p>В целях улучшения инвестиционного климата Правительство РФ в 1995 г. одобрило Комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций, которая предусматривает как кредитно-финансовые, информационные, так и правовые и организационные меры. Реализация программы позволит расширить формы международного инвестиционного сотрудничества, в частности за счет заключения концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, образовать свободные экономические зоны (СЭЗ), чтобы способствовать созданию в России "точек роста", ориентированных на мировые рынки капиталов. СЭЗ могут стать наиболее привлекательными территориями Российской Федерации для иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции могут положительно повлиять на возможности экономического роста в долгосрочной перспективе за счет инноваций и структурных изменений в производстве, а потому необходимы оптимизация федерально-региональных экономических взаимоотношений, смещение центра тяжести хозяйственных реформ на территориальный уровень и повышение роли местных органов власти и управления в решении вопросов, связанных с экономической политикой. В настоящее время на региональном уровне инвестиционная политика находится в стадии формирования и организационно не отлажена. Не отработан и механизм ее реализации. Региональные инвестиционные программы должны подвергаться тщательной экспертизе на предмет соответствия целям и задачам социально-экономической региональной политики, окупаемости и эффективности. Все это в полной мере относится и к Дальневосточному экономическому региону. 13. 2. Положение на Дальнем Востоке. В 1995 г. число убыточных предприятий в Дальневосточном регионе составило почти 47% по сравнению с 30°о в среднем по России, в первые месяцы 1996 г. —соответственно 42 и 32%. Кризисные явления в экономике Дальнего Востока проявились и в инвестиционной сфере. Поэтому сегодня нельзя говорить о сколько-нибудь существенном влиянии иностранного капитала на изменение экономической ситуации в регионе. К тому же ряд факторов серьезно препятствует притоку иностранных инвестиций, в частности, противоречивые отношения России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), на которые негативно влияют территориальные споры, усиливающаяся конкуренция со стороны АТР в сфере транспортных, страховых услуг и др. Тем не менее Дальний Восток один из наиболее привлекательных регионов России для иностранных инвесторов. Его значение "моста", соединяющего европейскую часть России с АТР, богатые, но не освоенные природные ресурсы, огромный энергетический потенциал и другие предпосылки для динамичного развития отмечают многие специалисты. ; Стимулирование иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока предполагает, прежде всего, создание инвестиционного климата не менее привлекательного, чем в соседних с регионом странах АТР. Условиями, которые могут активизировать инвестиционную деятельность в Дальневосточном регионе, являются создание необходимой инфраструктуры, разработка и принятие нормальной правовой базы, предоставление администрации большей самостоятельности во внешнеэкономической деятельности, последовательность государственной политики, гарантии возврата вложенного капитала, стабильность валютного курса. На администрации краев и областей лежит разработка региональных программ привлечения капиталовложений с выделением наиболее важных и социально значимых проектов, доведение уровня их до международных требований, а также широкая реклама. Разработка технико-экономических обоснований инвестиционных проектов затруднена неопределенной политической обстановкой и экономической политикой, что влияет на стабильность российских предприятий и повышает коммерческий риск. Тем не менее только в Амурской области разработано более пятидесяти инвестиционных проектов. В Сахалинской области инвестиционная программа включает свыше сорока промышленных проектов с участием иностранного капитала. Используются разнообразные формы привлечения зарубежного капитала в экономику региона: прямые иностранные инвестиции, размещение за рубежом облигаций региональных администраций и займы по государственной линии. Предпочтение отдается прямым иностранным инвестициям. Их преимущества заключаются в том, что наряду с привлечением капитала передаются ноу-хау и передовые методы управления. Иностранные инвестиции, помимо экономических, решают и социальные проблемы, в частности проблему занятости. Наиболее активно создаются совместные предприятия, обеспечивающие стабильный приток прямых иностранных инвестиций. Так, в 1995 г. общий объем прямых заявленных инвестиций в регионе составил около $ 150 млн. По расчетам Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН на Дальнем Востоке сосредоточено 10% всех прямых иностранных инвестиций, привлеченных в экономику России, а их объем в расчете на душу населения превышает почти в 2 раза данный показатель по России в целом ($ 80 против $ 44 в 1993— 1995 гг. ). В ряде территорий региона прослеживаются тенденции создания СП с крупным уставным капиталом. В Хабаровском крае средний объем иностранных инвестиций, приходящихся на одно СП, в 1995 г. приблизился к $ 1 млн. (в 1993— 1994 гг. —$ 0, 2 млн. ). Следует также отметить, что доля предприятий, полностью контролируемых иностранными инвесторами, увеличилась в России в 1992—1994 гг. с 4, 3 до 40%; эта тенденция характерна и для Дальнего Востока. Всего на территории Дальнего Востока зарегистрировано 2661 предприятие с участием иностранного капитала. В последние годы динамика регистрации предприятий с иностранными инвестициями несколько снизилась (в 1995 г. —460, что почти на 10% меньше, чем в 1994 г. ). Причем это снижение наблюдалось по всем территориям Дальневосточного региона (табл. 1).
