Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным
обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и
мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик,
направленных на выявление:
1) уровня психического развития;
2) наличия необходимых навыков и умений;
3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
. протекание мыслительного процесса, активность, последовательность,
доказательность, критичность суждений.
. установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.
. затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза,
аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).
. затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.
. особенности оперирования знаниями: дифференцированность, подмена
признаков, выделение существенного.
. состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления
. индивидуальные качества мышления.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
. протекание запоминания и воспроизведения
. значение волевой установки в запоминании
. развитие зрительной и слуховой памяти
. соотношение образной и словесной памяти
. состояние оперативной слуховой памяти.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
. понимание детской обращенной речи. Речевое общение.
. состояние аналитико-синтетической фонематической деятельности.
. нарушение речи. Общее недоразвитие речи.
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
. умение считать предметы. Владение порядковым счетом в прямом и обратном
порядке.
. умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом).
. выполнение элементарных операций с предметами.
. владение представлений равенства, "больше", "меньше".
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ
. эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная выраженность в
поведении, действии. Уступчивость, неустойчивость эмоционального
отношения.
. индивидуальный эмоциональный статус.
ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ
. волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Настойчивость,
склонность к завершению деятельности. Колебания в волевой установке.
Работоспособность, инициативность.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
. интерес к школе. Наличие собственного желания. Личностные ожидания.
Интерпретация собственного отношения к школьному обучению. Осознанность
мотивов школьного обучения.
До начала психологической диагностики психологу необходимо тщательно
ознакомиться с характеристикой на ребенка из дошкольного учреждения,
рисунками, поделками ребенка. Исследование начинается со знакомства с
деятельностью ребенка в естественных условиях (во время игр, занятий, при
выполнении трудовых поручений и т.д.).
Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с
ребенком, правильного отношения к психологу необходимо провести беседу.
Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей
представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с
помощью его любимых игр, занятий. В случае ухода от вопросов, отказа от
общения можно предложить интересную книгу, игрушку, постепенно входя в
контакт с ребенком.
В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная
обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к
личности ребенка.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
включает следующие этапы:
I. Изучение общих анамнестических сведений о ребенке.
II. Диагностика состояния готовности ребенка к школьному обучению.
III. Составление карты состояния готовности ребенка к школе.
IV. Заключение об индивидуальных особенностях готовности ребенка к школе.
V. Психолого-педагогические рекомендации.
I. ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О РЕБЕНКЕ
1. Фамилия, имя, отчество ребенка.
2. Место рождения, адрес.
3. Пол: М- 3.0 Ж- 3.1 (обвести кружком)
4. Возраст: 5-6 лет - 4.0 6-7 лет - 4.1 (обвести кружком)
5. Детский сад: не посещает - 5.0 посещает массовый - 5.1
посещает
специальный - 5.2
6. Состав семьи: семья полная - 6.0 Мать разведена - 6.1
Одинокая
мать - 6.2
Мать и
отчим - 6.3
Отец и
мачеха - 6.4
Другие
родственники - 6.5
7. Количество детей: один - 7.0 Двое - 7.1
Трое - 7.2
Четверо -
7.3
Более
четверых - 7.4
8. Отец: не работает - 8.0 Работает - 8.1
9. Мать: не работает - 9.0 Работает - 9.1
10. Экономическое положение семьи:
Неблагоустроенность - 10.0
Средние, удовлетворительные условия - 10.1
Достаток и благоустроенность - 10.2
Изобилие, прекрасные условия - 10.3
11. Здоровье родителей (отца, матери):
Отягощенность отца или матери:
Оба здоровы - 11.0 Сифилисом - 11.5
Психозами - 11.1 Эндокринными или
сердечно-
Алкоголизмом - 11.2 сосудистыми болезнями
- 11.6
Припадками - 11.4 Прочими
заболеваниями - 11.7
Олигофренией - 11.4
12. Здоровье ребенка:
Практически здоров - 12.0
Нарушения в физическом развитии (рост, вес) - 12.1
Нарушения в движениях (скованность, расторможенность, параличи,
парезы, стереотипные и навязчивые движения) - 12.2
Выраженная утомляемость – 12.3
Для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению
составлена система методик, по каждой разработаны шкальные оценки в
соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет.
