реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии

реферат

. для детей 9-13 лет – то же, что и для детей младшего школьного возраста,

а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении отмечаются

изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального

удовлетворения, противоречивое поведение;

. для подростков 13-18 лет – отвращение, стыд, вина, недоверие,

амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения,

несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство

собственной ненужности; в поведении отмечаются попытки суицида, уходы из

дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной

интимности, непоследовательность и противоречивость поведения.

Во взрослой жизни последствия насилия проявляются в форме психосоматических

заболеваний, различных злоупотреблений ( наркотиками, алкоголем,

лекарственными препаратами), различных нарушений, связанных с неприятием

своего тела (Мэнделл Д., Дамон Л.,1998). Отмечаются нарушения в сексуальных

отношениях с партнером.

Насилие, пережитое в детстве может приводить к долгосрочным последствиям,

зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать

формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев.

Люди, которые подвергались насилию в детстве, обычно приобретают склонность

к агрессии и проявлению насилия в своей семье по отношению к близким.

Насилие порождает насилие, накапливаемые результаты исследований дают все

больше свидетельств в пользу обоснованности существования понятия цикла

насилия ( Л.Берковиц [1]).

Проблема насилия прочно заняла свое место среди других актуальных проблем

психологической науки, без сомнения она далека от разрешения и требует

новых исследовательских программ, оригинальных методологических подходов и

пристального внимания к специфике психотерапевтической работы с клиентами,

пережившими подобный опыт.

1.7. Соотношение насилия и этапов личностного развития

Вопрос о соотношении насилия и этапов личностного развития – ещё один

спорный, сложный, далекий от разрешения вопрос в проблематике насилия.

Поскольку каждый человек, так или иначе, сталкивается с насилием в той или

иной форме, означает ли это, что все мы тотально страдаем от тех или иных

расстройств?

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа.

Вопрос о том, будет ли насилие переживаться как травма в дальнейшем,

решается в зависимости от индивидуальных особенностей, условий, в которых

протекает жизнь человека, характера воздействия, и многих других факторов.

Вопрос о влиянии насилия на личностное развитие ребенка – это, прежде

всего, вопрос о времени, то есть о возрасте, на который «попадает» насилие.

Установлено, что только к 4-5 годам физическое развитие ребенка достигает

того уровня, когда он становится способным представлять сексуальный интерес

для взрослого. Случаи сексуальных домогательств и физических атак по

отношению к детям младшего возраста фиксируются достаточно редко,

(Е.И.Цымбал и др., 1997.)

Ряд исследований, основывающихся на сведениях, поступающих из кризисных

центров, центров помощи пострадавшим от насилия, и подобных учреждений,

дает некоторое представление о том, какой возрастной период является

наиболее виктимным.

Дошкольный и подростковый возрастные периоды являются «возрастами риска» в

отношении сексуального насилия. К 15-17 годам вероятность стать жертвой

сексуального насилия снижается в 4 раза, к 18 годам – в 10 раз.

Что же делает подростков и дошкольников такими уязвимыми к насилию?

Вероятнее всего, оба этих возраста обладают какими-то общими, объединяющими

их признаками. Рассмотрим их поподробнее.

Прежде всего, оба этих периода являются критическими в развитии ребенка

(Л.С.Выготский, т.4.), причем с 4 до 16 лет это два основных кризиса,

характеризующегося формированием ряда новообразований. Как отмечал

Л.С.Выготский, для кризисов развития характерны «редкие сдвиги и переломы в

личности», когда за чрезвычайно короткий срок ребенок меняется весь в

целом. Не вызывает сомнения, что переживание кризиса, формирование

новообразований дисгармонизирует личность маленького человека, делает его

более сензитивным, хрупким, виктимным.

Это, во-первых, само по себе может становиться провоцирующими фактором,

ведь поведение ребенка к семи годам резко меняется – появляется манерность,

капризность, обидчивость.

Подобные по структуре изменения, как известно, происходят и в период

пубертатного криза.

Кроме того, жестокое обращение или сексуальная травматизация в этот период,

вероятнее всего, окажут куда более разрушительное воздействие, чем в период

относительной эмоционально-личностной стабильности.

С дошкольного возраста по подростковый включительно в жизни ребенка

начинается новая эра, знаменующаяся изменениями телесного облика и

постепенным выдвижением на первый план категории общения.

Можно сказать, что, начиная с 5-6 летнего возраста ребенок как бы делается

более яркой, заметной фигурой как внутри семьи, так и вне её. В этот период

он особенно нуждается во внимании и одобрении взрослого, и это внимание не

всегда носит безобидный характер.

Общими чертами всех возрастный кризисов, по Л.С.Выготскому являются

непокорность и непослушание. Глубокие изменения в личности, характере и

поведении ребенка, актуализирует стремление взрослого перевоспитать,

переделать, исправить.

Это, в частности, те воспитательные установки, которые описываются в

работах исследованиях в работах исследователей детских неврозов.

Так, В.И.Гарбузовым описано «воспитание по типу А» или эмоциональное

отвержение. Для него характерна манипуляторская позиция родителя,

настроенного на «ломку» врожденного типа реагирования, неприятия

индивидуальных особенностей ребенка, жесткий контроль, дисциплина,

регламентация жизни сына или дочери, навязыванию «единственно верного», с

точки зрения родителя, способа поведения.

