реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Молодежная субкультура

реферат

|Непрерывность процесса |остаточная система |

|социализации и культурного |финансирования государственных |

|воспитания |культурных и воспитательных |

| |учреждений. |

|Определённая система ценностей |неопределённость в условиях |

| |существования одновременно |

| |«старых» и «новых» ценностей. |

|«Каждому по труду» |бесполезность честного труда. |

|Потребности в высоком |возможности государства |

|благосостоянии |удовлетворить такие потребности.|

| |апатия от безрезультатных |

| |политических дебатов как ответ |

| |молодёжи на безразличие |

| |государства к её проблемам. |

|Соответствие слова и дела |социальная незащищённость при |

| |общем курсе на правовое |

| |государство. |

V Почему именно молодежь?

Итак, общая причина образования молодёжных субкультур —

недовольство жизнью, а в социологическом аспекте — кризис общества,

неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её

социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава

неформальных объединений. Действительно, казалось бы, самые обиженные

жизнью — пенсионеры — не спешат на "тусовки" — там чисто молодёжная

гегемония. А дело в том, что «люди, кому за 50» уже занимают

предоставленную только им прочную нишу в общественной системе, чего никак

нельзя сказать о "новом поколении"; за это «место под солнцем» и

разворачивается настоящая битва.

Молодёжи с обществом, не желающим решать её проблемы и не принимать

её такой, какой она хочет быть.

Возьмём для примера крайний случай. Все без исключения "пиплы"

(члены "Системы") настаивают на своей непринадлежности к обществу, или

иначе -независимости. Это - важная черта "Системного" самосознания.

В.Тернер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к "лиминальным

сообществам", то есть возникающим и существующим в промежуточных областях

социальных структур (от лат."лимен"-порог). Здесь собираются "лиминальные"

личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода

или выпавшие из общества.

Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два

направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном"

состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию

другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное

место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу

контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В.Тернера,

Т.Парсонса, Л.Фойера. И второе: новое поколение ступает в пустоту. Не

молодёжь из имеющейся социальной структуры (как у Парсонса или Тернера), а

сама структура ускользает из-под её ног. Здесь и начинается бурный рост

молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт.

И результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не

встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере

смена культурной парадигмы: ценности контркультуры "всплывают" и ложатся

в основу организации "большого" общества. А прежние ценности опускаются в

подземный мир контркультур.

На самом деле эти два направления не отвергают друг друга, а

дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества, или его

разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах

(изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно те, кто в данный

момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов они

входят в общество, там устраиваются, обретают статус. В периоды перемен

выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это

задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят

через контркультурное состояние (попадают в зону действий контркультуры).

Ни одна система не может охватить все без остатка. Неизбежно что то

из нее выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация

проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в

сфере экстернальной культуры.

Итак, "Система" - пример сообщества, куда стекаются выпавшие из

социальной структуры. Эти люди не имеют определенного положения, прочной

позиции - их статус не определён. Состояние неопределенности играет особую

роль в процессах самоорганизации. Сфера неопределенности - те социальные

пустоты, где мы можем наблюдать процессы зарождения структур сообществ,

превращение бесструктурного состояния в структурное, т.е. самоорганизации.

На стоящий в заголовке вопрос можно привести ещё несколько

второстепенных причин, в числе которых есть две особенно интересные.

1. Возрастные особенности молодёжи: она эмоциональнее, динамичнее и

непосредственнее в выражении своих чувств. Молодёжь независимее: у

большинства ещё нет семьи, нет профессии, нет того круга многочисленных

обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий зрелый

человек.

2. Молодёжь свободна от тоталитарного страха, заставлявшего каждого

школьника в первом классе становиться октябренком, затем пионером, потом

комсомольцем,... и, в конце концов, фанатичным (иначе в условиях запрета

критики и быть не могло) коммунистом.

