потребности. Одной из наиболее часто выделяемых полярностей – нападающий
\защищающийся. Нападающий – авторитарен, защищающийся - оправдывается,
бессилен и бесправен. Внутренний конфликт м\у этими полярностями часто
становится предметом обсуждения в группе. Такой вид групповой работы
получил название «игра в самобичевание». Нападающий и защищающийся вступают
в борьбу, а ч-к при этом теряет мобильность и способность принимать
решения, впадает в депрессию, испытывает чувство вины или безысходности.
Через отношение полярностей м.б. описано и функционирование отдельно взятой
личности. Личность рассматривается как целостное образование, состоящее из
двух компонентов – эго (Я) и ид (Оно). Когда преобладают побуждения из
области Эго, ч-к способен отличать то, что присуще ему, от того, что
присуще всему остальному. ( устанавливаются границы эго, которые помогают
индивиду сохранять свою уникальность, нетождественность с внешним миром.
Когда преобладают побуждения из области ид, индивид находится в тесном
контакте с окружением, границы эго расплывчаты, у него может возникать
чувство идентичности со все миром. Функционирование личности в режиме ид
обозначается как идентификация. Это два дополняющие друг друга аспекта
личности ответственные за формирование и завершение гештальтов. Эго
выделяет фигуру из фона, а ид завершает гештальт, вследствие чего фигура
сливается с общим полем.
Защитные функции: Большинство проблем можно представить как результат
неадекватных взаимодействий эго с окружающим миром. На угрозу или стресс мы
отвечаем самоотстранением, потерей чувствительности к боли и даже
галлюцинациями. Эти реакции выполняют защитные функции, они искажают или
прекращают контакт с угрожающей ситуацией. Помогают приспособиться к
целому ряду ситуаций – при невозможности удовлетворить какую- либо
потребность или при наличии конфликта м\у несколькими потребностями. Если
угрожающая ситуация сохраняется длительное время нам становится страшно
совершать даже обычные действия без использования защиты. ( мы начинаем
использовать защитные мех-мы даже тогда, когда реальной угрозы нет. При
этом функции ид и эго нарушаются, а мы теряем контакт с миром и собственным
телом. В ГТ выделяют 4 основных защитных м-ма (ЗМ): слияние, ретрофлексия,
интроекция и проекция. Слияние – это невротический м-м избегания контакта.
Имеет место в случаях, когда личность не ощущает границы м\у собой и
другими. Можно распознать по склонности к употреблению мы вместо Я, таким
людям непросто отличить собственные мысли, чувства и потребности от чужих.
В результате утрачивается способность устанавливать и прекращать контакты с
другими. Ретрофлексия, интроекция и проекция – нарушение взаимодействия эго
с окружением. Граница м\у эго и окружением смещается, в результате
существенные аспекты личности выводятся за ее границы, либо, наоборот, в ее
пределы попадает то, что на самом деле для нее органически чуждо.
Ретрофлексия означает резкий поворот на себя (граница м\у личностью и
окружением смещается ближе к центру личности). Происходит от того, что
вместо чтобы направлять свою энергию вовне с целью изменить окружение,
индивид обращает ее на себя. ( конфликт с окружением переносится внутрь. (Я
должен Себя контролировать; Я так зол на себя!). в ГТ этот ч-к зол на кого-
то другого, но он уже успел усвоить, что направлять гнев на реальный объект
опасно. Руководитель группы может предложить в этом случае найти какой-либо
повод для гнева на других участников и вступить с ними в конфронтацию.
Таким образом испытывающий агрессивные чувства ч-к может найти подходящий
способ разрядки.
