(потенциального) , согласно сложившимся эталонам и в соответствии с личной
мотивацией. На втором этапе идет процесс проверки отношений между
потенциальными супругами и подготовки к браку, а также формируются мотивы,
побуждающие вступить в брак с данным партнером. Проводя анализ указанных
составляющих периода становления брачных отношений и обобщая опыт уже
имеющихся исследований, В.А. Куц были выдвинуты семь основных гипотез:
Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами должны иметь
место во всех рассматриваемых ценностно-мотивационных аспектах становления
брачных отношений.
Степень выраженности различий между мужчинами и женщинами должна находиться
в определенной зависимости от брачно-социального статуса респондентов. При
этом предполагалось, что у расторгающих брак различия будут более значимые,
чем у остальных категорий опрашиваемых.
Различия должны быть более выражены между мужчинами и женщинами, не
знающими друг друга (в частности, у не состоящих в браке и никогда не
состоявших в браке), чем между знающими друг друга брачными партнерами или
будущими супругами (женихами и невестами).
С увеличением возраста (от 18 до 30 лет) социально-психологические различия
между полами будут увеличиваться.
В процессе становления брачных отношений различия должны уменьшаться (т.е.
в мотивации вступления в брак различия будут менее значимые, чем в
ценностных ориентациях на брак).
С увеличением разницы в возрасте между мужчинами и женщинами различия будут
возрастать.
Различия должны быть статистически значимые не относительно всех
рассматриваемых факторов, а лишь отдельных, наиболее характерных для
каждого из полов.
Объектами исследования были молодые люди (18-30 лет), жители города
Николаева с разным брачно-социальным статусом (не состоящие в браке,
вступающие в брак, расторгающие и расторгнувшие брак). Опуская задачи
исследования и методы сбора информации отметим, что статистически значимые
различия в ценностных ориентациях мужчин и женщин чаще фиксировались
относительно следующих ценностей: взаимопонимание, любовь, взаимная забота,
дети, гармония в половой жизни. Причем, мужчины выше оценивали любовь и
гармонию в половой жизни, а женщины - взаимопонимание, взаимную заботу и
детей. Данные о мотивах поиска и выбора брачного партнера свидетельствуют о
том, что более значимые различия имели место у расторгающих брак (или уже
расторгнувших), а наименее значимые - у состоящих в браке. Причем у
последних, в счастливых браках различия менее выражены, чем в
удовлетворительных. С увеличением возраста числа опрашиваемых выраженность
различий в ответах мужчин и женщин снижается. Наибольшие сходства в мотивах
поиска брачного партнера наблюдаются между 25-30-летними мужчинами и 21-24-
летними женщинами, а наиболее значимые различия наблюдаются между ответами
25-30-летних женщин, а также между 21-24-летних мужчин и 18-20-летних
женщин. В рассматриваемых случаях мужчины чаще, чем женщины, отмечали
стремление найти подобного себе человека и стремление к половой близости, а
женщины выше, чем мужчины, оценивали желание быть любимой, желание
испытывать заботу, желание понимания.
Эмпирические данные ряда исследователей (А.Г.Харчева, С.И.Голода,
И.Гель-мана и др.) характеризуют отношение мужчин и женщин к добрачным
половым связям, мотивы вступления и удержания от этих связей. Эти данные
свидетельствуют о том, что мужчины более лояльно относятся к добрачным
связям (чаще их одобряют), у них чаще, чем у женщин, основными мотивами
вступления в первую добрачную связь бывают половая потребность, увлечение,
любопытство, жажда приключений. Представители женского пола чаще указывали
на любовь, симпатии, требование партнера, увлечение. У женщин, таким
образом, добрачная связь в первую очередь - выражение привязанности,
признательности, своего расположения (т.е. средство выражения своего
отношения) и только потом - удовлетворение потребности в физической
близости. У мужчин же добрачные связи порою выступают как самоцель, с более
ярко выраженной эротической окрашенностью. Об этом же свидетельствуют
данные о причинах, удерживающих от добрачных связей. У мужчин это
отсутствие случая, страх перед венерическими заболеваниями (сегодня - перед
СПИДом), моральные соображения. У женщин - отсутствие любви, отсутствие
потребности, моральные соображения.
Эмпирические данные подтвердили гипотезы о наличии социально-
психологических различий между мужчинами и женщинами во всех
рассматриваемых ценностно-мотивационных аспектах становления брачных
отношений; о том, что различия между ответами мужчин и женщин, расторгающих
(или расторгнувших) брак должны быть более значимые, чем у остальных
категорий респондентов; о том, что различия между мужчинами и женщинами, не
знающими друг друга, более значимые, чем между знающими друг друга (женихи
и невесты, мужья и жены); о том, что в ответах мужчин и женщин различия
статистически значимы лишь относительно отдельных, наиболее характерных для
каждого пола, факторов.
Не подтвердились гипотезы о том, что при мотивации брака различия
между полами должны быть менее значимые, чем в других изучаемых ценностно-
мотивационных аспектах становления брачных отношений (т.е. по мере
становления брачных отношений различия должны уменьшаться). Оказалось, что
наиболее значимые различия имели место в мотивации поиска брачного
партнера, а в ценностных ориентациях на брак и мотивах вступления в брак -
почти одинаковы; о том, что с увеличением возраста респондентов (от 18 до
30), различия будут возрастать. В действительности, как оказалось, с
увеличением возраста различия в ответах мужчин и женщин несколько
снижаются.
