реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Человек в психологической науке - (лекции)

реферат
p>В психологии отмечается, что самоотчету бывают свойственны ошибки, одна из которых - склонность автора представлять себя перед другими в возможно более выгодном свете. Однако такое стремление само по себе интересно с психологической точки зрения, так как показывает, что бо лее всего ценится автором самоотчета в его представлении перед други ми. Большинству же писем, автобиографий, дневников, исповедей свойст венно стремление обнажать самые интимные переживания и мысли их авто ров, описывать внутренние мотивы поступков в реальных жизненных ситуа циях. Замечательным примером здесь может служить "Исповедь" Л. Н. Толс того.

Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму наблю дения. В отличие от объективного наблюдения, при котором отстраненный наблюдатель исследует фрагменты внешнего поведения другого, включенное наблюдение предполагает реальное участие исследователя в эксперименте, групповой дискуссии и т. п. Исследователь выступает как равный участник совместного с испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявля ет о собственных ценностях и установках. В такого рода наблюдении оп ределенная человеческая проблема изучается целостно. Она равно затра гивает как исследуемого, так и исследователя. Собственно, во включен ном наблюдении нет как такового жесткого разделения на исследователей и исследуемых. Каждый из участников групповой работы может занять по зицию исследователя как относительно другого, так и относительно себя. В психологии метод включенного наблюдения применяется в практике психотерапевтической работы. В педагогической практике метод включен ного наблюдения может органично использоваться педагогом при проведе нии совместной деятельности со школьниками.

Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему - пережи вании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытыва ет собеседник, через отождествление с ним. Эмпатическое слушание обос новал и использовал в своей психотерапевтической практике К. Роджерс. Как способ общения с собеседником и его познания, эмпатическое слу шание представляет собой определенную технику поведения субъекта-ис следователя (терапевта, педагога) и субъекта-исследуемого (пациента, клиента, ученика). Это близкая дистанция между сидящими друг против друга собеседниками, контакт глаз, полная поглощенность собеседником ("центрированность" на нем), эмоциональное сопереживание содержанию высказываемого и т. д. Подобное поведение терапевта (педагога) спо собствует установлению психологического контакта в беседе, максималь ной открытости и откровенности в общении. Поэтому использование данно го метода, по К. Роджерсу, "требует определенного мастерства, и эмпати ческое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении реле вантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание". Идентификация как метод понимания другого представляет собой спо собность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом. В отличие от эмоционального сопереживания (эмпа тии), идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т. п.

Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения, при котором партнер по общению не воспринимается как изучаемый объект, а его поз нание усматривается только через понимание. "Точные науки, - писал М. М. Бахтин, - это монологическая форма знания; интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Ему противостоит безгласная вещь, но субъект не может изучаться как вещь, не может стать безгласным, позна ние его может быть диалогичным". В диалоге активны оба собеседника: не только ведущий беседы имеет право и возможность задавать вопросы, но такими же правами обладает и его партнер. В беседе как диалоге иссле довательская задача не является преобладающей, она выступает наряду с коррекционной, педагогической и другими целями. Гуманитарное познание превращается в активный процесс диалогического общения и взаимодейст вия.

Биографический метод как способ познания человека основан на изуче нии психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жиз ни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни челове ка. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности и т. п. Достоинство метода заключается в надежности и обосно ванности выводов о психологических особенностях человека. Вместе с тем метод трудоемок и не может использоваться очень широко.

Использование биографического метода сопряжено с применением ряда частных методик: опросников, интервью, тестов, автобиографий, свиде тельств очевидцев (близких людей, современников), с изучением продук тов деятельности и т. д.

Интуиция определяется как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу этого субъект имеет знания как результат "непосредственного усмотрения", внутреннего постижения. Описать спосо бы и пути интуитивного постижения другого человека не представляется возможным в силу самой природы интуиции. Однако в психологии установ лено, что интуитивное усмотрение, "целостное схватывание" ситуации становится возможным, если человек имеет большой опыт практической или познавательной деятельности в соответствующей области. Интуитивное схватывание, понимание внутреннего мира человека более развито у лю дей, профессионально работающих с людьми (врачей, педагогов, психоло гов и т. п. ).

Интерпретация внутреннего мира другого человека основана на исполь зовании субъектом совокупности внутренних психологических средств, своего психологического опыта. Понимание чужой душевной жизни осущест вляется по механизму аналогии. "Внутреннее восприятие, - писал В. Диль тей, - мы восполняем постижением других. Мы постигаем то, что внутри их. Происходит это путем духовного процесса, соответствующего заключе нию по аналогии". При интерпретации внутреннего мира другого человек использует многообразные сведения о внешнем поведении наблюдаемого: поступках, действиях, мимике, жестах, эмоциональных проявлениях и т. п. Герменевтика - метод, общий наукам об обществе, культуре, человеке, - представляет собой искусство и теорию истолкования различного рода текстов - литературных, религиозных, исторических, научных и др. Ана логом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности. Существует широкое понимание герменевтики, включающее в себя понимание и толкование любых текстов.

"Феномен понимания и правильного истолкования понятого - писал Х. -Г. Гадамер, - является не только специальной методологической проб лемой наук о духе. С давних пор существовала также и теологическая и юридическая герменевтика, которая не столько носила научно-теоретичес кий характер, сколько соответствовала и способствовала практическим действиям научно-образованных судьи или священника". Более того, в ка честве "текста" может выступать вся совокупность человеческого опыта в целом.

