реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии

реферат

описания психотерапевтических клинических случаев в которых отсутствует

корреляционный анализ, недостаточно статистических данных.

Традиционно основное внимание уделяется инцестуозному паттерну «отец-дочь»,

который описан и исследован наиболее полно.

Сравнительно мало работ касаются иных форм сексуального насилия, в

частности плохо изучены последствия сексуального насилия для мальчиков, а

также другие виды насилия, такие как физическое, эмоциональное,

экономическое. Более полно изучено психологическое насилие и тематика

последствий насилия.

Изучение феномена насилия по-прежнему порождает больше вопросов, чем

ответов, не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой насилия,

имеются ответы.

1.3. Определение насилия

Несмотря на то, что тема насилия разрабатывается уже около трех последних

десятилетий до сих пор не существует универсального представления о том,

что считать насилием; отсутствуют четкие критерии отделяющие насилие от не-

насилия.

В настоящей работе под насилием в семье понимается реальное действие или

угроза умышленного физического, сексуального, психологического или

экономического воздействия, принуждения со стороны одного лица по отношению

к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые

отношения, с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. В

процессе насилия один человек навязывает себя, свои цели и нормы другому,

стремясь подчинить его своей воле. Насилие представляет собой узурпацию

человеческой свободы в её наличном бытии, внешнем выражением. Внутри

семейного насилия как обобщенной категории существуют более специфические

категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а

также условиями их жизни(Орлов А.В. [25],[4] ).

Например:

. жестокое обращение с детьми;

. насилие, направленное против супруги(а);

. насилие в отношении престарелых и др.;

1.4. Основные формы насилия

В англоязычной психологической литературе основными терминами в области

проблематики насилия являются собирательные термины «abuse» (обида,

ругань, оскорбления, жестокое обращение, пренебрежение, злоупотребление,

эксплуатация, совращение) и «neglect» (пренебрежение, игнорирование,

забывание, отсутствие заботы).

К настоящему времени сложилась эмпирическая типология форм «abuse &

neglect», которую составляют:

физическое насилие - преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка

как объектом приводящее к нанесению ребенку физических повреждений

различной степени тяжести; к физическому насилию относится не только побои,

но и ограничения детей в еде и сне, вовлечение детей в употребление

алкоголя и наркотиков и т.п.;

сексуальное насилие – преднамеренное манипулирование взрослыми телом

ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в

сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального

удовлетворения или какой – либо иной выгоды; к сексуальному насилию

относятся не только сексуальное совращение детей, но и вовлечение детей в

проституцию, порно - бизнес и т.п.;

психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) –

преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом,

игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и

т.п.), разрушение отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо,

напротив, фиксирование этого отношения, а также действия приводящие к

различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого,

интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного)

развития.

Соотношение трех данных форм «abuse & neglect» таково: по своему объему

понятие «сексуальное насилие» больше, чем понятие «физическое насилие», а

понятие «физическое насилие» больше, чем понятие «психологическое насилие».

Иначе говоря, между данными понятиями существует отношения по типу

включения. Вместе с тем, рассмотрение генеза данных форм «abuse & neglect»

показывает, что психологическое насилие является «ядром» насилия, его

исходной формой, на основе которой возникают другие формы насилия (П.Дитл,

С.Харт, М.Браккорд).

В нашей стране достаточно широкое распространение получила классификация

насилия, которая изложена в руководстве по предупреждению насилия над

детьми (1997) под редакцией М.Д.Асановой [5]. Выделяется четыре основных

типа насилия:

физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в

возрасте до 18 лет.

сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом

для получения сексуального удовлетворения.

пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица,

осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не

достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе,

образовании, защите и присмотре.

психологическое насилие – хронические паттерны поведения, такие как

унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Помимо перечисленных выше типов насилия и их характеристик, многие авторы

выделяют экономическое или финансовое насилие (M.Chang и F.Lewenthal)

квалифицируемое в случае попытки одного взрослого члена семьи лишить

другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право

распоряжаться ими по своему усмотрению, а также в случае экономического

давления в отношении несовершеннолетних детей.

1.5. Модели причин (факторов) насилия в семье

Существующие в психологической науке модели причин (факторов) насилия в

семье традиционно подразделяются (см.: Д.Иванюк, К.Брон, Р.Лэнг, Э.Миллер,

Орлов А.В.[25] и др.) на:

1. психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию

родителей (алкоголь, наркотики, агрессивность, коммуникативная

некомпетентность, суицидальные наклонности, депрессивность и т.п.) и

детей (недоношенность, болезненность, физические и психические недостатки

и т.п.);

2. социальные, объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия

(бедность, низкий уровень дохода, безработица, низкий образовательный и

культурный уровень и т.п.);

3. психосоциальные, стремящиеся интегрировать психологические и социальные

факторы насилия, в данных моделях факторы насилия подразделяются на

структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно последние

являются ключевыми и определяющими проявлениями насилия в семье.