Исправить погрешности общества (в частности, массовой культуры и

политики, которые для мыслящей части человечества никогда не были секретом)

«в отдельно взятой группе» были призваны

Неформальные объединения молодежи

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - это явление массовое. Ради каких только

интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и даже

убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками

тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того,

какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные

типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища

возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках

существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые

"неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать

"самодеятельными любительскими объединениями молодежи"(. Отношение к ним

неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как

дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены

самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от

загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно

помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по

своему борются с коррупцией.

Выделяют следующие основные признаки неформалов.

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

2) Слабо выраженная внутренняя структура.

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

4) Слабые внутренние связи.

5) Очень сложно выделить лидера.

6) Не имеют программы деятельности.

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

8) Представляют альтернативу государственным структурам.

9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с

государственными и общественными институтами, необходимо отметить три

ситуации по их значимости :

1. Сотрудничество.

2. Оппонирование и критика.

3. Оппозиция и борьба.

Выражаясь кратко, "НЕФОРМАЛЫ" - это официально не

зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или

спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и

потребностями.

V Не признанные или непризнающие?

Такой вопрос нередко встает, когда заходит речь о весьма

специфическом типе неформальных объединений — о неофициальных

самодеятельных объединениях, или, как иногда говорят, "неофициалах".

Напомню, что к таким объединениям мы относим стихийно образующиеся компании

(главным образом подростков и молодых людей) на основе общественного

интереса, увлечения, вида досуговой деятельности, подражания выбранному

типу поведения ("фанаты", "хиппи", "панки", "рокеры", "металлисты" и т.д.).

Их появление в конце 70-х в начале 80-х годов в какой-то степени напоминает

молодежный бунт против бюрократического механизма, действовавшего в тот

период. Это был своего рода протест части молодежи против формализма в

общественных организациях, неудовлетворительную организацию досуга, однако

это процесс принял искаженные, зачастую социально опасные формы. В качестве

причин "ухода в андеграунд", молодёжь называет:

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердится в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава

или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численность

группировок колеблется.

Однако неформалы существуют. Они могут успешно вписываться в

процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором,

выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния

правоохранительным органам и органам власти. Рассмотрим некоторые из них, с

моей точки зрения типичные объединения такого рода.

Асоциальные

- стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу

общества. В основном выполняют рекреационные функции. Примеры: панки

(девиз: "Живем здесь, сейчас и сегодня"), мажоры (это люди, которые

проповедуют теорию хайлайфизма ("высокий уровень жизни"), они умеют

зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни), рокоббили

(поклонники рок-н-ролла, девиз: "Сочетание изящества со свободным

поведением"), рокеры, хиппи, системы...

"СИСТЕМА"

Эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих. Кто

экстравагантной прической, кто разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой

в ухе, а порой и не одной(. Они стоят около входов в популярные молодежные

кафе, толпятся у входа в метро, сидят на газонах городских скверов,

слоняются с отрешенным видом по улицам городов. Себя они называют

"пиплами", "хайрастыми" и считают себя свободными людьми, независимыми от

родителей и общества. Это их "система". Взгляды "системных" на жизнь во

многом помогают понять позицию неформалов в целом.

Ленинградское телевиденье, обсуждая "систему", предоставило слово

тем, кто знает о ней не понаслышке. Я приведу выдержки из этих передач,

позволяющие получить достаточно ясные представления о "системе".

«Мы способны подойти на улице к какому-то "волосатому". Я ни разу

не видел его, я просто подхожу и говорю: "Привет!" И он отвечает мне тем

же... Говорят: «Вы какие-то странные люди. Почему это вы друг друга знаете?

Вы доверяете людям. Они же могут вас ограбить, они могут обворовать,

утащить и так далее - понимаете?» ... Это говорит только о том, что мы —

росток будущего в нашем обществе, потому что вот то воровство, стремление

утащить, обворовать — это, видимо, принадлежит прошлому и должно исчезнуть.

Я думаю, что вот в этом как раз отличительное свойство "волосатых" ... Мы

думаем, что уже сейчас "волосатые" оказали огромное влияние на эволюцию

общества. В частности советская рок-музыка, о которой теперь так много

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.