описания психотерапевтических клинических случаев в которых отсутствует
корреляционный анализ, недостаточно статистических данных.
Традиционно основное внимание уделяется инцестуозному паттерну «отец-дочь»,
который описан и исследован наиболее полно.
Сравнительно мало работ касаются иных форм сексуального насилия, в
частности плохо изучены последствия сексуального насилия для мальчиков, а
также другие виды насилия, такие как физическое, эмоциональное,
экономическое. Более полно изучено психологическое насилие и тематика
последствий насилия.
Изучение феномена насилия по-прежнему порождает больше вопросов, чем
ответов, не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой насилия,
имеются ответы.
1.3. Определение насилия
Несмотря на то, что тема насилия разрабатывается уже около трех последних
десятилетий до сих пор не существует универсального представления о том,
что считать насилием; отсутствуют четкие критерии отделяющие насилие от не-
насилия.
В настоящей работе под насилием в семье понимается реальное действие или
угроза умышленного физического, сексуального, психологического или
экономического воздействия, принуждения со стороны одного лица по отношению
к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые
отношения, с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. В
процессе насилия один человек навязывает себя, свои цели и нормы другому,
стремясь подчинить его своей воле. Насилие представляет собой узурпацию
человеческой свободы в её наличном бытии, внешнем выражением. Внутри
семейного насилия как обобщенной категории существуют более специфические
категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а
также условиями их жизни(Орлов А.В. [25],[4] ).
Например:
. жестокое обращение с детьми;
. насилие, направленное против супруги(а);
. насилие в отношении престарелых и др.;
1.4. Основные формы насилия
В англоязычной психологической литературе основными терминами в области
проблематики насилия являются собирательные термины «abuse» (обида,
ругань, оскорбления, жестокое обращение, пренебрежение, злоупотребление,
эксплуатация, совращение) и «neglect» (пренебрежение, игнорирование,
забывание, отсутствие заботы).
К настоящему времени сложилась эмпирическая типология форм «abuse &
neglect», которую составляют:
физическое насилие - преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка
как объектом приводящее к нанесению ребенку физических повреждений
различной степени тяжести; к физическому насилию относится не только побои,
но и ограничения детей в еде и сне, вовлечение детей в употребление
алкоголя и наркотиков и т.п.;
сексуальное насилие – преднамеренное манипулирование взрослыми телом
ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в
сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального
удовлетворения или какой – либо иной выгоды; к сексуальному насилию
относятся не только сексуальное совращение детей, но и вовлечение детей в
проституцию, порно - бизнес и т.п.;
психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) –
преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом,
игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и
т.п.), разрушение отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо,
напротив, фиксирование этого отношения, а также действия приводящие к
различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого,
интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного)
развития.
Соотношение трех данных форм «abuse & neglect» таково: по своему объему
понятие «сексуальное насилие» больше, чем понятие «физическое насилие», а
понятие «физическое насилие» больше, чем понятие «психологическое насилие».
Иначе говоря, между данными понятиями существует отношения по типу
включения. Вместе с тем, рассмотрение генеза данных форм «abuse & neglect»
показывает, что психологическое насилие является «ядром» насилия, его
исходной формой, на основе которой возникают другие формы насилия (П.Дитл,
С.Харт, М.Браккорд).
В нашей стране достаточно широкое распространение получила классификация
насилия, которая изложена в руководстве по предупреждению насилия над
детьми (1997) под редакцией М.Д.Асановой [5]. Выделяется четыре основных
типа насилия:
физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в
возрасте до 18 лет.
сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом
для получения сексуального удовлетворения.
пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица,
осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не
достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе,
образовании, защите и присмотре.
психологическое насилие – хронические паттерны поведения, такие как
унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
Помимо перечисленных выше типов насилия и их характеристик, многие авторы
выделяют экономическое или финансовое насилие (M.Chang и F.Lewenthal)
квалифицируемое в случае попытки одного взрослого члена семьи лишить
другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право
распоряжаться ими по своему усмотрению, а также в случае экономического
давления в отношении несовершеннолетних детей.
1.5. Модели причин (факторов) насилия в семье
Существующие в психологической науке модели причин (факторов) насилия в
семье традиционно подразделяются (см.: Д.Иванюк, К.Брон, Р.Лэнг, Э.Миллер,
Орлов А.В.[25] и др.) на:
1. психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию
родителей (алкоголь, наркотики, агрессивность, коммуникативная
некомпетентность, суицидальные наклонности, депрессивность и т.п.) и
детей (недоношенность, болезненность, физические и психические недостатки
и т.п.);
2. социальные, объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия
(бедность, низкий уровень дохода, безработица, низкий образовательный и
культурный уровень и т.п.);
3. психосоциальные, стремящиеся интегрировать психологические и социальные
факторы насилия, в данных моделях факторы насилия подразделяются на
структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно последние
являются ключевыми и определяющими проявлениями насилия в семье.
