реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Предусмотрительное поведение: явления и механизмы

реферат

игроков, которые пришли просто отдохнуть, свойственно обвинять крупье,

например: «Ну и тяжелая же у тебя рука». Для азартных же игроков крупье

служит не только причиной проигрыша, но и объектом, который можно во всем

обвинить, выплеснуть свое негодование /см. приложение №3/. Такое поведение

очень похоже на то, что говорит К. Леви-Строс о племени азанде: «Поднимет

ли человека на рога буйвол, сломается ли чердак, опоры которого подточены

термитами и упадет человеку на голову, азанде станут утверждать, что буйвол

или чердак – это причины, соединяющиеся с колдовством, чтобы убить

человека». /30/. «Отличие его мышления от мышления человека развитой

культуры состоит лишь в том, что, классифицируя впечетления, он выбирает

иные, более наглядные и непосредственно воспринимаемые признаки, что

способы его обобщений остаются многообразными и неустойчивыми»./36/. То же

происходит и с игроками в казино.

Мы же можем определить выигрыш или проигрыш игроков скорее как

подтверждение теории вероятности.

Основной же вывод, который необходимо сделать при анализе данной

эмпирической части , что безусловно есть причинно-следственное мышление, но

в ситуации азартной игры (стресса), связанной с мотивацией игроков, игроки

ведут себя без учета причинно-следственных связей. Они выдвигают

эмоциональные гипотезы, за которыми стоит мифологическое мышление. По

К.Леви-Стросу мифологическое и научное мышление сосуществуют, а не являются

разными стадиями развития мышления, где научное мышление заменяет

мифологическое. /30,55/. Следовательно, в ситуации азартной игры научное

мышление как бы замещается мифологическим, и игрок действует под влиянием

мифологического мышления. Игрок не способен понять, что он борется с

теорией вероятности, которая лежит в основе этой игры, и что наилучшим

выходом, наилучшим учетом причинно-следственных связей был бы отказ от

игры, однако, люди продолжают «играть с судьбой», веря в то, что именно ему

должно повезти, и он разбогатеет. /см. приложение№3/.

Актуальность изучения данной проблемы в том, что в жизне человека

встречается много ситуаций, которые подобны ситуации игре в казино, и важно

понять почему человек действует под влиянием мифологического мышления, не

учитывая причинно-следственных связей; и возможно даже научить человека

ориентироваться на объективные связи между явлениями, а не на эмоциональные

гипотезы.

Выводы.

1. Рассмотрев филогенетические тенденции развития предусмотрительности,

можно с уверенностью сказать, что у высших животных обнаруживаются

зачатки причинно-следственного мышления, что проявляется в сложной

орудийной деятельности антопоидов. Можно сказать, что это явилось основой

развития предусмотрительности у человека.

Рассматривая линию антропогенеза можно сделать следующие выводы.

Происходит увеличение масштаба познания, происходит усовершенствование и

усложнение орудий. Человек начинает учитывать прошлое, настоящее и будущее,

то есть происходит ориентация на причинно-следственные связи. Трудно

предположить, что отсутствует предусмотрительное поведение там, где

учитываются причинно-следственные связи.

Проблема учета причинно-следственных связей, предусмотрительное

поведение, как явление, необходимо в жизни человека. Существует психолого –

педагогическая проблема формирования предусмотрительности у детей, это

актуально не только для жизни ребенка, но и для его будущей жизни во

взрослом мире.

2. В ходе эксперимента была обнаружена способность детей к установлению

причинно-следственных связей, к предусмотрительному поведению. В ходе

эксперимента происходит утверждение ребенком причинно-следственных

отношений. Можно с уверенностью сказать, что наша гипотеза подтвердилась.

3. Явление предусмотрительного поведения не является устойчивым, оно

формируется в эволюции и будучи не устойчивым, замещается в экстремальной

обстановке мифологическим мышлением, что было показано в нашей работе на

примере игроков казино. Так же мы можем отметить, что и вторая наша

гипотеза подтвердилось, это говорит о том, что в ситуации азартной игры

человек основывается на тенденциях мифологического мышления, не учитывая

причинно-следственных связей в ситуации стресса. Эта проблема носит

личностный характер и может быть преодолена при правильном подходе, не

только к формированию предусмотрительности, но и к воспитанию

потребностно-мотивационной сферы человека.

