реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Человек в психологической науке - (лекции)

реферат
p>Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1988. №6.

Слободчиков В. И. , Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в млад шем школьном возрасте // Вопр. психологии. 1990. №3.

Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М. , 1984.

    СОЗНАНИЕ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Категория сознания в философии и психологии

Сознание как философско-научная проблема. Бытие (онтология) созна ния. Сознание как осознанное социальное бытие. Практика сознания как предмет психологического анализа

В каком "пространстве" существует сознание? Почему сознание следует искать в системе социальных связей и отношений? В чем источник много мерности сознания? Что такое практика сознания как особый опыт созна ния?

    Сознание как философско-научная проблема

Выше, описывая феномен человека, мы указали на фундаментальную ха рактеристику способа бытия человека - его осознанность. Человек - су щество сознательное. Сознание составляет неотъемлемый атрибут челове ческого способа жизни. Данное положение фактически стало обыденной "очевидностью".

Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его спо собности отделить в представлении себя, свое "Я" от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а главное - предметом практического преобразо вания. Именно эта способность и определяет границу, разделяющую живот ный (натурально-природный) и человеческий (общественно-исторический) способ бытия. Тейяр де Шарден назвал эту способность рефлексией, пони мая ее как сущность, сердцевину человеческого сознания.

Психологическое понимание сознания предполагает анализ самой реаль ности сознания и ею отображения в философии и психологии, изучение со держания, структур, форм, механизмов сознания. Сознание конституирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Известный специалист в области психологии сознания В. П. Зинченко пи шет: "Актуальность и значимость проблемы сознания не требует аргумен тации. Эту проблему уже начали включать в число глобальных проблем современности. Актуальны проблемы формирования экологического, гумани тарного сознания, с помощью которого возможно преодоление технократи ческих ориентаций. Эволюцию и изменение сознания связывают с выживае мостью человечества, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы. Многие ученые, задумываясь о судьбах человека и челове чества в меняющемся мире, также концентрируют$свои усилищ мЯЩX2¦ЖоЦ-А+%А0 _!
    Типы и формы социальных объединений
    Социальная структура и неструктурированная общность.
    Классификация социальных объединений в психологии

Возможно ли при многообразии социальных объединений выделить типич ные и на каком основании?

    Социальная структура и неструктурированная общность

Становление субъективности человека прямо связано с историческими формами социальных объединений, принципами их организации, динамикой их изменения и развития. Проблема состоит в необходимости признания сущностного и родового характера связей и отношений между людьми, без которых немыслимо никакое общество и, соответственно, субъективное бы тие человека.

В социальных науках принята к рассмотрению оппозиция между понятием "социальная структура" (в дальнейшем - "структура") и понятием "нест руктурированная общность" (коммунитас - по терминологии В. Тэрнера). Наиболее проработано понятие структуры, которая определяется отчетли вой расстановкой социальных позиций, статусов, ролей. Структура всегда возникает в естественном течении событий, когда группы людей (или от дельные индивиды) с теми или иными нуждами и возможностями взаимо действуют друг с другом.

Коммунитас возникает там, где нет социальной структуры. По словам М. Бубера, неструктурированная общность - это жизнь множества людей, но не рядом, а вместе. Коммунитас всегда принадлежит настоящему; структу ра коренится в прошлом и распространяется на будущее посредством язы ка, законов, обычаев.

В коммунитас между людьми существует родовая связь и обусловленное ею чувство "принадлежности к человечеству". По существу, коммунитас это гомогенное, неструктурированное состояние некоторой группы, кото рое определяется многообразными связями между конкретными исторически ми личностями, не разделенными по ролям и статусам; границы такой группы в идеале совпадают с границами рода человеческого.

Философ Г. С. Батищев при анализе социальной природы человека сделал попытку заполнить интервал между структурой и коммунитас промежуточны ми формами организации человеческих общностей. Своеобразие каждой из них определяется той или иной совокупностью связей между членами общ ности и типом их отношений к миру и самим себе.

Автор различает систему социал-органических связей и отношений, где каждый индивид, как правило, есть несамостоятельная часть некоторого целого, которое оказывается центром действительного бытия человека, его жизни, поведения, его ценностей и ответственности. Целое (напри мер, ранняя родовая община) выступает для индивида как его изначальная субстанция, несущая логику прямой и косвенной предопределенности. В той мере, в какой индивид включен именно в эту систему, он не есть субъект; вместо него целое обладает статусом субъекта.