1.6. Роль насилия в формировании личностных расстройств
Независимые исследования проводящиеся в различных школах, дают
многообразную картину патологий , в происхождении которых одну из главных
ролей играет та или иная форма насилия, пережитого ребенком в детстве.
Большинство исследователей сходятся в том, что результатами пережитого в
детстве сексуального насилия, так называемыми «отставленными эффектами
травмы», являются нарушения Я-Концепции, чувство вины, депрессия, трудности
в межличностных отношениях и сексуальные дисфункции ( B.Bernstein, D.Jehu,
C.Cahill, Ильина[22],[23]).
Главным последствием детской сексуальной травмы современные исследователи
считают «утрату базового доверия к себе и миру».
В анамнезе лиц с пограничными личностными расстройствами значительно чаще
обнаруживается факт сексуального насилия или жестокого обращения в детстве.
(По данным Herman(1988) , от 67 до 76% пациентов с пограничными
расстройствами имеют в анамнезе случаи инцеста по сравнению с 26% больных
другими расстройствами)
Основными последствиями физического насилия для детей являются отсутствие
контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению,
отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травмы могут
возникать острые состояния страха ( Green, 1995, Ильина[23]). Кроме того,
отсроченными последствиями физического насилия могут быть садистские
наклонности.
Последствия эмоционального насилия такие как неразвитость или разрушение
эмоциональных отношений с ближним семейным окружением могут рассматриваться
в качестве механизмов развития пограничной личностной структуры
(Е.Т.Соколова,Ильина[23]), причем неразвитость этих отношений лежит в
основе психопатического варианта аномалий, а нарушения – в основе
неврастенического варианта. Соколова выделяет два синдрома: синдром
«аффективной тупости», для которого характерны холодность, отсутствие
чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить
отношения эмоциональной привязанности, и, как следствие, отвержения себя и
других, и синдром «аффективной зависимости», которому свойственны
ненасытная жажда любви, постоянный страх потерять объект привязанности,
зависимость и тревожная неуверенность в себе и в других.
Последствия ситуаций которые можно квалифицировать как психологическое
насилие не менее серьезны. К примеру ребенок в семье где оба родителя
алкоголики или наркоманы подвергается психологическому насилию. Ребенок,
пытаясь взять на себя решение семейных проблем, отрицает свои собственные
потребности. В результате он становится зависимым от потребностей, желаний,
надежд и страхов семьи. Такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя
в безопасности, испытывать безусловную любовь, вести себя спонтанно. Для
того, чтобы удержать внимание взрослого на себе, ребенок прекращает
выражать собственные потребности и становится со – зависимым. Результатом
такой формы родительского отношения исследователи называют хрупкость и
проницаемость границ Я, обесценивание чувств (и утрату способности их
выражать) и нарушение способности к установлению эмоциональной близости.
Очевидно, что феномены психологического насилия к которым можно отнести
неадекватную родительскую установку, эмоциональную депривацию и симбиоз,
унижение и т.п., все то, что разрушает отношения привязанности, или,
напротив, насильственно их фиксирует, играют в этиологии личностных
расстройств важную роль .
Этиология множественного личностного расстройства при котором «субъект
имеет несколько отчетливых и раздельных личностей, каждая из которых
определяет характер поведения и установок за период времени, когда она
доминирует» (Г.И.Каплан, Б.Дж.Сэдок, 1994) прослеживается в раннем детском
опыте интенсивного длитильного насилия, причем последнее может быть как
физическим, так и психологическим. Жертва насилия сталкивается с
необходимостью выработки защитной адаптивной стратегии, в буквальном смысле
«стратегии выживания». Такой защитой для личности становится диссоциация.
Так как тело подвергается насилию и жертва не в состоянии предотвратить
это, единство личности сохраняется путем отщепления Я от собственного тела
(F.Levy). Результатом становится переживание «отделения», ощущение
нереальности происходящего и частичная амнезия.
Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого
функционирования. Патогенное влияние на личность и психику ребенка
различных типов насилия не оставляет сомнений.
Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком,
учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на
подобную психологическую травму может проявляться по-разному. Наиболее
общими симптомами, в зависимости от возраста, являются:
. для детей до 3 лет - страхи, спутанность чувств, в поведении отмечаются
нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми,
сексуальные игры;
. для дошкольников – тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство
вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности; в
поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные
игры, мастурбация;
. для детей младшего школьного возраста – амбивалентные чувства по
отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх,
чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру; в поведении
отмечаются отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное
поведение, ощущение "«рязного тела"» молчаливость либо неожиданная
разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|