реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Мотивация поведения личности

реферат

Мотивация поведения личности

Межрегиональная Академия управления персоналом

РЕФЕРАТ

на тему: «Мотивация поведения личности»

студентки

группы КТ-7

Коваль Ирины Анатолиевны

Киев-1999

План

|1 |Вступление |2 |

|2 |Характер в структуре личности |4 |

|3 |Понятие мотивации |7 |

|4 |Вывод |13 |

|5 |Список использованной литературы |15 |

Вступление.

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в

зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что

необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к

реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания

закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их

реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей

внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной

детерминации его психики.

Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время

в психологии накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных

позиций, так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования

проблем мотивации.

Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по

вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности.

Так, Л.И.Божович и её сотрудники, и последователи длительное время изучают

мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под

направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были

выделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные

самой учебной деятельностью.

Исследуя отношение школьников к учению, Л.И. Божович установила, что

одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого

отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную

деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования

устойчивости личности есть прежде всего проблема становления социальных по

своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы

Божович и её сотрудников имели большое значение для развития проблемы

мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой

области психологии является её положение о взаимосвязи мотивов с

направленностью личности и с её отношением к окружающей действительности, а

также о структурности мотивации.

Божович и её сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция

личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов,

раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность

мотивов: " При этом под мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится

ребёнок, что побуждает его учиться".

В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание.

Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по

вопросам побуждений в поведении человека и животных. Разработка вопросов

мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с

использованием множества методов.

Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской

психологической школы. К.Левин разработавший методику

экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное.

Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так

К.Левиным в "теории поля" понималась категория мотива. Поведение К.Левин

объяснял, исходя из отношений, складывающихся у личности с непосредственной

конкретной средой в данный временной микроинтервал. Левин, перейдя от

фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к

представлению о системе "организм - среда", сделал важный шаг вперёд в

развитии учения о мотивах. Его несомненной заслугой является и разработка,

и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций.

В теории Д.К.Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы

и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом

развитии. Мотив здесь "стремление к достижению некоторых довольно общих

целевых состояний", видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения

рассматривается как первопричина человеческого поведения.

Г.Олпорт в своей книге " Личность" как представитель

"персоналистического" направления выдвинул идею личностного подхода к

мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается

как первопричина человеческого поведения.

В теории мотивации Э.Даффи поведение описывается через его

направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее

возбуждение и активность). При определении мотивации необходимо

определить активацию и её направление.

Д.Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которой

потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него тесно

связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория

физиологична.

В теории мотивации И.Аткинсона и К.Бёрча Аткинсон выделяет несколько

"языков" мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий,

математический. Основываясь на взглядах К.Левина и Э.Толмена Аткинсон

рассматривает поведение как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых,

ценности, превращающейся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и

Бёрч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные).

Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их

значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику

действий. В теории мотивации А.Маслоу отмечается стремление индивида к

непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями,

которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до

потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и

способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует

несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре

личности.

ХАРАКТЕР В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально-

иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур

высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”),

означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,

складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая

типичные для нее способы поведения.

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно

взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах

деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура

личности, наложенная на ее основные подструктуры.

Характерными можно считать не все особенности человека, а только

существенные и устойчивые.

СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА

Выступая как прижизненное образование человека, характер, определяется и

формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя

образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере

того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам

человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные

жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на

основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако

непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню

развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда,

трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для

личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей

среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты

характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как

он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития

создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт

характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности,

развивается и сам коллектив,

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния,

составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и

духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность

личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной

активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для

него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели

его действий, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно

и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие и

существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется характер

людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степи к отношению

этих объективно существующих задач. Поэму характер — это не просто любое,

проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть

просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность.

Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы

характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера.

Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей.

Однако характер и направленность личности — это не одной то же, добродушным

и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и

человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности

накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение

определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой-

системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая

характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система

убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения

человека, его непреклонность В достижении поставленных целей, уверенность в

справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера

тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы

устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко

сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и

цельности., личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность

интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.

Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так,

среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных

и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и

интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые

особенности, грани характера: например, Л.Н.Толстой увлекался игрой в

шахматы, И.П.Павлов — городками, Д.И.Менделеев — чтением приключенческих

романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и

интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и

направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий

человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только

тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять

только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к

достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.