4. Главный и основной вывод, который необходимо здесь сделать, это

актуальность и необходимость изучения явления предусмотрительности.

Предусмотрительное поведение – необходимое условие адекватного

существования человека в социуме.

Библиография.

1. Алексеев В.П. «В поисках предков» М. 1968.

2. Анохин П.К. «Философские аспекты теории функциональной системы» М: Наука

1978.

3. Асмолов А.Г. «Проблема установки в необихевиоризме: прошлое и настоящее»

с.60-111 // «Вероятностное прогнозирование в деятельности человека» М:

Наука 1977.

4. Ахунджанова С.А. «Развитие речи старшего дошкольник в совместных со

сверстниками видах деятельности» // «Проблемы возрастной психологии:

тезисы докладов к 7 съезду общества психологов» М. 1989.

5. Блок О.Г. «Становление интеллектуальной саморегуляции в онтогенезе» //

«Проблемы возрастной психологии: тезисы докладов к 7 съезду общества

психологов» М.1989.

6. Брушлинский А.В. «О природных предпосылках психического развития

человека» М. 1977.

7. Брушлинский А.В. «Культурно – историческая теория мышления» М: Высшая

школа 1968.

8. Брушлинский А.В., Воловикова М.И. «О мышлении как прогнозировании» с.32-

41 // Вопросы психологии 1976 №4

9. Бюлер К. «Очерк духовного развития ребенка» М. 1930.

10. Валлон А. «Психическое развитие ребенка» М: Просвещение 1967.

11. Венгер А.А. «Развитие понимания причинности у дошкольников» с.87-99 //

Вопросы психологии 1958 №2.

12. Венгер Л.А. «Овладение опосредованным решением познавательных задач»

с.43-50 // Вопросы психологии 1983 №2.

13. Веракс Н.Е. «Особенности преобразования противоречивых проблемных

ситуаций дошкольниками» с.123-127 // Вопросы психологии 1981 №3.

14. Выготский Л.С. Собр. Сочинений в 6томах / т.3 М: Педагогика 1983.

15. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций» Из неопубл. трудов

М.1960.

16. Гальперин П.Я. «Умственные действия как основа формирования мысли и

образа» с.58-69 // Вопросы психологии 1957 №6.

17. Герцен А.И. «Избранные философские сочинения» М. 1940.

18. Гофаров А.З. «К проблеме перцептивной экстраполяции» с.237-243 //

«Сенсорные и сенсомоторные процессы» М: Педагогика 1972.

19. Давыдов В.В. «Теории развивающего обучения» М. 1996.

20. Ерахтин А.В., Портнов А.Н. «Философские проблемы этологии и

зоопсихологии» М: Знание 1984.

21. Запорожец А.В. «Развитие логического мышления у детей в дошкольном

возрасте» с.81-91 // «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» М.-

Л. 1948.

22. Кестер Э. «Антиципация в решении новых задач» с.35-37 // Новые

исследования в психологии 1974 №1.

23. Кликсе Ф. «Пробуждающееся мышление» М: Прогресс 1983

24. Кочеткова В.И. «Палеоневрология» М: МГУ 1973.

25. Крушинский Л.В. «Биологические основы рассудочной деятельности» 2-е

изд. М: МГУ 1986.

26. Крушинский Л.В., Молодкина Л.М. «Экспресс-информационные ассоциации как

основа некоторых сложных форм поведения животных» с.58-63 // «Сложные

формы поведения» М.-Л. Наука 1965.

27. Ладыгина-Котс Н.Н. «Исследование познавательной способности антрапоида»

М. 1923

28. Ладыгина-Котс Н.Н. «Конструктивная и орудийная деятельность высших

обезьян» М. 1959.

29. Ладыгина-Котс Н.Н. «Особенности элементарного мышления животных» с.13-

24 // Вопросы психологии 1955 №3.

30. Леви-Стросс К. «Первобытное мышление» М: Республика 1994.

31. Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики» 3-е изд. М: МГУ 1981.

32. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии 1984 №1 с.159-162.

33. Леонтьев А.Н. «Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте» с.4-

15 // «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста М.-Л. 1948.

34. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. «Антиципация в структуре деятельности» М: Наука

1980.

35. Лосев А.Ф. «Бытие, имя, космос» М.

36. Лурия А.Р. «Об историческом развитии познавательных процессов» М: Наука

1974.

37. Новоселова С.Л. «Развитие мышления в раннем возрасте» М: Педагогика

1978.

38. Обухова Л.Ф. «Этапы развития детского мышления» М. 1972.

39. Першиц А.И. «История первобытного общества» М.

40. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребенка» М: Педагогика-Пресс 1994

41. Поддьяков А.Н. «Проблемы изучения исследовательского поведения» М.

1998.

42. Поддьяков А.Н. «Исследовательское поведение: стратегии познания,

помощь, противодействие, конфликт» М. 2000.

43. Психологический словарь 2-е издание ред. Петровский А.В.,

М.Г.Ярошевский М. 1990.

44. «Психологическая наука в России ХХ столетия» ред. Брушлинский А.В. и

др. М. 2000.

45. «Психология детей дошкольного возраста» ред. А.В.Запорожец,

Д.Б.Эльконин М: Просвещение 1964.

46. Пузырей А.А. «Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и

современная психология» М: МГУ 1986.

47. Регуш Л.А. «Структура и возростная динамика способности к

прогнозированию» с.106-115 // Психологический журнал 1981 Т.2 №5.

48. Рогинский Г.З. «Навыки и зачатки интеллектуальных действий у

антропоидов» Л. 1948.

49. Рогинский Я.Я. «Проблема антропогенеза» М: Высшая школа 1969

50. «Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности

человека» М: Педагогика 1988.

51. Северцев А.Н. «Эволюция и психика» М. 1922.

52. Сергиенко Е.А. «Генезис элементарных форм антиципации» с.73-82 //

Психологический журнал 1988. Т.9 №6.

53. Сергиенко Е.А. «Антиципация в раннем онтогенезе человека» М: Наука

1992.

54. Степанский В.И. и др. «Применение нормированных коэффицентов в

исследовании вероятностного прогнозирования» с.116-120 // Вопросы

психологии 1980 №1.

55. Тульвисте П. «Культурно-историческое развитие вербального мышления»

Таллин: Валгус 1988.

56. Фабри К.Э. «Основы зоопсихологии» М: МГУ 1993.

57. Фейгенберг И.М. «Видеть, предвидеть, действовать» М: Знание 1986.

58. Фейгенберг И.М. «Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга»

с.59-67 // Вопросы психологии 1963 №2.

59. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. «Взаимоотношение условной и

ориентировочной реакции» с.39-47 // Вопросы психологии 1996 №5.

60. Фейгенберг И.М. «Память и вероятностное прогнозирование» с.37-47 //

Вопросы психологии 1973 №1.

61. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. «Вероятностное прогнозирование и

преднастройка к движениям» М: МГУ 1978.

62. Философский энциклопедический словарь 2-е издание М: Советская

энциклопедия 1989.

63. Хрустов Г.Ф. «Критерий человека» М, 1994.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Средняя группа , речевые высказывания по ходу эксперимента.

Первая попытка (столы сдвинуты):

Все дети поняли задание. Прокатили мячики по двум столам (от

маленького до большого) с первого раза.

Вторая попытка (столы раздвинуты на 2см.):

Дети не отреагировали на дырку между столами. Также как и в первой

попытке прокатили мячики до финиша (от маленького до большого).

Третья попытка (столы раздвинуты на 4см.):

«Я подглядывал, вы мячики прятали».

«Я хочу первым бросать, у меня лучше получается их катать».

На промежуток между столами дети не отреагировали. С увлечением

пытались докатывать мячики до финиша.

Четвертая попытка (столы раздвинуты на 6см.):

«Я подглядывал».

«Я тоже подглядывал»

Детям не нравятся раздвинутые столы, каждый из них, когда кидает

мячики, пытается их сдвинуть (приходится незаметно возвращать их в нужное

положение). Однако, в спонтанных высказываниях дети не обнаруживают реакции

на раздвинутые столы.

Пятая попытка (столы раздвинуты на 8см.):

«Гол!»

«У меня получилось!»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.