Интроекция – это восприятие чужих убеждений и установок без критики, без
попыток привести их в соответствие со своими. Граница м\у Я и внешним
миром смещается глубоко внутрь личности. Попытки примирить концепции, к-е
несовместимы м\у собой, ( он разрывается м\у ними на части. Наиболее ранние
интроекты внедряются в личность ч-ка его родителями. Интроекты хранятся в
бессознательном. Со временем отличать интроекты о собственных убеждений
становится все труднее. Когда, находясь в группе, чувствительный мужчина
сдерживает слезы, так как убежден, что мужчинам неприлично плакать на
людях, это м.б. примером хорошего усвоения родительской установки. Проекция
– противоположна интроекции. Переносит на окружение ответственность за то,
что имеет причину в нем самом. При проекции граница эго четко отделяет свое
от чужого, но она пролегает так, что не принимаемые аспекты личности
размещаются по ту сторону границы. Задачи ГГ в активации осознавания,
ослаблении ретрофлексивного напряжения. Ассимиляции интроектов и замены
проекций прямым самовыражением.
Зрелость – В ГТ оптимальное состояние личности – зрелость. Чтобы ее
достичь, индивид должен преодолеть свою потребность в получении поддержки
со стороны окружающих и найти новые источники поддержки в самом себе. В Г?
рассматривается эмоциональная зрелость. Для удовлетворения потребностей
незрелая личность норовит манипулировать окружающими, вместо того чтобы
брать на себя ответственность за свои проблемы и добиваться всего своими
силами. Зрелость приходит, когда преодолевая страх и чувство безнадежности
мы мобилизуем свои ресурсы. Мы испытываем подобные чувства тогда, когда
поддержка со стороны не приходит, а свои силы кажутся недостаточными.
Ситуация, в которой мы не можем получить помощь со стороны и не можем
рассчитывать на свои силы представляется тупиковой. В такой ситуации зрелая
личность способна пойти на риск. Перлз полагал, для достижения зрелости и
выработки ответственного отношения к себе, ч-к должен как бы слущить со
своей личности все неврозы, слой за слоем. Первый слой – клише. На этом
уровне мы действуем стереотипно и неаутентично. Второй слой –
искусственный. Здесь преобладает лицемерие, межличностные отношения
поверхностны, а истинные чувства скрываются притворством. Под этим слоем –
тупиковый: на этом уровне поддержки со стороны уже нет, а своих
возможностей еще недостаточно. Под тупиковым находится уровень внутреннего
взрыва – имплозивный слой, или слой смерти. Доходя до этого слоя, мы
вступаем в соприкосновение со своим истинным Я, с тем, что было похоронено
под различными защитами. Перлз утверждает, что контакт с имплозивным слоем
влечет за собой внешний взрыв – эксплозивный переход к аутентичности.
Искусственно создаваемая в группе критическая ситуация позволяет ч-ку
принимать рискованные решения в атмосфере безопасности.
Основные процедуры: задача ГТ – стимулировать протекание организмических
процессов. Долговременная цель группы – достижение зрелости посредством
отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым. Каждый прием
должен направлять участников к достижению состояния полного
функционирования и аутентичности. Для участников становятся возможными
идентификация незаконченных ситуаций и эффективное разрешение связанных с
ними проблем.
Для начала руководитель может предложить серию упражнений, к-е фокусируют
внимание на осознании текущего момента. После выполнения добровольцу
предлагают занять место на горячем стуле. Он должен придерживаться здесь и
теперь, и давать подробный отчет о том, что ему при этом удается сознавать.
Р-ль никак не интерпретирует сказанное и не задает никаких вопросов. Чтобы
добиться успеха, сам р-ль должен придерживаться здесь и теперь (ЗИТ).
Группа может служить средством ? поддержки участников. В группе необходимы
как «трудяги», так и наблюдатели «зеваки». Некоторые р-ли ждут , когда
атмосфера сочувствия и сплоченности сложится в группе сама, другие
целенаправленно формируют ее, применяя специальные упражнения. Группа может
создавать условия для осознания участниками переживаемого или ЗИТ опыта.
