемому и
работающему с ним педагогу получить представление об отношении данного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|