Число предприятий с иностранными инвестициями. Табл. 1 Территории региона: 1988 1990 1991 1992 1993 1994 1995 Итого 1 2 3 4 5 6 7 8 Всего: 100 225 579 789 508 460 2661 в том числе Приморский край 51 80 235 337 261 255 1219 Хабаровский край 13 38 149 207 91 66 564 Сахалинская обл. 15 61 84 101 69 43 373 Амурская обл. 3 10 36 50 17 25 141 Камчатская обл. 4 19 29 11 17 30 110 Магаданская обл. 7 8 30 5 31 20 101 Еврейская автономная. Обл. — — — 68 8 9 85 Республика Саха (Якутия) 7 9 16 10 14 12 68 13. 3. География инвестиций.
Наибольшее число предприятий с иностранными инвестициями сосредоточено в Приморском (45, 8%) и Хабаровском (21, 2%) краях, а также в Сахалинской области (14%). Ведущее место на Дальнем Востоке занимают
инвесторы Японии, Китая, Республики Корея и США.
В Приморском крае более 50°о приходится на предприятия с китайскими инвестициями, Хабаровском крае около 40%, Амурской области—90%. Основной целью китайских предпринимателей-инвесторов являлось закрепление на рынке Дальневосточного региона (табл. 2).
Число действующих предприятий с китайскими инвестициями Табл. 2 Территории региона 1992 1993 1994 1995 Сравнительно высока доля предприятий с японскими 1 2 3 4 5 (22%) и американскими Всего 247 535 822 894 (25, 7%) инвестициями в в том числе Камчатской области. Зна Приморский край 46 88 231 300 чительное количество соз Хабаровский край 37 168 185 193 данных в 1995 г. СП Сахалинская обл. 88 101 198 210 принадлежало российско Амурская обл. 13 44 57 46 американским и россий Камчатская обл. 22 42 59 62 ско-южнокорейским инве Магаданская обл. 21 36 37 25 сторам, что характерно и Еврейская автономная. Обл. — 23 28 32 для России в целом. Республика Саха (Якутия) 20 33 27 26
В среднесрочной перспективе сырьевой сектор может стать реальной базой для стабилизации экономической ситуации и накопления средств для более значительных последующих структурных преобразований. Это подтверждает и анализ отраслевой структуры действующих предприятий с иностранным капиталом. Зарубежных партнеров по-прежнему привлекают наряду с отраслями с наиболее быстрым оборотом средств традиционные сырьевые отрасли—лесная и рыбная, с ориентацией на добычу продукции, частичную ее переработку и экспорт. В 1995 г. из 300 СП, приступивших к деятельности в Приморском крае, около 60% заняты в торговле и сфере услуг, а свыше 12%—в рыбной, лесной и деревообрабатывающей промышленности. В Камчатской области на долю предприятий, занятых в рыбной отрасли, приходится около 40%. Весомый вклад предприятия с участием иностранного капитала вносят в развитие внешней торговли Дальнего Востока; на их долю приходится более 10% внешнеторгового оборота региона. Динамика внешней торговли СП в последние годы, как и внешней торговли региона в целом, имела нестабильный характер (табл. 3). Темпы роста внешней торговли совместных предприятий (1992 г. - 100%) Табл. 3
Показатель 1993 1994 1995 Следует отметить продолжающееся сокраще Экспорт Импорт 64 65, 8 76, 8 86, 3 131, 7 142, 2
ние внешней торговли совместных предприятий с Китаем, что было характерным для всех территорий Дальнего Востока. Это связано с продолжающимся падением интереса дальневосточного населения к менее качественным товарам потребительского назначения (по сравнению с южнокорейскими и американскими), а также частичной переориентацией дальневосточных экспортных потоков с восточного направления на запад. 06 этом свидетельствует рост доли в географической структуре экспорта предприятий с иностранными инвестициями таких стран, как Швеция и Германия (на них приходится соответственно 9, 4 и 7, 3% экспорта СП Дальнего Востока).
13. 4. Перспективы развития.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|