игроков, которые пришли просто отдохнуть, свойственно обвинять крупье,
например: «Ну и тяжелая же у тебя рука». Для азартных же игроков крупье
служит не только причиной проигрыша, но и объектом, который можно во всем
обвинить, выплеснуть свое негодование /см. приложение №3/. Такое поведение
очень похоже на то, что говорит К. Леви-Строс о племени азанде: «Поднимет
ли человека на рога буйвол, сломается ли чердак, опоры которого подточены
термитами и упадет человеку на голову, азанде станут утверждать, что буйвол
или чердак – это причины, соединяющиеся с колдовством, чтобы убить
человека». /30/. «Отличие его мышления от мышления человека развитой
культуры состоит лишь в том, что, классифицируя впечетления, он выбирает
иные, более наглядные и непосредственно воспринимаемые признаки, что
способы его обобщений остаются многообразными и неустойчивыми»./36/. То же
происходит и с игроками в казино.
Мы же можем определить выигрыш или проигрыш игроков скорее как
подтверждение теории вероятности.
Основной же вывод, который необходимо сделать при анализе данной
эмпирической части , что безусловно есть причинно-следственное мышление, но
в ситуации азартной игры (стресса), связанной с мотивацией игроков, игроки
ведут себя без учета причинно-следственных связей. Они выдвигают
эмоциональные гипотезы, за которыми стоит мифологическое мышление. По
К.Леви-Стросу мифологическое и научное мышление сосуществуют, а не являются
разными стадиями развития мышления, где научное мышление заменяет
мифологическое. /30,55/. Следовательно, в ситуации азартной игры научное
мышление как бы замещается мифологическим, и игрок действует под влиянием
мифологического мышления. Игрок не способен понять, что он борется с
теорией вероятности, которая лежит в основе этой игры, и что наилучшим
выходом, наилучшим учетом причинно-следственных связей был бы отказ от
игры, однако, люди продолжают «играть с судьбой», веря в то, что именно ему
должно повезти, и он разбогатеет. /см. приложение№3/.
Актуальность изучения данной проблемы в том, что в жизне человека
встречается много ситуаций, которые подобны ситуации игре в казино, и важно
понять почему человек действует под влиянием мифологического мышления, не
учитывая причинно-следственных связей; и возможно даже научить человека
ориентироваться на объективные связи между явлениями, а не на эмоциональные
гипотезы.
Выводы.
1. Рассмотрев филогенетические тенденции развития предусмотрительности,
можно с уверенностью сказать, что у высших животных обнаруживаются
зачатки причинно-следственного мышления, что проявляется в сложной
орудийной деятельности антопоидов. Можно сказать, что это явилось основой
развития предусмотрительности у человека.
Рассматривая линию антропогенеза можно сделать следующие выводы.
Происходит увеличение масштаба познания, происходит усовершенствование и
усложнение орудий. Человек начинает учитывать прошлое, настоящее и будущее,
то есть происходит ориентация на причинно-следственные связи. Трудно
предположить, что отсутствует предусмотрительное поведение там, где
учитываются причинно-следственные связи.
Проблема учета причинно-следственных связей, предусмотрительное
поведение, как явление, необходимо в жизни человека. Существует психолого –
педагогическая проблема формирования предусмотрительности у детей, это
актуально не только для жизни ребенка, но и для его будущей жизни во
взрослом мире.
2. В ходе эксперимента была обнаружена способность детей к установлению
причинно-следственных связей, к предусмотрительному поведению. В ходе
эксперимента происходит утверждение ребенком причинно-следственных
отношений. Можно с уверенностью сказать, что наша гипотеза подтвердилась.
3. Явление предусмотрительного поведения не является устойчивым, оно
формируется в эволюции и будучи не устойчивым, замещается в экстремальной
обстановке мифологическим мышлением, что было показано в нашей работе на
примере игроков казино. Так же мы можем отметить, что и вторая наша
гипотеза подтвердилось, это говорит о том, что в ситуации азартной игры
человек основывается на тенденциях мифологического мышления, не учитывая
причинно-следственных связей в ситуации стресса. Эта проблема носит
личностный характер и может быть преодолена при правильном подходе, не
только к формированию предусмотрительности, но и к воспитанию
потребностно-мотивационной сферы человека.
