реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Молодежная субкультура

реферат

соответствии с его интересами и способностями.

Конституция СССР 1977 г. провозгласила осуществление всеобщего

бесплатного среднего образования молодежи через различные каналы

(одиннадцатилетка, техникум, среднее ПТУ, вечерняя школа). В Конституции РФ

1993 г. (ст. 43) сделан шаг назад, поскольку планка обязательного общего

образования понижена и гарантирована бесплатность только основного (9 лет)

образования.

Новое поколение россиян вступает в жизнь в условиях, резко

отличающихся от тех что были раньше. Страна оказалась отброшенной далеко

назад не только в сфере материального производства и уровня жизни основной

части населения, но и по состоянию системы образования.

В середине 60-х страна продвигалась ко всеобщему среднему

образованию. Официально эта цель была провозглашена в 70-е годы, и хотя

полного охвата молодежи разными видами среднего образования достичь не

удалось, к середине 80-х годов в СССР реально получало его 80 - 85%

молодежи.

Представление о продвижении СССР по пути к всеобщему полному

среднему образованию дает таблица.

Распределение школьников после 8(9) класса, %.

Согласно принятому в 1992 году Закону "Об образовании" обязательным

считается только общее основное образование, которое остается бесплатным. С

государства сняты обязательства по обеспечению даже девятилетнего

образования, которые "возложены на родителей или лиц их заменяющих". И это

в условиях, когда значительная часть семей не имеют средств, чтобы

обеспечить полноценное питание и летний отдьк детей, когда при поступлении

в школу признаются здоровыми 30% детей, а к восьмому классу их остается 6%.

До сих пор образование в России имеет государственно-общественный

характер и строится как непрерывная цепь ступеней обучения и воспитания, на

каждой из которых действуют образовательные учреждения различных типов.

Государственная система образования включает: дошкольное воспитание, общее

среднее образование; высшее образование; послевузовское образование и

совершенствование профессионального мастерства; подготовку, переподготовку

и повышение профессиональной квалификации кадров. В настоящее время в

России, параллельно государственной, создается негосударственная система

образовательных учреждений. Растущая в обществе социальная

дифференциация находит выражение во все более широком распространении

гимназий, колледжей, лицеев. Часть их принимает детей на обучение с первого

класса, другая - с пятого, большинство - после девятого. Обучение в них

отчасти платное, плата колеблется в весьма широком диапазоне.

Государственные школы нового типа, а также частные учебные заведения (их до

1%) как правило, обеспечивают более высокий уровень подготовки, особенно по

профильньш дисциплинам, что существенно повышает возможности учащихся

успешно продолжить образование в вузах и приобрести высокий

профессиональный и социальный статус.

Общая неблагоприятная ситуация в школьной жизни фиксируется

результатами социологических опросов. По данным обследования учащихся от 14

до 17 лет среди факторов, вызывающую наибольшую неудовлетворенность

учащихся, выделяются: отсутствие права выбора учебных предметов и

преподавателей (указали 49,8%), отсутствие необходимой материальной базы,

современного оборудования, работа столовой, каждый пятый указал на свою

неудовлетворенность организацией учебного процесса, качества преподавания.

Часть респондентов негативно оценивают характер отношений с

преподавателями (18%). Лишь 10,3% учащихся считают, что учатся в полную

меру своих сил и возможностей. Большинство опрошенных, указало, что свои

способности в учебе реализует не в полной мере. На вопрос "Действует ли в

Вашем учебном заведении принцип "от каждого по способностям" (по отношению

к учащимся)?" только 23% респондентов ответили утвердительно.

Незначительная часть (16,3%) отметила, что в учебном заведении

сложилась благоприятная обстановка, есть взаимопонимание и сотрудничество

учащихся и педагогов. 60% участников опроса считают, что взаимопонимания

недостаточно, обстановка напряжена, есть давление со стороны учителей и

грубость со стороны учащихся.

Интенсивное расслоение общества по уровню материального

благосостояния, ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят

свои коррективы, а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся

молодежи. Стремление выпускников средней школы получить высшее образование

снижается с каждым годом, такие настроения проникают и в младшие классы,

что уменьшает интерес к учебе и создает негативное отношение к школе.

Сформировавшийся десятилетиями назад и пока сохраняющийся у многих

старшеклассников стереотип на продолжение учебы, а после получения полного

среднего образования - на поступление в ВУЗ, постепенно станет достоянием

меньшей части выпускников 9-х, а затем 11-х классов. Выбор жизненных

условий у подростков и молодежи проходит ряд этапов. На каждом из этапов

корректируется, а возможно полностью меняется их социальная ориентация.

Первый этап выбора, после девятого класса, подростки делают обычно под

влиянием родителей, но в месте с тем возможно влияние уже сложившейся у

подростка социальной ориентации, наличие у них известной самостоятельности

при решении вопроса о последующих формах образования либо непосредственном

трудоустройстве. Для определенной группы учащихся получение полного

среднего образования утратит смысл.

Проблему социальной ориентации и выбора дальнейшего жизненного пути

целесообразно рассматривать для подростков в возрасте 15 лет, когда они

завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов),

выясним, что же является факторами, определяющими выбор девятиклассников.

Прежде всего отметим, что у девятиклассников достаточно велика при

определении дальнейших образовательньвс планов роль фактора успеваемости.