Другой класс систем конституирован социал-атомистическими связями и отношениями. Подобные системы наиболее характерны для любого буржуаз ного (гражданского) общества, где уже сам индивид есть самодовлеющее целое, ничему не желающее принадлежать, со своим собственным центром; он сам себе авторитет. Общность же, общественные условия - есть нечто вторичное, внешнее, вынужденное, с которым приходится считаться и со существовать. Именно в этих системах возможна практическая иллюзия, что самодостаточный, безразличный к миру "атом-индивид" и есть подлин ный субъект.

    Классификация социальных объединений в психологии

Предварительно отметим, что психология имеет дело с социальными объединениями, существующими реально, т. е. исследует психологические особенности, закономерности реально существующих групп, в которых люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, совместной дея тельностью, помещены в идентичные условия и определенным образом осоз нают свою принадлежность к этому образованию. При этом подавляющее число исследований в социальной психологии выполнено на материале так называемых малых групп.

В психологической литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации малых групп: называются разные числа и основа ния этих классификаций. В настоящее время известно около 50 различных оснований классификаций групп. Наибольшее распространение в западной социальной психологии получило деление малых групп на: первичные и вторичные; формальные и неформальные; "группы членства" и "референтные группы".

Деление малых групп на первичные и вторичные связано с наличием или отсутствием непосредственных контактов между членами группы. В первич ных группах (семья, группа друзей, команда и т. п. ) между людьми су ществуют непосредственные контакты.

Вторичные группы - это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные "посредники", например в виде средств связи. Если студенческую группу можно рассмат ривать как первичную группу, то студенты факультета составляют вторич ное объединение.

Деление малых групп на формальные и неформальные соответствует рас смотренной выше типологии социальных объединений. Согласно американс кому психологу Э. Мэйо, впервые в психологии предложившему это деление, формальная группа отличается тем, что в ней четко определены статусы ее членов - они предписаны групповыми нормами. Соответственно в фор мальной группе так же строго распределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения ("структура власти"). Примером формаль ной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной дея тельности: рабочая бригада, спортивная команда и т. д. При таком пони мании существа формальной группы в ее определении в слове "формальный" не содержится каких-либо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений). Точнее сказать, это оформленная группа. В отличие от формальных групп, Э. Мэйо обнаружил внутри них еще и "неформальные" группы, такие, которые складываются и возникают стихий но, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т. е. отсутствует строгая структура "власти". Неформальная группа может образоваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают более мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в по ход), несмотря на их неформальный характер, возникает совместная дея тельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Психологические исследования показывают, что в реальной действи тельности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возни кали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается струк тура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы. Различение было введено американским психологом Г. Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г. Хаймен назвал рефе рентными.

Как отмечает социальный психолог Г. М. Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина "референтная группа": иногда - как группа, противостоящая группе членства, иногда - как группа, возникающая внутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при ко тором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т. п.

    Единицы анализа форм организации
    человеческих общностей

Какими понятиями можно описать человеческую общность? Как на основе единиц анализа можно строить типологию общностей?

Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия "связи" и "отношения". В современных гуманитарных науках "от ношение" считается одним из основных логико-философских понятий, отра жающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, "связь" - это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь - это взаимозависимость (а не противопоставленность) яв лений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сооб ществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, со циальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функцио нально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые и др. В развивающихся системах происходит постоянное преобразование свя зей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное пре образование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня).

Любые связи и отношения, в которых оказываются люди, могут быть охарактеризованы через: а) места, распределенные между участниками не которой общности; б) характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их; в) картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий. Единство места, действия и субъективной картины мира и есть та интегративная единица психологи ческого анализа, в которой органически взаимосвязаны социальные, дея тельностные, субъективные характеристики общности.

Чтобы не действовать с системой связей и отношений эмпирически, многообразие человеческих общностей необходимо типологизировать. В ос нову предлагаемой типологии положены две фундаментальные характеристи ки связей и отношений: 1) ситуативность-внеситуативность, 2) свободный или навязанный характер. По этим основаниям может быть построена типо логия общностей и соответствующие каждому типу общности единицы анали за.

В рамках данной типологии можно получить следующие определения: по зиция - единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей; статус - единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль - единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаи модействия; игровая роль - единица анализа свободных, но временных общностей.

Позиция (позиционные общности) есть наиболее целостная, интегратив ная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной са моопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Про такого человека и говорят: "Он нашел свое место в жизни" (т. е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории). Такое "место" определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.