реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Профессиональное самоопределение старшеклассников

реферат

«Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для

определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень

давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге

судей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода

, предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких

бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов,

став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства ,

черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты

для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано

около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все

что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его

искренности.

«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и

мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни –

художники во всех их родах: писатели , музыканты ,живописцы и т.д. –

захватывают действительность целиком , сплошь , сполна , живую

действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие

– мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из

неё какой-то временный скелет , и затем только постепенно как бы снова

собирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё-

таки и не удаётся».

Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по биологическим

признакам поможет несложный экспресс анализ (см. приложение 1).

По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных

людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как

полные антиподы совместимы очень редко.

Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще

мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то

остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие

психологических структур. Предложенная классификация – лишь первый шаг к

познанию самого себя.

Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной

системой , можно также определить к какому типу относиться ребёнок.

Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о

двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со

слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке .Верно и

другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то

прежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не

следует ,конечно , делать вывод , будто человеку на роду написано быть

художником , если у него на первом месте этот тип мышления. Зато

небесполезно знать , что подавляющее большинство художников , скульпторов ,

музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.

Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тут-

то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше

работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина ,которой, как известно,

до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания,

а инвалид , обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в

постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать

себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и

настойчивость ничем не заменить.

2.1 Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении

студентов.

В пору юности все определенней и отчетливей складывается

индивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают те его

индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад

его личности.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по

темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям,

стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные

особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Выбор профессии и

овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе

ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора

будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и

психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируются

отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов

в соответствии с выбранной профессией.

Согласно, И. Кону, профессиональное самоопределение человека

начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на

себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения.

И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение,

которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Экспериментальное

изучение (Шалионов Р.М.) значимости мотивов учебной деятельности и

профессионального выбора подростков и юношей определяющие значение в

учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические,

в выборе профессии – мотивация «на себя». Причем, доминирующая мотивация

выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек

происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на

профессию. [27; с 15].

Как отмечают исследования (С.Е. Фескиной, Н.Л. Ивановой, Н.В.

Комусовой), развитие профессиональной направленности студентов в ВУЗе

определяется предшествующими и более ранними формами выражения

положительного отношения к профессии и стоящие за этим отношением мотивы.

Было обнаружено, что ведущими мотивами поступления в ВУЗ является увлечение

учебным предметом и интересом к профессии. [49; с 252].

А поскольку общей конечной целью обучения в ВУЗе является

профессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своей

будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных

целей обучения. Наиболее обобщенной формой отношения человека к профессии

является профессиональная направленность (становление), которая

характеризуется как интерес к профессии и склонность заниматься ею. Н.В.

Кузьмина выделяет такие свойства профессиональной направленности, как

объективность, специфичность, сопротивляемость, валентность,

удовлетворенность, обобщенность, устойчивость. [49; с 236].

Учебная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов

учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки

зрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут

совпадать или не совпадать с целями обучения.

Как уже было указано, студенческий возраст приходится на период ранней

юности и зрелости. Это возраст, когда завершается созревание личности,

складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.

По сути, это период, в котором осуществляется переход от детства к началу

взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности,

способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к

конструктивному решению различных проблем, профессионального становления.

Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности,

состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов,

идентификации, профессионального становления. И наряду с таким сложным

личностным развитием, большое место занимает именно профессиональное

становление студентов, которое осуществляется в рамках учебной

деятельности.

Становление будущего специалиста как высококвалифицированного

специалиста, по мнению В.А. Якунина, Н.В. Нестеровой, возможно лишь при

сформированном мотивационно-ценностном отношении в его профессиональном

становлении.

Н.Б. Нестерова, анализируя психологические особенности развития

учебно-познавательной деятельности студентов, разделяет весь период

обучения на три этапа:

I этап (I курс) Характеризуется высокими уровневыми показателями

профессиональных и учебных мотивов, управляющие учебной деятельностью.

Вместе с тем они идеализированы, так как обусловлены пониманием их

общественного смысла, а не личностного.

II этап (II, III курс) Отличается общим снижением интенсивности всех

мотивационных компонентов. Познавательные и профессиональные мотивы

перестают управлять учебной деятельностью.

III этап (IV-V курс) Характеризуется тем, что растет степень осознания

и интеграции различных форм мотивов обучения. [49, с 354].

Авторы занимающиеся изучением студенчества попытались выделить

критерии типизации студентов. Так, В.Т. Лисовский и А.В, Дмитриев, помимо

отношения к учебе, ввели такие основания, как научная и общественно-

политическая активность, общая культура и коллективизм. В результате ими

было выделено шесть типов студентов. Несмотря на полноту описания и

легкости нахождения аналогов к выделенным типам среди студенчества, данная

типизация оказывается ограниченной ситуацией обучения в ВУЗе и лишь условно

может быть распространена на будущую деятельность. В этом отношении более

предпочтительно выглядит типология студентов американского колледжа,

полученная Д. Готлибом и Б. Ходкинсом. Ими выделены следующие типы

становления в профессии:

Тип «W» (профессионалы). Они относятся к учебе как к инструменту

подготовки к будущей профессии. Выполняют лишь столько домашних заданий и

упражнений, сколько требуется для того, чтобы не остаться на второй год. По

мнению большинства «профессионалов»», основная причина того, что они

учатся, - это получение профессиональной подготовки и образования.

Тип «X» (нонконформисты). Эти студенты ищут в преподаваемых предметах,

знания о жизни вообще на основе собственного выбора. Не выходят из

библиотек. По их мнению, учебное заведение существует для того, чтобы

удовлетворить их жажду знаний и любопытство к жизни.

Тип «Y» (академики). Эти студенты приближаются к типу «X» с той

разницей, что академики тоже живут книгами, не отрываются от других форм

общественной жизни. Они стараются выделиться, как можно лучше сдать

экзамены.

Тип «Z» (студенческие деятели). Эти студенты большое внимание уделяют

общественным формам жизни, чем самой науке.

Вполне вероятно, что общая направленность сложившейся структуры

интересов данных типов сохраняются и в их дальнейшей деятельности.

Однако стремление авторов найти универсальное основание типологии,

позволяющей как бы предугадать пути развития профессионала, особенно ярко

проявляется в попытках определить уровни профессиональной направленности

студентов. Так, Э.Ф. Зеер выделяет следующие типы студентов по

профессиональной направленности:

I тип – студенты с положительной профессиональной направленностью,

которая представляет ситуацию соответствия личности выбранной профессии,

что предполагает связь между доминирующих, ведущих мотивов с содержанием

профессиональной деятельности.

II тип – студенты окончательно не определившиеся в своем выборе

профессии. Для них приемлем компромисс между неопределением, иногда

негативным отношением к профессии и продолжением обучения в ВУЗе,

перспективой в дальнейшем работать по этой профессией.

III тип – студенты с негативным отношением к профессии. Мотивация их

выбора обусловлена общественными ценностями высшего образования. Они имеют

слабое представление о профессии. Здесь ведущий мотив выражает потребность

не столько в самой деятельности, сколько в различных связанных с ней

обстоятельствах.

Таким образом, как видно из последней типизации, студенты различаются

своей мотивированностью к деятельности.

Известно, что учебная деятельность полимотивирована, так как процесс

обучения совершается для учащихся не в личном вакууме, а в сложном

взаимопереплетении социально-обусловленных процессов. Поэтому, основной

проблемой любого профессионального образования является переход от

актуально осуществляющейся учебной деятельности студентов к усвояемой ими

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.