p>Основным законодательным актом в этой сфере остается постановление Совета Министров СССР“0 развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом” от 1 мая 1989 г. № 412. В нем, в частности, говорится: “Установить, что советские.... предприятия, объединения и организации.... могут создавать зарубежные предприятия и руководить операциями с ценными бумагами.... Финансирование создания и деятельности зарубежных предприятий осуществляется, как правило, за счет собственных средств советских партнеров, централизованных валютных фондов из вышестоящих органов управления, а также заемных средств, а финансирование операций с ценными бумагами— за счет собственных средств советских партнеров и заемных средств.... Установить, что дивиденды, полученные от деятельности зарубежных предприятий, а также доходы от операций с ценными бумагами, переводимые в СССР, отражаются в рублевом эквиваленте на общих результатах хозяйственной деятельности советских партнеров”. В последовавшем через два с половиной года Указе Президента РСФСР “0 либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР” от 15 ноября 1991 г. в пункте 9 сказано: “.... установить, что осуществление инвестиций за рубежом, включая покупку ценных бумаг, юридическими лицами, зарегистрированными на территории . РСФСР, и советскими гражданами производится по лицензии и в порядке, определяемом Правительством РСФСР”. Однако . для реализации этого пункта Указа необходимо издать постановление Правительства, в котором бы устанавливался порядок вывоза предпринимателского капитала из страны, в том числе порядок выдачи лицензии. Но подобного постановления до сих пор нет, хотя его проекты неоднократно обсуждались на ведомственном уровне.
12. 7. Процедура оформления вывоза капитала из России.
Поскольку постановление о вывозе предпринимательского капитала из России отсутствует, руководящим документом в этой области остается упомянутое постановление № 412, в котором установлено, что“зарубежные предприятия создаются советскими государственными предприятиями, объединениями и организациями с согласия вышестоящих министерств, ведомств.... Советов Министров, с учетом рекомендаций Министерства внешних экономических связей СССР и Министерства иностранных дел СССР”, а всеми прочими юридическими лицами — “с согласия Министерства внешних экономических связей СССР и с учетом рекомендаций Министерства иностранных дел СССР.... ” и что “созданные зарубежные предприятия регистрируются советскими партнерами в специальном реестре.... ”. Поэтому на практике российская фирма, намеревающаяся осуществить инвестиций за рубежом, предварительно обращается за заключением в Министерство внешних экономических связей РФ, в Главное управлении координации внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации. В своих действиях МВЭС руководствуется разработанным на базе постановления № 412 и утвержденным 3 февраля 1994 г. первым заместителем • министра документом. Он называется“Временный порядок выдачи заключения МВЭС России о целесообразности осуществления инвестиций, включая покупку ценных бумаг и создание предприятий с участием российского капитала, за рубежом”(см. Приложение XX). Порядок подготовки заключения для организующихся за рубежом фирм с российским капиталом регулирует п. 1, п. 2 относится к тем российским компаниям, которые открыли за рубежом свои фирмы без предварительного обращения к МВЭС РФ, а основная часть п. 4 описывает те документы, которые нужно опять представлять в МВЭС РФ тем фирмам, которые получили от МВЭС заключение и затем зарегистрировались за рубежом. Помимо заключения МВЭС РФ российский инвестор должен согласовать свои действия также с ЦБР, если его инвестиций связаны с вывозом валюты из России. 12. 8. Валютное регулирование. Валютные операций, связанные с движением капитала, регулируются на основе Закона РФ“0 валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 г. В нем говорится, что вышеуказанные операций — это а) прямые инвестиций;
б) портфельные инвестиций;