Если практически все подростки, обучающиеся на "4" и "5", намереваются

продолжить обучение в десятом классе, а среди тех, кто успевает в основном

на "4" таковых - 3/4 контингента, то среди успевающих на "3" и "4" или в

основном на "3" таковых соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся в

основном на три и 31,4% вообще имеющих тройки, не склонны к дальнейшему

обучению в школе.

Столь же велика зависимость от успеваемости и удовлетворенность от

обучения в старших классах: среди троечников до 60% тех, кто полностью или

частично не удовлетворен своим выбором продолжить обучение в 10-м классе,

тогда как среди успевающих без троек, таковых практически нет. Аналогичные

закономерности отмечаются и при рассмотрении позиции родителей.

|Основные факторы, повлиявшие, по самооценкам девятиклассников на |

|их выбор |

|Пойдет ли |Факторы |

|ученика 10-й| |

|класс | |

| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |

|Да | | | | | | | | | | |

|балл |2,38|2,77|1,88|1,64|1,76 |1,59 |2,58|1,22|2,39 |2,04|

|ранг |4 |1 |6 |8 |7 |9 |2 |10 |3 |5' |

|Нет, не | | | | | | | | | | |

|решил | | | | | | | | | | |

|балл |1,80|2,49|1,73|1,40|1,37 |1,13 |2,17|1,33|2,32 |2,28|

|ранг |5 |1 |6 |7 |8 |10 |4 |9 |2 |3 |

1. совет отца 6. рекомендации кл. руководителя

2. совет матери 7. интерес к какому-либо предмету

3. совет родственников 8.консультация по профориентации

4. совет одноклассника 9. собственное увлечение, хобби

5. совет учителя 10. пример или совет знакомых

|Основные факторы, повлиявшие, по самооценкам учащихся 10-11 классов, |

|на |

|их выбор. |

|Удовлетворенн |Факторы |

|ые учебой в | |

|10- | |

|м классе | |

| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |

|Доволен | | | | | | | | | | |

|балл |2,0|2,4|1,79|1,66|1,61 |1,48 |2,42|2,16|2,45 |1,96|

| |3 |1 | | | | | | | | |

|ранг |5 |3 |7 |8 |9 |10 |2 |4 |1 |6 |

|Не доволен | | | | | | | | | | |

|балл |2,5|2,7|1,89|1,79|1,63 |1,63 |1,65|1,00|1,84 |1,95|

| |8 |4 | | | | | | | | |

|ранг |2 |1 |4 |6 |8-9 |8-9 |7 |10 |5 |3 |

1. совет отца 3. совет родственников

2. совет матери 4. совет одноклассника

5. совет учителя 8.консультация по профориентации

6. рекомендации кл. руководителя 9. собственное увлечение, хобби

7. интерес к какому-либо предмету 10.пример или совет знакомых

Обратившись к основным факторам, повлиявшим на выбор подростков и

удовлетворенность таким выбором (см табл.), можно констатировать достаточно

близкую структуру этих факторов у обеих групп девятиклассников, а также

родителей, в целом удовлетворенных или не удовлетворенных выбором своих

детей продолжить обучение в 10-м классе. В этих случаях ведущими факторами,

как видно в таблицах, выступали решения самих родителей, в первую очередь

матери, и интерес подростка к какой-либо учебной дисциплине или его хобби.

Иное положение в отношении удовлетворенности продолжением обучения

в школе 10 - 11-ти классников. Расхождение позиций школьников

удовлетворенных своим выбором и неудовлетворенных достаточно велико. При

этом ведущими факторами у недовольных выступают советы родителей или

примеры знакомых. У тех же, кто, в первую очередь ориентировался на

собственные увлечения и интересы, удовлетворенность наиболее высока.

Во всех случаях следует отметить малую роль влияния школы на выбор

жизненного пути (советы учителей и рекомендации классного руководителя

занимают 8-10 ранговые места из десяти рассматривавшихся)

Показательно, что у удовлетворенных своим выбором десятиклассников

следование рекомендациям работников консультации по профориентации занимает

четвертое ранговое место.

Надо отметить также, что советы одноклассников относительно выбора

продолжения обучения именно в школе занимают более высокое ранговое место у

тех, кто в дальнейшем начал проявлять недовольство относительно своего

выбора.

Таким образом можно сделать вывод, что большинство подростков и их

родителей (75,7 и 76,2% соответственно) нацелено на продолжение обучения в

десятом классе; родители в большей степени, чем подростки, ориентированы на

продолжение образования в иных формах (техникум, курсы, лицей и т. д.)

-22,1% против 6,8%; среди учащихся 10-11-х классов практически 4^

подростков довольны принятым решением продолжить обучение в

общеобразовательной школе. Анализ жизненных планов подростков показал: 3%

подростков предпочли бы вообще не работать ни после 9-го класса, ни в

последующие периоды жизни; очень резко упал престиж статуса рабочего:

практически ни кто из подростков и их родителей не ориентированы на

получение рабочих профессий; упал престиж и научной работы, особенно среди

подростков: на этот вид деятельности нацелены лишь 4% подростков и 8% их

родителей; упало доверие к бюджетной сфере: на работу в коммерческие фирмы

ориентировано в7 раз больше родителей девятиклассников и в 4 раза больше

родителей учащихся в 10-11 классах, чем на работу в государственных

учреждениях. Практически половина респондентов отмечает, что положение в

обществе и место в жизни сегодня никак не связаны с уровнем образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.