С этих позиций правомерно говорить о педагогической или психологи ческой герменевтике как искусстве и теории истолковывать и понимать педагогический или психологический опыт. Этот опыт может быть предс тавлен как в различного рода текстах так и в других продуктах мате риальной и духовной культуры. В психологии это могут быть рассказы, автобиографии, рисунки, действия, поведение и т. п.

    Методы практической психологии
    (психологической практики)
    Понятие о практической психологии: ее предмете, задачах,
    методах. Методы психологической практики

Что отличает методы практической психологии от других групп методов? Методы практической психологии: исследование или практика ?

    Понятие о практической психологии: ее предмете,
    задачах, методах

Практическая психология в наиболее распространенном ее понимании представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер - здравоохранения, образования, производства, спорта, права и др. Так понимаемая практическая психология представлена совокупностью от раслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той сферой, в которую они включены: медицинская, педагогическая, инженер ная (труда), спортивная, юридическая и т. д. психология. Эти отрасли психологии называются прикладными. Таким образом, одно из определений практической психологии - это понимание ее как прикладной дисциплины. Особенностью прикладных отраслей психологии является их ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного ти па. Каждая из прикладных отраслей психологии представляет собой науч но-психологическое обеспечение и обслуживание соответствующей практи ческой сферы. Прикладные отрасли психологии заимствуют у академической психологии объективно-научные методы: наблюдение, эксперимент, тесты, опрос и т. д.

Другое понимание практической психологии связано с трактовкой ее как особой психологической практики. Психология здесь не включается в существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу психологических услуг. Иначе говоря, психология формирует свою собст венную психологическую практику.

Практическая психология как психологическая практика ориентирована не на исследование психики, сознания, а на работу с психикой, с созна нием; на способы воздействия психолога на сознание другого человека, на систему его представлений о мире других, самом себе; на его цен ностные ориентации, на формы общения, характер взаимоотношений. В пси хологической практике по сути непригодны те методы, которые исполь зуются в академической психологии. Здесь нужны методы не исследования психической реальности, а практической работы с этой реальностью. Та кие методы в практике непосредственной работы с человеческой субъек тивностью были найдены, апробированы и описаны.

Еще одной особенностью психологической практики, отмеченной ранее, является то, что человек в ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог-прак тик вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики. Во вступительной статье к книге известного американского психотера певта К. Рудестама "Групповая психотерапия" Л. А. Петровская пишет: "Если же обратиться к ситуации оказания психологической помощи, то здесь че ловек предстает перед психологом целостно, в единстве своего поведе ния, когниций, мотивации и т. д. Это предъявляет особые требования к психологической компетентности практика. Он порой не может ограничить ся строгими рамками одного подхода. И дело отнюдь не в методологичес кой беспринципности. Психолог здесь объективно нуждается в задейство вании комплекса подходов и средств. Возможный выход - в обращении ко всему накопленному, но достаточно разрозненному потенциалу".

    Методы психологической практики

Психологическая практика по своим задачам, методам, формам предс тавляет собой многообразные виды практик. Основными среди них являются психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотре нинг, разрешение социальных конфликтов и др. Психологическая практика включает в себя работу с людьми, имеющими психические отклонения или проблемы, с педагогически запущенными школьниками; она ориентирована на работу с представителями коммуникативных профессий, людьми различ ных возрастов. Невозможно описать все методы и методики, использующие ся в психологической практике; их арсенал непрерывно пополняется. Мы приведем обобщенную характеристику наиболее известных методов психоло гической практики. Укажем, что освоение методов практической психоло гии предполагает особые формы обучения и подготовки.

Основной формой психологической практики является психотерапия, воспринимаемая нередко как вся эта практика. Различают клиническую и личностно ориентированную психотерапию.

Клиническая психотерапия - это комплексное лечебное психологическое воздействие на человека при психических, нервных, психосоматических, наркологических заболеваниях.

Личностно ориентированная психотерапия ставит задачу содействия па циенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Жесткого разделения методов клинической и личностно ориенти рованной психотерапии не существует; одни и те же методы могут с успе хом использоваться и здесь, и там.

Основой многих форм психотерапии, а также самой психологической практики стал психоанализ, разработанный З. Фрейдом. Напомним, что пси хоанализ как способ работы с психологической реальностью у З. Фрейда применялся в форме психологического анализа свободных ассоциаций, сно видений, ошибочных действий, невротических симптомов.

Однако наиболее старым методом психотерапии, с которого З. Фрейд на чинал свою психотерапевтическую практику, является гипноз, или внуше ние. Гипноз - это временное состояние сознания, характеризующееся су жением его объема и направленностью на содержание внушения. Гипноз позволяет воздействовать на сознание индивида с целью достижения пси хотерапевтического эффекта. Как метод работы с пациентами гипноз ис пользуется в различных по своей ориентации школах психотерапии. Наибольшую популярность в современной психотерапии завоевали груп повые формы терапии и коррекции. Существует различное наименование та ких групп: "групповая терапия", "психокоррекционные группы", "группы встреч", "тренинг-группы" и др.

Психокоррекционными группами называют небольшие временные объедине ния людей, обычно имеющие руководителя, общую цель межличностного ис следования, личностного научения и роста. Потенциальное преимущество групповой терапии перед индивидуальной состоит в возможности получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или пере живания с конкретными участниками группы. В процессе группового взаи модействия происходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующим ся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции членов группы друг на друга облегчают разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экс периментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоцио нальную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая об ратная связь оказывает влияние на оценку личностью своих установок и поведения, на формирование представления о себе. Группа может облег чить процесс самосознания и самооценки. Осознание самого себя начина ется, как только человек узнает свои сильные и слабые стороны, которые лучше проявляются при групповой работе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.