в) переводы в оплату прав собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, а также иных прав на недвижимость; г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; е) все иные валютные операций, не являющиеся текущими валютными операциями. Дается определение и резидентам, которыми являются: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в России; в) дипломатические и иные официальные представительства России, находящиеся за ее пределами; г) находящиеся за пределами России филиалы резидентов, указанных в пунктах “б” и “в”. На основании этого закона заниматься валютными операциями могут только уполномоченные банки, т. е. банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБР на проведение валютных операций. В этих уполномоченных банках российские резиденты могут иметь счета в иностранной валюте и через них осуществлять валютные операций, связанные с движением капитала, но только в порядке, устанавливаемом ЦБР'. Для рассмотрения вопроса о выдаче лицензии Банка России на перевод средств в уставный капитал зарубежных предприятий необходимы: 1. Заверенные копии учредительных документов зарубежного предприятия. 2. Копии документов, подтверждающих регистрацию предприятия в стране местопребывания (если таковые имеются). 3. Копии документов, подтверждающих согласование создания зарубежного предприятия с МВЭС РФ. 4. Копии свидетельства о занесение в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием. 5. Технико-экономическое обоснование создания предприятия за рубежом. 6. Для каждого из российских участников: —справка из местного налогового органа, где предприятие состоит в качестве налогоплатилыцика, об отсутствии задолженности по платежам в бюджеты; —справка из уполномоченного банка РФ о наличии у заявителя средств в иностранной валюте, достаточных для осуществления перевода; — справка об источнике иностранной валюты у заявителя; —справки из уполномоченных банков РФ, ведущих валютные счета предприятий, об отсутствии задолженности по обязательной продаже части валютной выручки. 7. Письмо заявление на имя начальника Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Банка России. 8. Иные документы, относящиеся к указанному проекту. Процедура регистрации фирмы за рубежом. После этого российский инвестор приступает к учреждению фирмы непосредственно за рубежом. Порядок учреждения (приобретения) фирмы регулируется в зарубежных странах их гражданскими и торговыми кодексами, а также специальными законодательными актами. Помимо этого в некоторых странах для создания фирмы с иностранным участием требуется еще и предварительное разрешение соответствующих национальных органов. Как правило, пакет учредительных: . документов состоит из договора и устава. Договор (о совместной деятельности по организации фирмы) подписывается учредителями. Договор регулирует права и обязанности только учредителей. Устав же регулирует права и обязанности акционеров (пайщиков). В договоре должны быть четко определены условия предоставления его участниками технологии и ноу-хау и т. п. , так как их ценность может быть значительна. По форме и содержанию устав должен соответствовать законодательству страны пребывания. В нем можно предусмотреть создание надежных рычагов влияния российских партнеров на данную фирму не только с помощью владения ими большей частью уставного капитала, но и через меньшую долю путем формирования состава правления на паритетных началах вне зависимости от владения уставным капиталом, определения принимаемых на основе единогласия (или квалифицированным большинством правления и собрания акционеров) важнейших вопросов, закрепления в учредительных документах обязательности подписания всех финансовых и коммерческих документов представителями обеих сторон. Целесообразно оговаривать и механизмы передачи акций и определения их цены. Желательно установить и механизм урегулирования споров между участниками, причем если российские учредители не имеют достаточного опыта рассмотрения споров в стране учреждения, то можно предусмотреть разрешение споров в арбитраже третьей страны, например арбитраж в соответствии с регламентом Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты (Швеция). Следует также использовать арбитражные оговорки, предусмотренные специальными соглашениями между торговыми палатами обеих стран. После рассмотрения учредительных документов в, МВЭС РФ и ЦБР учредители в той стране, где создается фирма с российским капиталом, осуществляют предусмотренные законодательством этой страны действия. В первую очередь это проведение учредительного заседания с утверждением на нем устава, выборы руководства и ревизоров, внесение уставного капитала, осуществление подписки на акции (хотя сами акции должны выпускаться после регистрации общества). Всем этим занимаются учредители. В большинстве зарубежных стран нет ограничений для иностранцев, желающих стать учредителями. Устав должен быть составлен по принятой в стране форме и заверен судом или нотариусом. Регистрация фирм является не только