пунктов: ст.2, ст.З п.1, п.2, ст.4 п.1,2 и 4,ст.5, ст.7 п.1, ст.8 п.2, ст.9
п.1,2 и 3, ст.Ю
п.1, ст. II. При этом сторонам, подписавшим Хартию, предоставляется право
самим избрать те пункты и статьи, которые они обязуются соблюдать и уведомить
об этом Генерального Секретаря Совета Европы.
Положения Части III касаются вопросов процедур-ного характера, связанных с
порядком подписания, ратификации и вступления в силу настоящей Хартии, а
также ее денонсации, то есть прекращения ее действия в отношении той или иной
стороны.
41. Глава муниципального образования: правовой статус
1 - Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность
главы муниципального образования - выборного должностного лица,
возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на
территории муниципального образования, а также должности иных выборных
должностных лиц местного самоуправления. 2. Глава муниципального образования
избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования,
на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего
состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации.
3. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного
самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов
местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава
муниципального образования может быть наделен правом входить в состав
представительного органа местного самоуправления, председательствовать на
заседаниях представительного органа местного самоуправления.
4. Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных
лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом
муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации.
5. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица
местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования
подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного
самоуправления.
18 . Устав муниципального образования
Юридическая природа. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой
Устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом
порядке. Подобного рода <акты-статуты> о местном (муниципальном)
самоуправлении имеются в большинстве развитых зарубежных стран. Так. в ФРГ -
это уставы коммун (общин), в США - муниципальные хартии и т.д.
Среди других локальных нормативных актов Устав муниципального образования
занимает главное место. Это документ комплексного нормативного характера.
Несмотря на то, что в нем воспроизводятся все важнейшие принципиальные
положения федерального законодательства и законодательства соответствующего
субъекта РФ, касающиеся местного самоуправления, Устав в значительной
степени призван детализировать и конкретизировать все, что касается
организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования.
С этой точки зрения данный документ среди других локальных актов местного
самоуправления носит базовый характер. Все другие акты, издаваемые органами и
должностными лицами местного самоуправления, должны соответствовать и не
противоречить не только федеральному и субъектному законодательству, но
и уставу соответствующего муниципального образования. Таким образом, по
своему содержанию и юридической природе Устав муниципального образования -
это своего рода местная конституция.
Устав муниципального образования вступает в сипу, то есть приобретает
значение действующего нормативного правового акта, с момента его
опубликования (обнародования) в соответствующих официальных печатных
источниках на территории данного муниципального образования. Не
опубликованный Устав применению не подлежит.
Содержание Устава муниципального образования. Вопрос о содержании Устава
муниципального образования является одним из сложных и дискуссионных в
муниципальном праве и практике муниципального строительства.
Учитывая то положение, что данный нормативный акт является базовым для
соответствующего муниципального образования, в его содержание, естественно,
должны включаться все основные нормы, регламентирующие его организацию и
деятельность.
Можно сказать, что перечисленные в п.1 ст.8 ФЗ № 154 положения являются
своего рода модельным (типовым) Уставом муниципального образования в РФ.
Итак. какие же положения должны быть указаны в Уставе муниципального
образования?
1. наименование муниципального образования. его территория, границы и
символы. Если в состав муниципального образования входят территориальные
образования, не являющиеся муниципальными (районы, округа, поселки и т.п.),
они все должны быть перечислены в Уставе муниципального образования.
2. вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего
муниципального образования. Этот перечень вопросов перечислен в ст. 6 ФЗ №
154, а также в соответствующих законах субъектов РФ. Однако этот перечень
касаеюя в целом муниципальных образований. В Уставе же конкретного
муниципального образования этот перечень, естественно, закрепляется с учетом
особенностей, специфики последнего.
Кроме вопросов местного значения, относящихся к ведению данного
муниципального образования, в его Уставе должны быть закреплены также
вопросы, относящиеся к ведению соответствующих государственных органов, но
законом переданные в ведение органов местного самоуправления.
3. формы, порядок и гарантии непосредств. осуществления населением
конкретного муниципального образования местного самоуправления на своей
территории. Речь идет о таких прямых формах осуществления местного
самоуправления населением, как местный референдум, муниципальные выборы,
собрания, сходы, конференции граждан и т.п.
4. виды, наименование, порядок образования, полномочия, сроки и формы
деятельности, правовые акты выборных и иных органов и должностных лиц
местного самоуправления на территории данного муниципального образования. При
этом, вначале в Уставе четко закрепляется статус выборного представительного
органа местного самоуправления, а затем уже главы муниципального образования
и других органов и должностных лиц местного самоуправления, депутатов
представительного органа.
5. экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления на
территории соответствующего муниципального образования, перечень объекюв.
