реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Формирование личности преподавателя в процессе самовоспитания

реферат

. Оптимальный временной промежуток.

По степени влияния на результативность формирования оптимума

профессионального самосознания ведущее место занимает мотивация (30%),

степень влияния обучения (26%), направленности личности (28%), времени

(16%).

Приведем часть сводной таблицы иерархии факторов формирования

оптимального уровня профессионального самосознания для генерального фактора

мотивации (факторы сгруппированы по убыванию степени значимости).

|Фактор |Влияние |Место |

| |фактора на |фактора по|

| |результативно|значимости|

| |сть | |

|Генеральный фактормотивация к достижению |0,95 |1 |

|профессионального мастерства Интерес к профессии. | | |

|Профготовность, устойчивая направленность | | |

|профессиональных интересов | | |

|Профессиональное самоопределение |0,94 |2 |

|Выбор профессии |0,93 |3 |

|Принятие профессиональной роли |0,92 |4 |

|Повышение самооценки |0,91 |5 |

|Мотив достижение карьеры |0,90 |6 |

|Мотив самосовершенствования |0,98 |7 |

|Ценностные ориентации профессиональной деятельности |0,88 |8 |

|Планирование изменений в системе мотивации достижения|0,87 |9 |

|Наличие идеально образа "Я-профессионал" |0,86 |10 |

|Осознание характера профессиональной деятельности |0,85 |11 |

|Анализ профессиональной деятельности с точки зрения |0,84 |12 |

|самой личности | | |

|Значимость профессиональных параметров |0,83 |13 |

|Потребность в самоутверждении |0,82 |14 |

|Потребность в достижении, новаторстве и овладении |0,81 |15 |

|инновационной деятельностью | | |

|Потребность в признании |0,80 |16 |

|Потребность в утверждении себя в своем мнении |0,79 |17 |

|Осознание себя членом группы, профессионального |0,78 |18 |

|сообщества в будущем | | |

|Экологические условия региона, в котором |0,77 |19 |

|предполагается профессиональная деятельность | | |

|Санитарно-гигиенические условия производственной |0,76 |20 |

|деятельности | | |

Высокое значение факторных нагрузок свидетельствует о большом влиянии

всех представленных факторов на развитие генерального фактора мотивации и

целостности исследуемой структуры.

В перечень значимых психолого-акмеологических факторов

профессионального развития личности, на наш взгляд, также можно включить

те, которые реально влияют на учебные достижения студентов Вуза:

. потребность в достижениях, престиж знаний;

. личностно-деловые, профессионально важные качества;

. потенциал личности, в том числе высокие профессионально-личностные

стандарты, стремление к знаниям, к расширению своего кругозора;

. особенности мотивации учебной деятельности студентов, уровень ее

развития.

Психолого-педагогические основы формирования умений педагогического

воздействия и воздействия в процессе самовоспитания

Теоретическая готовность к педагогической деятельности

Теоретическая готовность педагога в структуре его профессиональной

компетентности нередко понимается лишь как определенная совокупность

психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний, как

уже отмечалось, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта педагога

мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему, остаются никому

неведомым достоянием. Вот почему необходимо обращение к формам проявления

теоретической готовности. Таковой является теоретическая деятельность, в

свою очередь, проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить или,

по другому, в конструктивных и гностических умениях, которые относятся к

группе внутренних (идеальных) умений.

Конструктивная и гностическая деятельность могут быть осуществлены при

наличии у педагога аналитических, прогностических и проективных умений.

Гностическая деятельность требует также рефлексивных умений.

Аналитические умения

Сформированность аналитических умений - один из критериев

профессиональной компетентности педагога. С их помощью извлекаются знания

из практики. Они лежат в основе обобщенного умения педагогически мыслить,

которое при решении педагогической задачи складывается из следующих частных

умений:

. расчленять педагогические явления на составляющие элементы

(условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и

пр.);

. осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми

компонентами педагогического процесса;

. находить в психолого-педагогический теории идеи, выводы

закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;

. правильно диагностировать педагогическое явление;

. вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять

способы ее. оптимального решения.

При этом творческий педагог осуществляет теоретический анализ

педагогических фактов и явлений, который включает в себя: вычленение факта

или явления и его обособление от других; установление состава элементов

данного факта или явления, раскрытие содержания и выделение роли каждого из

элементов; демонстрация связи данного элемента с другими элементами;

проникновение в процесс развития целостного явления; определение места

данного явления в образовательном процессе.

Под педагогическим фактом понимается тот или иной тип педагогического

взаимодействия, а под педагогическим явлением - результат этого

взаимодействия.