4. Главный и основной вывод, который необходимо здесь сделать, это
актуальность и необходимость изучения явления предусмотрительности.
Предусмотрительное поведение – необходимое условие адекватного
существования человека в социуме.
Библиография.
1. Алексеев В.П. «В поисках предков» М. 1968.
2. Анохин П.К. «Философские аспекты теории функциональной системы» М: Наука
1978.
3. Асмолов А.Г. «Проблема установки в необихевиоризме: прошлое и настоящее»
с.60-111 // «Вероятностное прогнозирование в деятельности человека» М:
Наука 1977.
4. Ахунджанова С.А. «Развитие речи старшего дошкольник в совместных со
сверстниками видах деятельности» // «Проблемы возрастной психологии:
тезисы докладов к 7 съезду общества психологов» М. 1989.
5. Блок О.Г. «Становление интеллектуальной саморегуляции в онтогенезе» //
«Проблемы возрастной психологии: тезисы докладов к 7 съезду общества
психологов» М.1989.
6. Брушлинский А.В. «О природных предпосылках психического развития
человека» М. 1977.
7. Брушлинский А.В. «Культурно – историческая теория мышления» М: Высшая
школа 1968.
8. Брушлинский А.В., Воловикова М.И. «О мышлении как прогнозировании» с.32-
41 // Вопросы психологии 1976 №4
9. Бюлер К. «Очерк духовного развития ребенка» М. 1930.
10. Валлон А. «Психическое развитие ребенка» М: Просвещение 1967.
11. Венгер А.А. «Развитие понимания причинности у дошкольников» с.87-99 //
Вопросы психологии 1958 №2.
12. Венгер Л.А. «Овладение опосредованным решением познавательных задач»
с.43-50 // Вопросы психологии 1983 №2.
13. Веракс Н.Е. «Особенности преобразования противоречивых проблемных
ситуаций дошкольниками» с.123-127 // Вопросы психологии 1981 №3.
14. Выготский Л.С. Собр. Сочинений в 6томах / т.3 М: Педагогика 1983.
15. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций» Из неопубл. трудов
М.1960.
16. Гальперин П.Я. «Умственные действия как основа формирования мысли и
образа» с.58-69 // Вопросы психологии 1957 №6.
17. Герцен А.И. «Избранные философские сочинения» М. 1940.
18. Гофаров А.З. «К проблеме перцептивной экстраполяции» с.237-243 //
«Сенсорные и сенсомоторные процессы» М: Педагогика 1972.
19. Давыдов В.В. «Теории развивающего обучения» М. 1996.
20. Ерахтин А.В., Портнов А.Н. «Философские проблемы этологии и
зоопсихологии» М: Знание 1984.
21. Запорожец А.В. «Развитие логического мышления у детей в дошкольном
возрасте» с.81-91 // «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» М.-
Л. 1948.
22. Кестер Э. «Антиципация в решении новых задач» с.35-37 // Новые
исследования в психологии 1974 №1.
23. Кликсе Ф. «Пробуждающееся мышление» М: Прогресс 1983
24. Кочеткова В.И. «Палеоневрология» М: МГУ 1973.
25. Крушинский Л.В. «Биологические основы рассудочной деятельности» 2-е
изд. М: МГУ 1986.
26. Крушинский Л.В., Молодкина Л.М. «Экспресс-информационные ассоциации как
основа некоторых сложных форм поведения животных» с.58-63 // «Сложные
формы поведения» М.-Л. Наука 1965.
27. Ладыгина-Котс Н.Н. «Исследование познавательной способности антрапоида»
М. 1923
28. Ладыгина-Котс Н.Н. «Конструктивная и орудийная деятельность высших
обезьян» М. 1959.
29. Ладыгина-Котс Н.Н. «Особенности элементарного мышления животных» с.13-
24 // Вопросы психологии 1955 №3.
30. Леви-Стросс К. «Первобытное мышление» М: Республика 1994.
31. Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики» 3-е изд. М: МГУ 1981.
32. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии 1984 №1 с.159-162.
33. Леонтьев А.Н. «Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте» с.4-
15 // «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста М.-Л. 1948.
34. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. «Антиципация в структуре деятельности» М: Наука
1980.
35. Лосев А.Ф. «Бытие, имя, космос» М.
36. Лурия А.Р. «Об историческом развитии познавательных процессов» М: Наука
1974.
37. Новоселова С.Л. «Развитие мышления в раннем возрасте» М: Педагогика
1978.
38. Обухова Л.Ф. «Этапы развития детского мышления» М. 1972.
39. Першиц А.И. «История первобытного общества» М.
40. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребенка» М: Педагогика-Пресс 1994
41. Поддьяков А.Н. «Проблемы изучения исследовательского поведения» М.
1998.
42. Поддьяков А.Н. «Исследовательское поведение: стратегии познания,
помощь, противодействие, конфликт» М. 2000.
43. Психологический словарь 2-е издание ред. Петровский А.В.,
М.Г.Ярошевский М. 1990.
44. «Психологическая наука в России ХХ столетия» ред. Брушлинский А.В. и
др. М. 2000.
45. «Психология детей дошкольного возраста» ред. А.В.Запорожец,
Д.Б.Эльконин М: Просвещение 1964.
46. Пузырей А.А. «Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и
современная психология» М: МГУ 1986.
47. Регуш Л.А. «Структура и возростная динамика способности к
прогнозированию» с.106-115 // Психологический журнал 1981 Т.2 №5.
48. Рогинский Г.З. «Навыки и зачатки интеллектуальных действий у
антропоидов» Л. 1948.
49. Рогинский Я.Я. «Проблема антропогенеза» М: Высшая школа 1969
50. «Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности
человека» М: Педагогика 1988.
51. Северцев А.Н. «Эволюция и психика» М. 1922.
52. Сергиенко Е.А. «Генезис элементарных форм антиципации» с.73-82 //
Психологический журнал 1988. Т.9 №6.
53. Сергиенко Е.А. «Антиципация в раннем онтогенезе человека» М: Наука
1992.
54. Степанский В.И. и др. «Применение нормированных коэффицентов в
исследовании вероятностного прогнозирования» с.116-120 // Вопросы
психологии 1980 №1.
55. Тульвисте П. «Культурно-историческое развитие вербального мышления»
Таллин: Валгус 1988.
56. Фабри К.Э. «Основы зоопсихологии» М: МГУ 1993.
57. Фейгенберг И.М. «Видеть, предвидеть, действовать» М: Знание 1986.
58. Фейгенберг И.М. «Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга»
с.59-67 // Вопросы психологии 1963 №2.
59. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. «Взаимоотношение условной и
ориентировочной реакции» с.39-47 // Вопросы психологии 1996 №5.
60. Фейгенберг И.М. «Память и вероятностное прогнозирование» с.37-47 //
Вопросы психологии 1973 №1.
61. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. «Вероятностное прогнозирование и
преднастройка к движениям» М: МГУ 1978.
62. Философский энциклопедический словарь 2-е издание М: Советская
энциклопедия 1989.
63. Хрустов Г.Ф. «Критерий человека» М, 1994.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Средняя группа , речевые высказывания по ходу эксперимента.
Первая попытка (столы сдвинуты):
Все дети поняли задание. Прокатили мячики по двум столам (от
маленького до большого) с первого раза.
Вторая попытка (столы раздвинуты на 2см.):
Дети не отреагировали на дырку между столами. Также как и в первой
попытке прокатили мячики до финиша (от маленького до большого).
Третья попытка (столы раздвинуты на 4см.):
«Я подглядывал, вы мячики прятали».
«Я хочу первым бросать, у меня лучше получается их катать».
На промежуток между столами дети не отреагировали. С увлечением
пытались докатывать мячики до финиша.
Четвертая попытка (столы раздвинуты на 6см.):
«Я подглядывал».
«Я тоже подглядывал»
Детям не нравятся раздвинутые столы, каждый из них, когда кидает
мячики, пытается их сдвинуть (приходится незаметно возвращать их в нужное
положение). Однако, в спонтанных высказываниях дети не обнаруживают реакции
на раздвинутые столы.
Пятая попытка (столы раздвинуты на 8см.):
«Гол!»
«У меня получилось!»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|