система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых
ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной
близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и
законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с
этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных
бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения
серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа
забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее
20% от общего числа первоначально выученных слогов.
Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых
проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности
человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из
всей поступающей и хранящейся в мозгу человека выбирает всегда определенную
информацию. Понадобилось ввести в теоретическое объяснение мнемических
процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер
соответствующих процессов.
В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла
гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом,
на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не
ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация -
гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников
этой теории, определяют память.
В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования
материала, его доведение до целостности, организации в систему при
запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей
человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы
объяснить избирательность мнемических процессов).
Не было найдено удовлетворительного ответа на вопрос о генезисе памяти и
у представителей двух других направлений психологических исследований
мнемических процессов - бихевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников
бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые
разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними
заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в
запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает
память в процессах научения.
Заслугой 3. Фрейда и его последователей в исследовании памяти явилось
выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей
в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены
и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного
забывания, связанные с мотивацией.
Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория
памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в
непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей,
объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые
структуры. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается
смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание
подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или
воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных
смысловых связей.
С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и
развитием программирования (языков и приемов составления программ машинной
обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия,
переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к
техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За
несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый
материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.
В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление
в изучении памяти, связанное с общепсихоло- гической теорией деятельности.
В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической
деятельности, включающей систему теоретических и практических действий,
подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и
воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследуется
состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти
от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или
воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и
непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической
деятельности.
Начало изучению памяти как деятельности было положено работами
французских ученых, в частности Л. Жане. Он одним из первых стал трактовать
память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и
хранение материала. Французской школой в психологии была доказана
социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от
практической деятельности человека.
У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в
культурно-исторической теории происхождения высших психических функций.
Были выделены этапы филе- и онтогенетического развития памяти, особенно
произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной.
Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между
различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение
материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе
его мнемической обработки.
Эмоции.
Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний,
отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или
неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его
практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства,
аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены
во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его
активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции и чувства возникли и развивались в процессе эволюции. В чем же
состояло их приспособительное значение?
Жизнь животных отличается неравномерностью нагрузок. Не были здесь
исключением и предки человека. Периоды крайнего напряжения чередуются с
периодами покоя и расслабления. Во время охоты и преследования добычи, в
схватке с сильным хищником, угрожающим жизни, или в момент бегства от
опасности от животного требуется напряжение и отдача всех сил. Необходимо
развить максимальную мощность в критическую минуту, пусть даже это будет
достигнуто с помощью энергетически невыгодных процессов обмена веществ.
Физиологическая активность животного переключается на «аварийный режим». В
таком переключении и состоит первая приспособительная функция эмоций.
Поэтому естественный отбор закрепил в животном царстве это важное
психофизиологическое свойство.
Почему же в ходе эволюции не появились организмы, постоянно работающие на
«повышенных» мощностях? Необходимость в механизме эмоций для приведения в
боевую готовность отпала бы: они всегда находились бы в состоянии
«алертности», Но состояние боевой готовно-
сти связано с очень высокими энергетическими затратами, с неэкономным
расходованием питательных веществ и износом организма; понадобились бы
огромные количества пищи, и большая часть ее пропадала бы впустую. Для
животного организма это невыгодно, лучше обладать болю низким уровнем
обмена веществ и умеренной силой, но при этом иметь резервные механизмы,
которые в надлежащий момент мобилизуют организм на функционирование в более
интенсивном режиме, позволяют развить высокую мощность, когда в ней есть
насущная необходимость.
Другая функция эмоций-сигнальная. Голод заставляет животное искать пищу
задолго до того, как истощатся запасы питательных веществ в организме;
жажда гонит на поиски воды, когда запасы жидкости еще не исчерпаны, но уже
оскудели; боль - сигнал того, что ткани повреждены и находятся под угрозой
гибели. Ощущение усталости и даже изнеможения появляется значительно
раньше, чем подходят к концу энергетические резервы в мышцах. И если
усталость снимается могучими эмоциями страха или ярости, организм животного
после этого в состоянии проделать еще огромную работу.
Наконец, третья приспособительная функция эмоций- их участие в процессе
обучения и накопления опыта. Возникшие в результате взаимодействия
организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных
навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных
факторов.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям
мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о
состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность
и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди,
принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и
оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие
эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение,
удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще
никогда не находились в контактах друг с другом.
Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер
основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически
обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже
видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с
другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные
и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные
состояния друг друга.
Врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения.
Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в
результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к
жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения
эмоциональных состояний и отношений человека к чему-либо.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал
знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как
средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех
или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Эмоционально- выразительные движения человека -- мимика, жесты, пантомимика
- выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку информации о
состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент
происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на
того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных
движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит
на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.
У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали
тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа
обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что првдсходит вокруг.
Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются
важнейшим фактором регуляции процессов познания.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством
которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.
Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают
отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам
деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее
хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и
разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных
процессов -- аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том,
что он, навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой
определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения
ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п. Благодаря вовремя возникшей
эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|