p>Планово-директивная финансовая политика приме~ в странах, использующих административно-командную с~ управления экономикой. Основанная на государственной венности на средства производства плановая система упра~ позволяет осуществлять прямое директивное руководство сферами экономики и социальной жизни, в том числе и фи~ ми. Цель финансовой политики в этих условиях– обесп” максимальной концентрации финансовых ресурсов у тосуй (в первую очередь у центральных органов власти и управ для их последующего перераспределения в соответствии с ~ ньгми направлениями государственного плана.
6 в 5-ом.
7. След выд-ть 2 уровня управления финансами: 1. государства, 2. хозяйственного субъекта. Если речь идет об упра-ии Ф со стороны гос-ва, то м выд-ть гос упр-е внутри частного сектора и внутри гос-го. Если речь идет об упр-ии Ф хоз субъекта, то оно осущ-ся как со стороны гос-ва, так и отделами дан предприятия. В наст время в разв странах упр-е част сектором фин отн-ий со стороны гос-ва осуз-ся через налог политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финанасового рынка, формиров-е аммортизац фонда, систему гос поддерфки. В сферу непосредств гос упр-я входят только гос Ф –это упр-е регулир-ся высшим законодат органом через принятие финансовых, утверждение госбюджета и его учет, отчетность, введение и отмена налога, утв-е предльного р-ра гос долга, опр-е источника финанс-я дефицита б-та. 8. Правовые основы гос упр-я Ф восстановлены через Конституцию РФ. Полномочия данной Конституции Президента РФ позволяет ему оказывать огромное влияние на весь процесс упр-я Ф в стране. В своем ежегодном послании к Федер собранию он формулирует осн принципы фин п-ки гос-ва на дан период–это во много предопределяет фин деят-ть прв-ва. Кроме того в рука предидента нах-ся кадровые назначения, так с согласия Гос Думы он назн-ет председателя прв-ва РФ, а по его предложению назн-ся заместители председателя прав-ва РФ: Федральный Министр. Президент предст-ет Госдуме кандидатуру на должность управляющего ЦБ, руководителя Госналогслужбы. Президент РФ не только подписывает федер законы, но и наделен правом вносить в Госдуму законопректы. Прав-во РФ разр-ет федер бюджет, предст-ет его в Госдуму, обесп-ет его исполнение, пердставл-ет отчет об исполнении федер б-та, аналогич ф-ии выполняет исполн власть субъектов РФ. Госдума прин-ет федер законы по вопросам жедер бюджета, фед налогов, фин, вал, кред, тамож регулирования, ден эмиссии, а также о войне и мире, защите гос границы, ратификация, денонсация имущ-х договоров. Все эти законы подлежат обя-му рассм-ю Советом Федерации. Совет Федерации и Госдума контр-ют осущ-е федер бюджета. С этой целью образ-ся счетная палата. 9. Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает Министерство финансов России и его органы на местах. Основными задачами Министерства финансов РФ являю: разработка и реализация стратегических направлений единой гос финан политики составление проекта и исполнение федерального бюдж обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие ны, на осуществление мер по развитию финансового рыню концентрация финансовых ресурсов на приоритетны правлениях социально-экономического развития РФ; разработка предложений по привлечению в эком~ страны иностранных кредитов; совершенствование методов бюджетного планировани~ нансирования и отчетности; осуществление финансового контроля за рационалы целевым расходованием бюджетных средств и ср яств го~ ственных (федеральных) внебюджетных фондов. Важнейшими департаментами Министерства финансо, сии являются: бюджетный департамент, который сост; проект федеральногобюджета; отраслевые департамент~нансирввания промышленности; строительства и строите индустрии; транспортным систем и связи; сельского хозя пищевой промышленности и охраны природы; оборо комплекса и др; иностранных кредитов и внешнего долг, логовых реформ; государственных ценных бумаг и финанс рынка и др. Важным подразделением Чинистерства фин выступает Главное управление федерального казначейств ьечакэщеа за кассовая псполнеиие бюджета. Контроль за правильным исчислснием, полнотой и свс менностъю взносов в бюджет всех обязательных платежей ~ жен на Государственную налоговую службу РФ и ее органы ~ тах – налоговые инспекции. Налоговые инспекции обязаны:
действовать в строгом соответствии с законодательств~
осуществлять контроль за соблюдением налогового з дательства по вопросам правильного исчисления, полн своевременности внесения налогов в бюджет и во внебн ные фонды;
вести в установленном пор~щке учет налогоплательши проводить проверки налогоплательщиков;
ежемесячно представлять финансовым органам и о~ федерального Казначейства сведения о фактически пос' ших суммах налогов и друтих платежей в бюджет; информировать Министерство финансов обо всех с. неуплаты предприятиями налогов; осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней. С деятельностью Государственной налоговой службы тесно связана работа Департамента налоговой полиции Рй данного в июле 1993 г. Сфера Департамента налоговой по. –предупреждение, выявление и пресечение налоговых п плений, оперативно-розыскная деятельность и контроль полнением налогового закоиодательства, а также обеспе безопасной деятельности налоговых инспекций, защита и рудников от противоправных посягательств при испол ими служебных обязанностей, предупреждение, выявле~ пресечение коррупции в налоговых органах. ~Права и обяз В конце декабря 1995 г. Департамент налоговой по. РФ был переименован вФедеральную службу налоговой п~ РФ, которая получила новые полномочия: право возбу утоловное дело, проводить по нему дознание, предварите следствие и передавать материалы непосредственно в суу ~ Ла посгупление таможенных пошлин ответственностьГосударственный таможенный комитет РФ, который