Другой, не менее опасный, вариант – гипер – социализирующее воспитание, или

воспитание по типу Б, характеризуется тревожно-мнительной концентрацией

родителя на всех социальных проявлениях ребенка: успеваемости в школе,

спортивных достижениях, статус среди товарищей и т.п. Такие родители

ожидают успехов ребенка в учебе, стремятся к его всестороннему развитию,

его недооценивают или вовсе не учитывают реальные психофизические

возможности ребенка.

Опираясь на исследования калифорнийской школы Пало-Альто, Е.Т.Соколова

описывает ещё один тип родительского отношения. Это воспитание по типу

«маленький и нищий», или инвалидизирующие отношение. В этом случае родитель

видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом, его интересы и

увлечения кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок видится не

приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний, что приводит к

отсутствию доверия и чувству досады у родителя. Подобные воспитательные

воздействия, квалифицируемые как психологическое насилие, в период кризиса

могут переживая ребенком особенно остро, травмировать особенно глубоко.

Изменившийся телесный облик и поведение ребенка вызывают у родителей

стремление немедленно исправлять непослушное чадо, актуализируя те или иные

воспитательные установки.

Другие возрастные периоды по статистике являются менее опасными для

непосредственного насилия. Вероятно это происходит в силу большей

стабильности как раннего детского возраста, так и юношеского. Ранний

возраст характеризуется, прежде всего, наличием необходимой для выживания

ребенка симбиотической связи с матерью, что, безусловно, снижает

вероятность использования его как сексуального объекта другими членами

семьи. Поздний подростковый и ранний юношеский возраст, характеризуются

значительным возрастанием самостоятельности, независимости, способности

защитить себя в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, вероятно, можно говорить о «сензетивных к насилию» периодах

в жизни ребенка, когда анатомо-физиологические, гормональный, эмоционально-

личностные и психосексуальные изменения делают жертву более

травматизируемой. Эти периоды являются опасными в отношении как

сексуального насилия, так и жестокого обращения с ребенком, тяжких

наказаний, и психологического насилия.

Глава 2. Системный подход в семейной психотерапии

2.1. Определение семейной психотерапии и основные этапы её развития

К настоящему моменту под семейной психотерапией понимают систему

психологических воздействий на семью как на живую открытую систему с целью

оптимизации её функционирования. В этом смысле семейная психотерапия

является самостоятельным методом психотерапии, опирающимся на положения

системного подхода, кибернетики и “психологии отношений”.

Развитие семейной психотерапии в России прошло ряд этапов:

1. В 1882 г. И.В.Маляревский открыл в Санкт-Петербурге «Врачебно-

воспитательное заведение» для психических больных детей и подростков,

персонал которого уделял большое внимание изучению семейных

взаимоотношений в качестве этиологических условий возникновения

психических расстройств. В 1886 г. В.М.Бехтерев и в 1899 г.

И.А.Сикорский описали искажения семейного воспитания детей и подростков,

вследствие чего у них возникали нервно-психические расстройства.

2. В 1968 г. В.К.Мягер опубликовала первую в нашей стране статью о семейной

психотерапии при неврозах.

3. В начале 1970-х гг. В.М.Воловик, А.И.Захаров, В.В.Костерева, Т.М.Мишина,

Э.Г.Эйдемиллер опубликовали работы, в которых обобщили свой опыт в

области семейной психотерапии.

4. В 1988 г. в нашу страну приезжала Вирджиния Сатир, на семинарах которой

впервые в отечественной практике была показана конкретная

психотерапевтическая работа с семьями с «идентифицированным пациентом» и

с моделированием слушателей различных семейных ситуаций.

5. В 1993 г. сотрудники кафедры психотерапии Санкт-Петербургской

медицинской академии последипломного образования (курс детско-

подростковой психотерапии) Н.В.Александрова, С.А.Кулаков, С.И.Чаева,

Э.Г.Эйдемиллер провели первый в нашей стране цикл тематического

усовершенствования для врачей-психиатров, психотерапевтов и медицинских

психологов «Основы групповой и семейной психотерапии» продолжительностью

216 часов, который остается наиболее популярным и по сей день.

Теоретические концепты и основанные на них методы семейной психотерапии

также прошли в своем развитии ряд этапов:

1. В начале 1970-х гг. семейные психотерапевты скрупулезно накапливали

информацию о том, «как живут вместе пациент и его родственники».

Сказывалась психиатрическая традиция сбора анамнеза – очень важно было

охарактеризовать личностное своеобразие каждого члена семьи, а затем,

суммироваыв психопатологические профили, понять сущность семьи как

совокупности входящих в неё индивидуальностей. Затем каждому члену семьи

назначали определенное лечение – медкаменты, занятия аутотренингом,

сеансы гипноза и т.д. Этот этап условно можно назвать психиатрическим.

Однако такой подход продержался недолго.

2. Следуя традициям отечественной психологии, и в первую очередь концепции

«психологии отношений» В.Н.Мясищева, семейные психотерапевты помогали

членам семьи осознавать и корректировать те паттерны поведения, которые

закладывались на ранних этапах онтогенеза. Этот этап развития семейной

психотерапии можно с полным основанием назвать психоаналитическим

(психодинамическим).

3. Начиная с середины 1980-х гг., в нашей стране основным становится

системный подход в семейной психотерапии, ак в дальнейшем – синтез

«психологии отношений» В.Н.Мясищева и основных положений кибернетики и

системного подхода. Семейный психотерапевт перестал играть роль судьи,

который собирал информацию у всех членов семьи, оценивал её и давал

семье либо «квалифицированный совет», либо предписание вести себя в

определенных ситуациях определенным образом.

Теперь семейный психотерапевт не только осуществляет присоединение к семье,

но и входит в неё в качестве элемента, обладающего энергией, информацией и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.