реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Научное и житейское понимание психических явлений

реферат

окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью

отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму,

другие частные конкретные параметры.

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как

своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных

границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка

каких-либо факторов.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень

на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных

эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Самая старая по

происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ

форма эмоциональных переживаний -- это удовольствие, получаемое от

удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с

невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный

тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью

организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние

сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Основные

эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно

эмоции, чувства и аффекты. Эмоции, и чувства предвосхищают процесс,

направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и

находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для

человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение

для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут

вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и

чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних

переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне

вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать

свои чувства. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его

индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма

заметны. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально

еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее

или воображаемых ситуациях. Чувства же носят предметный характер,

связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая

особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь,

образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кон- чая высшими

чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и

могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей,

принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

В жизни значительная часть человеческих потребностей формируется

воспитанием, прививается обществом (например, культурные потребности). По

этой причине многие чувства настолько спаяны с умственной деятельностью,

что не существуют вне этой деятельности.

Если человек не осознает опасности, чувство страха не наступает. Зато

значительно позже, когда миновавшая опасность осознается, человека может

обуять страх, и он буквально холодеет при мысли о том, какой угрозе он

подвергался.

Иногда не сразу доходит оскорбительный намек, и тогда с отсрочкой

наступает чувство гнева. Бывает, что отдаленное воспоминание воскрешает

прежние чувства: человек радостно улыбается, вспомнив о приятном событии,

которое произошло в прошлом.

В повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» главный герой, рассказывая

историю своей жизни, не скрыл, как однажды в юности во время вспыхнувшей

жаркой схватки испугался и убежал. Его собеседник Ларис-Медиков, зная

испытанную храбрость Хаджи-Мурата, удивился. Тогда Хаджи-Мурат объяснил,

что он с тех пор всегда вспоминал этот стыд и когда вспоминал, то уже

ничего не боялся.

Стыд оказался сильнее страха благодаря свойству памяти воскрешать прежние

чувства. Это помогало подавлять страх, а впоследствии, видимо, привело к

частичной «атрофии страха».

Общественно-историческая практика накладывает отпечаток на биологическое

«наследство», доставшееся человеку от предков. По мере того как люди от

приспособления к природе переходили к господству над ней, по мере овладения

законами социального развития менялась психика человека. Сегодня человек

может сознательно выбирать занятия, от которых ждет приятных чувств. Но

отрицательные переживания не могут исчезнуть: ведь решение одних проблем

создает массу других. Да, собственно, без контрастных переживаний даже

самые приятные чувства во многом потеряли бы свою ценность. «Что хорошего в

тепле, если холод не подчеркнет всей его прелести ?» - писал Дж. Стейнбек.

Горе и скорбь - неотъемлемая часть человеческой жизни. Без этих чувств

духовный облик человека стал бы ущербным: «Способность ощущать печаль-одно

из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства печали, так же

жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший

ощущение смешного»,- считал К. Паустовский.

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые

видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не

предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая

возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает

собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой

степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной

цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является

стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного

психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его

нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует

деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы,

особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не

только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении

таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-

кишечного тракта.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся

только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав

эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида

деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. Страсть

означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в

едином направлении, сосредоточение их на единой цели.

Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается

всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной

области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать

физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать,

что комплексы органических признаков, сопровождающие различные

эмоциональные процессы, действительно различны.

В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и

животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи

биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В

ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к

биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между

поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин

показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в

экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных

детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила

название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе

эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы,

способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.

Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в

частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть

не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в

психологии широкую известность. Ее авторами явились У. Джеме и К. Ланге.

Джеме считал, что определенные физические состояния характерны для разных

эмоций - любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие

телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно

органические изменения по теории Джемса - Ланге являются первопричинами

эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они

порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала

под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения

в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных

процессов предложил У. Конной. Он одним из первых отметил тот факт, что

телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных

состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для

того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в

высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с

изменениями состояний которых Джеме и Ланге связывали возникновение

эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно

малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние

возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

Психоорганическая теория эмоций (так можно назвать эту теорию) получила

дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга.

На ее базе возникла активационная теория Линдсея - Хебба. Согласно этой

теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации

нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения

и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной

нервной системы. Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных

и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на

психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют

деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости

от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д. О. Хеббу

удалось экспериментальным путем проследить зависимость между уровнем

эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической

деятельности.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую

роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-

психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В

связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека

динамическими особенностями когнитивных процессов.

Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л.

Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у

человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные

представления воплощаются в жизнь, т. е. когда реальные результаты

деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные

эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и

действительными результатами деятельности имеется расхождение. Субъективно

состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как

дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из

состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить

когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали

реально полученному результату, или попытаться получить новый результат,

который бы согласовывался с прежними ожиданиями. В современной психологии

теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы

объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях.

Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих

действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в

детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим

изменениям.

Список использованной литературы.

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.

2. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982.

3. Немов Р.С. Психолгоия. В 3 т. Т.1. М., 1995.

4. Веккер Л. М. Психические процессы. Т.1, 2. ЛГУ, 1974, 1976.

5. Краткий психологический словарь. М., 1980.

6. Лурия А. Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей

психологии. МГУ, 1975.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.