1.6. Роль насилия в формировании личностных расстройств

Независимые исследования проводящиеся в различных школах, дают

многообразную картину патологий , в происхождении которых одну из главных

ролей играет та или иная форма насилия, пережитого ребенком в детстве.

Большинство исследователей сходятся в том, что результатами пережитого в

детстве сексуального насилия, так называемыми «отставленными эффектами

травмы», являются нарушения Я-Концепции, чувство вины, депрессия, трудности

в межличностных отношениях и сексуальные дисфункции ( B.Bernstein, D.Jehu,

C.Cahill, Ильина[22],[23]).

Главным последствием детской сексуальной травмы современные исследователи

считают «утрату базового доверия к себе и миру».

В анамнезе лиц с пограничными личностными расстройствами значительно чаще

обнаруживается факт сексуального насилия или жестокого обращения в детстве.

(По данным Herman(1988) , от 67 до 76% пациентов с пограничными

расстройствами имеют в анамнезе случаи инцеста по сравнению с 26% больных

другими расстройствами)

Основными последствиями физического насилия для детей являются отсутствие

контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению,

отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травмы могут

возникать острые состояния страха ( Green, 1995, Ильина[23]). Кроме того,

отсроченными последствиями физического насилия могут быть садистские

наклонности.

Последствия эмоционального насилия такие как неразвитость или разрушение

эмоциональных отношений с ближним семейным окружением могут рассматриваться

в качестве механизмов развития пограничной личностной структуры

(Е.Т.Соколова,Ильина[23]), причем неразвитость этих отношений лежит в

основе психопатического варианта аномалий, а нарушения – в основе

неврастенического варианта. Соколова выделяет два синдрома: синдром

«аффективной тупости», для которого характерны холодность, отсутствие

чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить

отношения эмоциональной привязанности, и, как следствие, отвержения себя и

других, и синдром «аффективной зависимости», которому свойственны

ненасытная жажда любви, постоянный страх потерять объект привязанности,

зависимость и тревожная неуверенность в себе и в других.

Последствия ситуаций которые можно квалифицировать как психологическое

насилие не менее серьезны. К примеру ребенок в семье где оба родителя

алкоголики или наркоманы подвергается психологическому насилию. Ребенок,

пытаясь взять на себя решение семейных проблем, отрицает свои собственные

потребности. В результате он становится зависимым от потребностей, желаний,

надежд и страхов семьи. Такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя

в безопасности, испытывать безусловную любовь, вести себя спонтанно. Для

того, чтобы удержать внимание взрослого на себе, ребенок прекращает

выражать собственные потребности и становится со – зависимым. Результатом

такой формы родительского отношения исследователи называют хрупкость и

проницаемость границ Я, обесценивание чувств (и утрату способности их

выражать) и нарушение способности к установлению эмоциональной близости.

Очевидно, что феномены психологического насилия к которым можно отнести

неадекватную родительскую установку, эмоциональную депривацию и симбиоз,

унижение и т.п., все то, что разрушает отношения привязанности, или,

напротив, насильственно их фиксирует, играют в этиологии личностных

расстройств важную роль .

Этиология множественного личностного расстройства при котором «субъект

имеет несколько отчетливых и раздельных личностей, каждая из которых

определяет характер поведения и установок за период времени, когда она

доминирует» (Г.И.Каплан, Б.Дж.Сэдок, 1994) прослеживается в раннем детском

опыте интенсивного длитильного насилия, причем последнее может быть как

физическим, так и психологическим. Жертва насилия сталкивается с

необходимостью выработки защитной адаптивной стратегии, в буквальном смысле

«стратегии выживания». Такой защитой для личности становится диссоциация.

Так как тело подвергается насилию и жертва не в состоянии предотвратить

это, единство личности сохраняется путем отщепления Я от собственного тела

(F.Levy). Результатом становится переживание «отделения», ощущение

нереальности происходящего и частичная амнезия.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого

функционирования. Патогенное влияние на личность и психику ребенка

различных типов насилия не оставляет сомнений.

Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком,

учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на

подобную психологическую травму может проявляться по-разному. Наиболее

общими симптомами, в зависимости от возраста, являются:

. для детей до 3 лет - страхи, спутанность чувств, в поведении отмечаются

нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми,

сексуальные игры;

. для дошкольников – тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство

вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности; в

поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные

игры, мастурбация;

. для детей младшего школьного возраста – амбивалентные чувства по

отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх,

чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру; в поведении

отмечаются отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное

поведение, ощущение "«рязного тела"» молчаливость либо неожиданная

разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.