находящихся в собственности населения данного муниципального образования,
порядок управления муниципальной сооственностью, конкретные источники
финансовых ресурсов муниципального образования, в частности, местные налоги и
сборы, установленные на территории данного муниципального образования.
6. гарантии местного самоуправления на территории данного муниципального
образования, гарантии прав органов и должностных лиц местного самоуправления,
в том числе соц. гарантии.
7. ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления на
территории данного муниципального образования перед населением последнего
(выражение недоверия, отзыв и т.п.), перед государством (в том числе перед
органами государственной власти соответствующего субъекта РФ) и перед
физическими и юридическими лицами в гражданско-правовых отношениях.
Таковы основные положения, которые должны найти обязательное отражение в
тексте устава любого муниципального образования. Причем, именно в той
логической последовательности, как они указаны в ФЗ № 154.
19,21 Понятие местного самоуправления (юридическое закрепление).
Необходимо отметить, что как в нашей стране, так и за рубежом, трудно сегодня
найти какое-либо универсальное определение понятия местного
(муниципального) самоуправления. Так, в законе бывшего Союза ССР <Об общих
начётах местного самоуправления и местного хозяйства>, принятого в 1990
году, была дана следующая формулировка: <Местное (территориальное)
самоуправление
это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через
избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов
населения и особенностей админнстративно-территориальных единиц, на основе
законов и соответствующей материальной и финансовой базы.
Российский закон о местном самоуправлении 1991 года практически многие положения
союзного закона повторил, однако, кое-что изменил в определении понятия
местного самоуправления в РФ: <Местное (территориальное)
самоуправление в РФ - система организации деятельности граждан для
самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения,
исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных
особенностей, на основе
Конституции РФ и законов РФ, конституций и законов республик в составе РФ>.
В этом определении (в отличие от предыдущего), во-первых, местное
самоуправление понимается не как
<самоорганизация граждан>, а как <система организации деятельности
граждан>. Во вторых, в словосочетании <всех вопросов местного
значения> исключено слово <всех>. Что касается указания в определении
лишь на республики в составе РФ, то в то время еще не подписан был Федеративный
договор, который значительно расширил субъектный состав РФ.
В ФЗ № 154 от 12 августа 1995 года определение понятия местного
самоуправления сформулировано следующим образом: <Местное самоуправление
в РФ -признаваемая и гарантированная Конституцией РФ самостоятельная и под
свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или
через органы местного с самоуправления вопросов местного значения. исходя из
интересов населения, его исторических и иных местных традиций>.
Особенностью данного определения является то, что в нем нашло свое отражение
положение статьи 12 новой Конституции РФ, принятой в 1993 году.
Одним из недостатков всех трех определений является отсутствие в них указания
на то, в каких территориальных пределах осуществляется местное
самоуправление.
Оригинальное определение понятия местного самоуправления сформулировано в
Европейской Хартии местного самоуправления: <Под местным самоуправлением
понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления
регулировать и управлять в рамках закона и под свою собственную ответственность
значительной частью государственных дел в интересах местного населения>.
В данном определении, во-первых, достаточно четко указано на
правосубъектность органов местного самоуправления, это <право и
реальная способность>; во-вторых. что органы местного самоуправления
<регулируют>, то есть имеют право издавать в рамках своей компетенции
локальные нормативные акты, а также <управлять>, то есть осуществлять
исполнительно-распорядительные. управленческие функции.
И еще одна особенность в указанном определении: в отличие от российских
субъектов осуществления местного самоуправления признается не население, а
органы местного самоуправления.
Обобщив все вышесказанное о понятии местного самоуправления, можно выделить
ряд характерных для него признаков (применительно, естественно, к РФ). Итак.
местное самоуправление в РФ это:
1) самоорганизация или организация деятельности граждан РФ:
2) в городских, сельских поселениях и на других территориях;
3) для самостоятельного решения вопросов местного значения;
4) либо непосредственно, либо через органы местного самоуправления; 5) под
свою собственную ответственность;
6) на основе Конституции РФ и законов РФ, конституций, уставов и законов
субъектов РФ. а также уставов муниципальных образований;
7) достаточной материальной и финансовой базы;
8) исходя из интересов населения;
9) его исторических, национально-этнических и иных местных особенностей и
традиций.
20. Принципы местного самоуправления в РФ
Принципы местного самоуправления - это, обусловленные природой
местного самоуправления. коренные начала и идеи. лежащие в основе
организации и деятельности местного сообщества, населения
соответствующих городских и сельских поселений, формируемых им
муниципальных органов, осуществляющих под свою ответственность управление
местными делами.
В основе организации и функционирования местною самоуправления в РФ лежат
следующие принципы:
- неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина на любой
муниципальной территории, в том числе права граждан на осуществление местного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|