последней стадией процесса их создания, но и стадией окончательной проверки со стороны государственных органов, правильно ли они созданы. Во время этой проверки особому анализу подвергаются фирмы с участием иностранного капитала. Это достаточно сложная процедура, и для ее упрощения и удешевления инвесторы иногда покупают бездействующую (так называемую спящую) компанию, изменяя при желании ее название, устав и капитал. Заявка на регистрацию в торговом регистре (реестре) подается по установленной форме и с приложением необходимых документов. В ходе регистрации осуществляется проверка содержащихся в них данных, в том числе и с помощью запросов регистрируемой фирме. Срок регистрации ограничен 1—3 месяцами. За регистрацию взимается сбор, и только после этого фирма заносится в местный торговый регистр (реестр). Зарегистрированная за рубежом фирма с российским капиталом затем, на основании постановления Совета Министров СССР № 412, вносится в России в упомянутый реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием (он ведется Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ), а также ежегодно представляет финансовую отчетность для создаваемого в России банка данных по этим предприятиям. Однако основная масса открывающихся за рубежом фирм с участием российского капитала, основная масса российских покупателей иностранных ценных бумаг в 90х гг. осуществляла вывоз капитала без соблюдения правил, изложенных в постановлении № 412. В результате большинство российских прямых и портфельных инвестиций за рубежом не прошло должного оформления в самой России и не внесено в упомянутый реестр. Остро нуждаясь в иностранной помощи, активно добиваясь отсрочки уплаты долгов, Россия который год не может добиться реального контроля над вывозом предпринимательского капитала и даже не имеет точных сведений о размерах своих зарубежных прямых и портфельных инвестиций. 12. 9. Причины нарушения законодательства о вывозе капитала. Главной причиной нарушения законодательства является то, что основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого бегства капитала. Оно особенно характерно для стран с высокой инфляцией, экономическим кризисом, высокими налогами и политической нестабильностью. В этих условиях частный капитал вывозится за рубеж не столько по классическим мотивам, сколько из-за стремления его владельцев поместить его (навсегда или временно) в более стабильной экономике с меньшими налогами. Немалую часть бегства капитала составляют средства, нажитые незаконным путем, вывоз которых за рубеж является одним из способов их“отмывания”. Бегство капитала из России осуществляется законными и незаконными способами. К законному способу можно отнести рост зарубежных активов российских уполномоченных банков. К началу 1994 г. они составили около 20 млрд. долл. , увеличившись только за 1992 г. на 4, 1 млрд. долл. К незаконному способу нужно отнести непереведенную в Россию экспортную выручку. В 1992 г. ее объем составил около 4, 6 млрд. долл. Выявленная контрабанда составила 0, 2, а не выявленная, по оценке экспертов, —2 млрд. долл. Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно использовавшиеся в бартерных операциях, оценивались в 1992 г. в 6, 4 млрд. долл. Распространены и авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Наконец, капитал вывозится просто в виде наличной иностранной валюты— в 1993 г. ее вывезено 3, 7 млрд. долл. , по оценке ГТК РФ". Введение в 1994 г. новых правил заключения внешнеторговых сделок (оформление паспорта сделки в уполномоченном банке, передача банком сведений о параметрах сделки в ГТК РФ) позволяет установить систему единого таможенно-валютного контроля и частично уменьшить нелегальный вывоз капитала. Можно предположить, что основная часть “убежавшего”из России капитала приняла форму не предпринимательского, а ссудного капитала, оставаясь преимущественно на счетах зарубежных банков, трастов и других финансовых институтов, и не была вложена в создание фирм и покупку крупных пакетов ценных бумаг. Другая причина отсутствия реального контроля над вывозом капитала заключается в слабости самого российского законодательства о зарубежных инвестициях. Постановление № 412 можно было в свое время рассматривать как прогрессивный, но лишь первый шаг в нужном направлении, за которым должны были последовать более детальные и конкретные законодательные акты в этой области. Однако их до сих пор нет, кроме актов в области валютного регулирования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|