Группа может служить основой для получения участниками опыта в рамках
принципа ЗИТ, как стимул к переживанию участниками ситуации ЗИТ. Группа
может выступать как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена
группы, вносящий нее элемент драматизации. : член группы может принимать
участие в работе любого другого, играя роли. Задача таких помощников –
сделать более насыщенным текущее переживание. Участники могут проецировать
на исполняемые роли свои проблемы. Группа и происходящие в ней
взаимодействия как динамичный и неизменно актуальный процесс: обычно ГГ
создает фон, необходимый для индивидуальной работы. Бывает, что члены
группы фокусируют внимание на групповом аспекте получаемого опыта, и тогда
групповые проблемы выходят для них на первый план.
Характерные для ГГ процедуры можно, в соответствии с их функциями,
разделить на 6 категорий: они применяются для: 1) развития способности
осознания. 2) интеграции полярностей. 3) облегчения доступа к чувствам. 4)
работы с фантазиями 5) развития чувства ответственности 6) преодоления
сопротивления. Процедуры ГТ действенны, они позволяют в кратчайшие сроки
выявить особенности своего Я. Руководителю ГГ необходимо соблюдать баланс
м\у конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.
Развитие осознания: осознание процессов, протекающих во внутренней и
внешней зонах. Эти упражнения фокусируют внимание на текущем моменте. Р-ль
предлагает закрыть глаза и сконцентрироваться на соматических ощущениях,
при этом участники повторяют «сейчас я осознаю….». Затем – сосредоточить
внимание на внешней зоне, повторяя ту же фразу. Так можно научиться
справляться с не нашедшими завершения в прошлом эмоциональными
переживаниями и не испытывать при этом чувства внутреннего сопротивления.
При выполнении Г-упражнений важно работать именно с процессом осознания. В
ГГ на участников не оказывают особого давления. С помощью упражнений на
осознание р-ль побуждает членов группы, чтобы они воспринимали информацию
из внешнего мира, никак не интерпретируя, не оценивая и не стараясь
сохранить в памяти ее. (Здесь сходство с медитацией. ) Осознание лежит в
основе м-ки горячего стула: ослабляется отвлекающие эффекты средней зоны, в
результате участники более спонтанны и сосредоточены на настоящем. Р-ль
может обратить внимание участников на значимые формы из невербального
поведения. Если невербальное поведение одного участника является реакцией
на другого, первого можно попросить, чтобы он обратился ко второму прямо.
Интеграция полярностей: формирование и завершение гештальтов зависит от
нашей способности четко определять свои потребности и вступать в контакт с
окружением. Каждый контакт – два аспекта: 1) способность четко
разграничивать окружение и свое Я 2) способность выделять разные стороны
своего Я. Свое окружение и самих себя мы воспринимаем как полярности. По ГТ
то, что мы воспринимаем как нашу борьбу с другими – отражает подобный
конфликт внутри нас. Упражнение «пустого стула» или «двух стульев» во время
пребывания в горячем стуле. В психодраме соответствующее упражнение создает
возможность повторно пережить болезненную ситуацию, ГТ побуждают участника
выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить м\у ними
диалог. Как только оба полюса полярности оказываются осознанными личностью,
ей становится легче интегрировать их. Часто встречающиеся полярности:
близость \ отчужденность, рациональность \ эмоциональность, эгоцентризм \
самоотверженность. Часто разбираемый пример – конфликт м\у «нападающим» и
«защищающимся». Доминирующий нападающий интроецирует родительские желания и
ожидания. Когда же доминирует защищающийся, создается впечатление, что он
ничего не может довести до конца. М-ка пустого стула позволяет усилить
позиции более слабой или подавленной стороны, так, что обе стороны получают
равные возможности. н\р участник может завязать диалог м\у своими
внутренними нападающим и защищающимся. Сидя на одном стуле, он выступает от
имени первого, обращаясь к воображаемому второму, находящемуся на втором
стуле. Через некоторое время участник пересаживается на другой стул и
говорит уже с позиции нападающего. Для разрешения конфликта может
потребоваться компромисс м\у обоими сторонами личности или просто спокойное
признание наличия в своем Я отрицательного компонента. По мере того как две
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|