Каждая методика представлена в соответствии с единым алгоритмом:
1) название методики
2) автор методики или ее модификации
3) назначение методики
4) оборудование для исследования по методике
5)инструкция для обследуемого
6) процедура обследования, его продолжительность и форма проведения
7) обработка результатов обследования
8) шкальные оценки результатов
9) возрастные нормы
10) интерпретация результатов.
По каждой психологической позиции и по каждой методике разработана
система определения уровня развития ребенка. Выделяется пять уровней по
следующей значимости:
1 уровень – очень высокий
2 уровень – высокий
3 уровень – средний (норма)
4 уровень – низкий
5 уровень – очень низкий (уровень педагогической озабоченности).
В процессе использования каждой из конкретных методик следует
обращать внимание на ряд общих моментов.
1) Понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания важно
установит, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если
нет, то делает ли попытки понимать.
2) Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить выполняет
ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить
внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие
показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения
предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность
ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему
помощью.
3) Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт
обследования. Фиксируются отношения к работе, реакции на похвалу или
неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования
неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности
ребенка, вскрыть ее особенности.
Нарушения речи фиксируются в процессе проведения
психологического обследования.
Детям с нарушением речи рекомендуется консультироваться у
логопеда.[6] Дети, обнаружившие по психическому развитию низкий и
очень низкий уровень и составившие группу риска и группу
педагогической озабоченности, проходят специальное дополнительное
углубленное психоневрологическое обследование. Его результаты
заносятся в карту индивидуального обследования ребенка на основе
протоколов обследования.
Методические приемы для проведения диагностического обследования
ребенка должно быть по возможности краткими – экспресс-методиками,
удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.
Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным.
Необходимо применять разные модификации в соответствии с возрастом
детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью
игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры, т.к. дети не умеют описывать
свои чувства, им легче их выразить в рисунках.
После проведения первичного знакомства с ребенком, можно
начинать собственно психодиагностическое обследование.
Мы предлагаем систему методик для проведения обследования
готовности ребенка к школьному обучению.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА. МЫШЛЕНИЕ.
МЕТОДИКА 1.1
Практически – действенное мышление
ЦЕЛЬ: оценка зрительно-моторной координации, уровня практически-
действенного мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: тестовый бланк, фломастер, секундомер.
ИНСТРУКЦИЯ: Перед тобой лежит лист бумаги. Представь себе, что кружки – это
кочки в болоте, помоги зайцу пробежать по этим кочкам, чтобы не утонуть в
болоте. Нужно поставить точки посредине кружков (экспериментатор показывает
на своем месте, что точка ставится одним прикосновением фломастера). Заяц
должен пробежать по болоту за полминуты. Когда я скажу “стоп”, нужно
остановиться. Сколько раз можно дотронуться до кружочка? Как нужно ставить
точки? (Верно, начинай).
ПРОЦЕДУРА: Работа может быть организована как индивидуально, так и в группе
из 3-4 человек. Она продолжается 30 секунд до команды “стоп”!
ОБРАБОТКА: Учитывается общее количество точек, поставленных за 30 секунд и
число ошибок. Ошибками считаются точки вне кружков, точки, попавшие на
окружность. Вычисляется коэффициент успешности выполнения задания:
п – п I , где п – число точек за 30 секунд;
п
По коэффициенту определяется уровень успешности выполнения задания:
I - 1
II – 0,99 – 0,76
III – 0,75 – 0,51
IV – 0,50 – 0,26
V – 0,25 – 0
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия, имя Уровень
выполнения
Возраст
задания …………….
Детское учреждение
Группа
Дата
ТЕСТОВЫЙ БЛАНК К МЕТОДИКЕ I.I
МЕТОДИКА 1.2
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (4-й лишний)
ЦЕЛЬ: определение уровня развития операции классификации на невербальном
уровне.
ОБОРУДОВАНИЕ: 5 карт с изображением набора из 4-х предметов, один из
которых не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному
признаку, то есть “лишний”.
ИНСТРУКЦИЯ: рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний?
Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке, как называются одним
словом предметы?
ПРОЦЕДУРА: испытуемому поочередно предлагается 5 карт различной тематики.
1. Карта “Овощи-фрукты”: яблоко, груша, морковь, слива.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|