реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Научное и житейское понимание психических явлений

реферат

система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых

ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной

близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и

законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с

этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных

бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения

серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа

забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее

20% от общего числа первоначально выученных слогов.

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых

проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности

человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из

всей поступающей и хранящейся в мозгу человека выбирает всегда определенную

информацию. Понадобилось ввести в теоретическое объяснение мнемических

процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер

соответствующих процессов.

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла

гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом,

на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не

ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация -

гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников

этой теории, определяют память.

В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования

материала, его доведение до целостности, организации в систему при

запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей

человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы

объяснить избирательность мнемических процессов).

Не было найдено удовлетворительного ответа на вопрос о генезисе памяти и

у представителей двух других направлений психологических исследований

мнемических процессов - бихевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников

бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые

разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними

заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в

запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает

память в процессах научения.

Заслугой 3. Фрейда и его последователей в исследовании памяти явилось

выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей

в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены

и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного

забывания, связанные с мотивацией.

Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория

памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в

непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей,

объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые

структуры. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается

смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание

подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или

воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных

смысловых связей.

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и

развитием программирования (языков и приемов составления программ машинной

обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия,

переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к

техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За

несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый

материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.

В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление

в изучении памяти, связанное с общепсихоло- гической теорией деятельности.

В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической

деятельности, включающей систему теоретических и практических действий,

подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и

воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследуется

состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти

от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или

воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и

непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической

деятельности.

Начало изучению памяти как деятельности было положено работами

французских ученых, в частности Л. Жане. Он одним из первых стал трактовать

память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и

хранение материала. Французской школой в психологии была доказана

социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от

практической деятельности человека.

У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в

культурно-исторической теории происхождения высших психических функций.

Были выделены этапы филе- и онтогенетического развития памяти, особенно

произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной.

Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между

различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение

материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе

его мнемической обработки.

Эмоции.

Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний,

отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или

неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его

практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства,

аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены

во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его

активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции и чувства возникли и развивались в процессе эволюции. В чем же

состояло их приспособительное значение?

Жизнь животных отличается неравномерностью нагрузок. Не были здесь

исключением и предки человека. Периоды крайнего напряжения чередуются с

периодами покоя и расслабления. Во время охоты и преследования добычи, в

схватке с сильным хищником, угрожающим жизни, или в момент бегства от

опасности от животного требуется напряжение и отдача всех сил. Необходимо

развить максимальную мощность в критическую минуту, пусть даже это будет

достигнуто с помощью энергетически невыгодных процессов обмена веществ.

Физиологическая активность животного переключается на «аварийный режим». В

таком переключении и состоит первая приспособительная функция эмоций.

Поэтому естественный отбор закрепил в животном царстве это важное

психофизиологическое свойство.

Почему же в ходе эволюции не появились организмы, постоянно работающие на

«повышенных» мощностях? Необходимость в механизме эмоций для приведения в

боевую готовность отпала бы: они всегда находились бы в состоянии

«алертности», Но состояние боевой готовно-

сти связано с очень высокими энергетическими затратами, с неэкономным

расходованием питательных веществ и износом организма; понадобились бы

огромные количества пищи, и большая часть ее пропадала бы впустую. Для

животного организма это невыгодно, лучше обладать болю низким уровнем

обмена веществ и умеренной силой, но при этом иметь резервные механизмы,

которые в надлежащий момент мобилизуют организм на функционирование в более

интенсивном режиме, позволяют развить высокую мощность, когда в ней есть

насущная необходимость.

Другая функция эмоций-сигнальная. Голод заставляет животное искать пищу

задолго до того, как истощатся запасы питательных веществ в организме;

жажда гонит на поиски воды, когда запасы жидкости еще не исчерпаны, но уже

оскудели; боль - сигнал того, что ткани повреждены и находятся под угрозой

гибели. Ощущение усталости и даже изнеможения появляется значительно

раньше, чем подходят к концу энергетические резервы в мышцах. И если

усталость снимается могучими эмоциями страха или ярости, организм животного

после этого в состоянии проделать еще огромную работу.

Наконец, третья приспособительная функция эмоций- их участие в процессе

обучения и накопления опыта. Возникшие в результате взаимодействия

организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных

навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных

факторов.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям

мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о

состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность

и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди,

принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и

оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие

эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение,

удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще

никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер

основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически

обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже

видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с

другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные

и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные

состояния друг друга.

Врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения.

Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в

результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к

жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения

эмоциональных состояний и отношений человека к чему-либо.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал

знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как

средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех

или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоционально- выразительные движения человека -- мимика, жесты, пантомимика

- выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку информации о

состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент

происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на

того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных

движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит

на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали

тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа

обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что првдсходит вокруг.

Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются

важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством

которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают

отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам

деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее

хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и

разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных

процессов -- аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том,

что он, навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой

определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения

ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п. Благодаря вовремя возникшей

эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.