Прогностические умения

Управление социальными процессами, каким является и образовательный,

всегда предполагает ориентацию на четко представленный в сознании субъекта

управления конечный результат (предвосхищенная цель). Основу для

целеполагания и последующего перебора вариантов возможных путей решения

педагогической задачи дает анализ педагогической ситуации. Поэтому успех

целеполагания зависит не только от результатов аналитической деятельное. Во

многом он предопределяется способностью к антиципатии, т.е. к предвидению

появления результата действий еще до того, как они будут реально

осуществлены. Наличие этой профессионально значимой способности всегда

отличало творческих педагогов.

Прогнозирование деятельности педагога как процесс получения опережающей

информации о результатах действий строится на основе знания сущности и

логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и

индивидуального развития учащихся. 'Это позволяет предвидеть, что учащимися

может быть неправильно понято, какой смысл они могут вложить в те или иные

педагогические действия; какие могут быть ошибки при восприятии материала в

связи с имеющимися у школьников житейскими представлениями и, напротив,

какой их опыт будет способствовать более глубоком) проникновению в сущность

изучаемого. Педагогическое прогнозирование предполагает также видение тех

качеств учащихся и особенностей коллектива, которые могут быть сформированы

за тот или иной промежуток времени. Без прогностических умении не обойтись

и в том случае, если педагог обращается к проблеме выдвижения близких,

средних и далеких перспектив развития коллектива и личности. Здесь

проявляется взаимосвязь процессов прогнозирования и целеполагания.

Состав прогностических умений можно представить следующим образом:

выдвижение педагогических целей и задач; отбор способов достижения

педагогических целей; предвидение результата, возможных отклонений и

нежелательных явлений; определение этапов (или стадий) педагогического

процесса; распределение времени; планировать совместно с учащимися

жизнедеятельности.

В зависимости от направленности педагогической задачи прогностические

умения можно объединить в три группы:

. умения прогнозировать развитие коллектива; динамику его структуры,

развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива и

отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.п.;

. умения прогнозировать развитие личности: ее качеств. Чувств, воли и

поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей в

установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.;

. умения прогнозировать ход педагогического процесса.

Образовательные, воспитательные и развивающие возможности учебного

материала; затруднения учащихся в учении и других видах деятельности;

результаты применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и

воспитания и т.п.

Умения педагогического прогнозирования требуют от педагога овладения

такими методами интеллектуальной деятельности, как моделирование,

выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование и др.

Проективные умения

Триада «анализ — прогноз — проект» предполагает выделение и специальной

группы умений, проявляющихся в материализации результатов педагогического

прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания. Разработка

проекта педагогической деятельности означает прежде всего перевод на

педагогический язык целей обучения и воспитания, их максимальную

конкретизацию и обоснование способов их поэтапной реализации. Следующим

шагом является определение содержания и видов деятельности, осуществление

которых обеспечит развитие прогнозируемых качеств и состояний учащихся. При

этом важно предусмотреть сочетание различных видов деятельности и

проведение специальных мероприятий в соответствии с поставленными задачами.

Планы обучения и воспитания как проекты деятельности педагога могут

быть перспективными и оперативными. К последним относятся планы уроков и

воспитательных мероприятий. Логика разработки проекта педагогической

деятельности диктует и соответствующий состав проективных умений:

. переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические

задачи;

. учитывать при определении педагогических задач и отборе содержания

деятельности учащихся их потребности и интересы, возможности

материальной базы, свой опыт и личностно-деловые качества;

. определять комплекс доминирующих и подчиненных задач для каждого

этапа педагогического процесса;

. отбирать виды деятельности, адекватные поставленным задачам и

планировать систему совместных творческих дел;

. планировать индивидуальную работу с учащимися с лью преодоления

имеющихся недостатков и развития их способностей, творческих сил и

дарований;

. отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства

педагогического процесса в их оптимальном сочетании;

. планировать систему приемов стимулирования активности школьников и

сдерживания негативных проявлений в их поведении;

. планировать способы создания личностно развивающей среды и

поддержания связей с родителями и общественностью.

Понятно, что оперативное планирование требует от педагога владения

целым рядом конкретных узко методических умений, приводящих к

материализации проекта проведения беседы, урока или экскурсии в плане,

плане-конспекте или конспекте в зависимости от опыта педагога.

Рефлексивные умения

Они имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной

деятельности, направленной на себя. Ее обычно связывают лишь, с завершающим

этапом решения педагогической задачи, понимая как своеобразную процедуру по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.