Рассматривая социально-психологические различия между мужчинами и
женщинами как одну из важных составляющих половой дифференциации, в
исследованиях приводится ряд доказательств, свидетельствующих о
биосоциальной детерминированности рассматриваемых различий и неизбежности
их проявления во всех сферах жизнедеятельности. Особое значение эти
различия приобретают на современном этапе развития институтов семьи и
брака, когда наблюдается возрастание роли субъективного фактора и повышение
требований брачных партнеров к межличностным отношениям. Пристального
внимания заслуживает тот факт, что наиболее значимые различия имеют место у
лиц расторгающих (или расторгнувших) свои браки. Это отчасти может служить
иллюстрацией как недостаточно верного выбора брачного партнера, так и
незнания и недооценки социально-психологических особенностей мужчин и
женщин. Избежать многие негативные моменты в супружеских отношениях можно,
проводя профилактические мероприятия, обогащающие будущих брачных партнеров
сведениями как об анатомо-физиологических, так и психологических
особенностях пола, а также об оптимальных вариантах поведения в браке и
семье. С этой целью предлагается расширить и углубить исследования проблем
семьи и брака (с учетом половой дифференциации), организовать широкую
популяризацию получаемых данных, организовать подготовку кадров, которые
будут заниматься популяризацией, расширить сеть специальных служб,
помогающих осуществить выбор брачного партнера и оптимизировать отношения в
семье.
Статья Ю.Е.Алешиной (1) представляет собой обзор исследований,
опубликованных в 1977-1987 гг. в зарубежной научной печати и посвященных
циклу развития семьи. Периодичность изменений, происходящих в семье в
зависимости от стажа брака, послужила основанием для введения в
исследования семьи понятия цикла развития семьи. Этот термин был
использован впервые в 1948г. Э.Дювалль и Р.Хилом на национальной
общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о
динамике семейного взаимодействия. В качестве основного признака
разграничения стадий, предложенного Дювалль, использовался факт наличия или
отсутствия детей в семье и их возраст, поскольку считалось, что основная
функция семьи - это деторождение и воспитание потомства. На основании этой
характеристики были выделены следующие стадии семейного цикла: I -
формирующаяся семья, супруги женаты менее 5 лет, детей нет; II -
детородящая семья, возраст старшего ребенка до 2 лет 11 месяцев; III -
семья с детьми дошкольниками (от 3 до 5 лет 11 месяцев); IV - семья с
детьми школьниками (от 6 лет до 12 лет 11 месяцев); V - семья с детьми
подростками (от 13 лет до 20 лет 11 месяцев); VI - семья, «отправляющая»
детей в жизнь (от 1-го до последнего ребенка, покинувшего семью); VII -
супруги зрелого возраста (в семье не осталось ни одного ребенка, до
окончания трудовой деятельности, до пенсии); VIII - стареющая семья, от
момента ухода супругов на покой до смерти одного из них.
Громоздкость этой периодизации, невнимание к таким характеристикам,
как стаж брака, возраст супругов послужили основанием для создания ее новых
вариантов. В последующие годы появилось большое число различных
периодизаций семейного цикла - психологических, социологических,
демографических и др. В нашей стране наибольшую известность получила
периодизация Э.К.Васильевой (1975). Она выделяет 5 стадий цикла: I -
зарождение семьи, с момента заключения брака до рождения первого ребенка;
II - рождение и воспитание детей, эта стадия оканчивается с началом
трудовой деятельности хотя бы одного ребенка; III - окончание выполнения
семьей воспитательной функции, это период с начала трудовой деятельности
первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не останется
ни одного из детей; IV - дети живут с родителями и хотя бы один из них не
имеет собственной семьи; V- супруги живут одни или с детьми, имеющими
собственные семьи. Подобная градация хотя и допустима для целей
исследования, проведенного Э.К.Васильевой (сравнение сельских городских
семей), но мало приемлема для психологического изучения как семьи в целом,
так и межличностных супружеских отношений, так как получается, что разные
семьи проживают различное число стадий супружеских отношений. В последующие
годы этот подход был подвергнут критике, например, в работах Г.Спаниера,
Р.Сайера и Р.Лацелера (1,с.61) , и показано, что стадии в значительной мере
перекрываются друг другом, т.е. на разные стадии цикла попадают супруги
одинакового возраста, стажа, материального благополучия и т.п.
Ряд эмпирических исследований продемонстрировал, что понятие стадии
семейного цикла само по себе имеет малую прогностическую ценность. Так, в
работе С.Нока (1,с.61) для определения различных личностных и
внутрисемейных характеристик индивида на различных этапах его жизни
использовались три типа зависимых переменных: стадии семейного цикла,
отсутствие или наличие детей в семье, проживающих с родителями в момент
исследования, и стаж брака. Наибольшее число статистически значимых связей
было получено между различными личностными, внутрисемейными и социальными
характеристиками и фактом отсутствия или наличия детей, проживающих с
родителями. Несколько меньше, но также довольно большое число зависимостей
было получено между стажем брака и другими характеристиками. Наименьшее
число и наименее интересные в содержательном отношении связи были получены
между стадиями семейного цикла и другими переменными.
Вышеперечисленные и ряд других работ послужили основанием для того,
чтобы многомерное понятие «стадии развития семьи» было заменено таким
достаточно простым, как стаж брака и наличие или отсутствие детей в семье,
проживающих вместе с родителями.
Но возможны и другие поиски переменных, определяющих периодизацию
цикла развития семьи. В течение времени существования семьи меняется
характер деятельности супругов. Попытка рассмотреть жизнь семьи с этой
точки зрения была осуществлена Х. И М.Фелдманами, которые предложили
понятие «семейная карьера» (1). Под этим они понимают совокупность ролей
индивида, направленных на реализацию себя в какой-либо из важных сфер
жизни, таких как досуг, работа, семья. Ими были выделены два типа карьеры -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|