обя. проводить налоговые проверки по налогам, взимаемы моженными органами; проверячь все документы, связанные с исчислением ~. той налогов, взимаемых таможенными органами; приостанавливать операции налогоплательщиков по с в банках при неисполнении или ненадлежа~цем испол~ ими налогового законодательства; проводить взимание недоимок по налогам, а также штрафов, предусмотренных налоговым законодательством. Особое место прин-т ЦБ РФ, он действует со 2 дек 1990г, целями деятельности Баика России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том чис~ покупательной способности по отношению к иностранны лютам; развитие и укрепление банковской системы Росси: Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функц~ рования системы расчетов. ЦБ не является налогоплательщиком, все р-ды осущ-ет за счет своих доходов, подчинен Госдуме РФ. Для управления финансами пенсион обесп-я создан ПФ РФ, явл-ся самост фин-кред учр-ем, обеспеч-ет целевой сбор взносов, финансирование р-дов, связ с выплатой пенсий, пособий, матер помощи. Для упр-я гос фондом занятости населения создана Федер гос слуфба занятости населения России. Ее деят-ть связана с финансированием мероприятий по реализ-ии прогрммы занятости населения и поддержание малоимуцего населения. Для упр-я средствами гос соц страх-я создан фонд соц страх-я. 10. В условиях перехода на рыночные отношения искпючи но важное значение имеет такжеэффективное уиравление ~ сами иредириятий различных форм еобетвенноеиш – фирман менеджмент. В условиях административно-командной системы, це лизованно планируемой социалистической экономики ф] совый менеджмент не получил должного развития. При пе де к рыночным механизмам финансовый менеджмент при тает первостепенное значение. ' ° 'Основная задача финансового менеджмента по мобили и использованию денежных фондов корпораций состоит в ~ мизации реальных пассивов и активов корпораций. При это~ нейшее значение имеют следующиекардинальные воирос нансового менеджмента. 1. Планирование и прогнозирование финансовой ст деятельности корпораций. Финансовое управление корпо разрабатывает финансовые планы, которые представляют прогнозы объема производства и реализации продукции, тия научно-технического прогресса, внедрения новых ' ленческих решений и финансовых ресурсов их обеспечен один год и пять лет). Такие финансовые планыопреде~ для каждого подразделения корпорации, т. е. для отде фирм в рамках корпорации и для отдельных отраслевых лений ~департаментов) внутри одной фирмы. Главные п тели в процессе финансового планирования: объем реал~ продукции, прибыль, капитальные вложения. 2. Принятие наиболее целесообразных решений в пр инвестирования крупных средств. Успешно функционир корпорация имеет быстоо растущий объем реализации п ции, что требует новых инвестиций на расширение происк ва (приобретение оборудования, проведение НИОКР ~ Финансовый менеджер должен определить оптимальные роста объема реализации, структуру привлекаемых средс~ тоды их мобилизации; способы инвестирования–за сче дитов банков или путем выпуска собственных акций и о ций; в случае банковского кредита– долгосрочный или косрочный. 3. Координация финансовой деятельности корпораь всеми ее службами. Например, решения в области марк влияют на объем реализации, что в свою очередь ока воздействие на размер прибыли и инвестиций. 4. Проведение крупных операций на финансовом ры мобилизации дополнительных капиталов, реализации со~ ных акций и облигаций. ' Ы Таким образом, основными методами финансового ления явля~отся: прогнозирование, планирование, налогоо~ ние, самофинансирование, кредитование, система расчетов, ма амортизационных отчислений, вопросы стимулирования тема финансовых санкций. 11. В завис-ти от гос устройства и пол с-мы законодат органами власти явл парламент Великобритании, Фр нац собрание, конгресс в США, бундестаг ФРГ, федер собрание в РФ. Организация оператив упр-я осуществ-ся через гос фин аппарат, состав и структура опред-ся в соотв-яя с гос устройством страны, упр-е ф-ми в разв странах осущ-ся несколькими гос органами. В США – Минфин (казначейство-одно из отделений) –он подчиняется прав-ву, разраб-ет фин и налоговую политику, осущ-ет эмиссию денег, упр-е гос долгом, контроль за исполнением законов и др. Кредмтные финансовые ведомства является админ-бюджетное упр-е при президенте–сост-ет расходную часть федер бюджета, сост-ет фин программу. Управление испол-ем б-та в США разделено между Минфином, тамож службой и бюро по алког, табач изделиям и огнестрельного оружия, кот заняты сбором соотв налогов. В Великобритании органом гос упр-я финансами явл казначейство, оно руководит разработкой составл и исполн федер бюджета, определением налог политики, фин-экон прогнозированием междунар фин отношениями, исполн-е бюджета организует упр-е тамож пошлмн м акцизов. В ФРГ орган гос упр-я финансами –Минфин, он разр-ет основы фин, налог и кред политики, уч=ет в упр-ии финансами. Федерал ведомство по финансам занимается налог проверкой, налогообложением иностр субъектов; федер упр-е гос долгом зан-ся выпуском и погашением займов, финансированием бюдж дефицита. Во Франции упр-е ф-ми осущ-ся через Мин экономики. Вего функции входит разработка гос бюджет и контроль за его исполнением, кассовое обслуживание бюджета и т. д. В Италии упра-ем ф-сов заняты 4 органа: гос р-ми и фин контролем – Казначейство, доходами – Минфин, сост-ем бюджета – Мин-во бюджета и планирования, местными финансами МВД. 12. Формально объектом фк явл весь процесс произв-хоз деятельности. Фк можно опр-ть как регламентированную нормами права деят-ть гос, муниц, и иных хозяйствующих сбъектов о своевременности и точности фин планир-я, полноты пост-я д-дов в соотв фонды ден ср-в, прав-ти и эффек-ти их испольхования. Необх-м усл-ем эф-ти фк явл с-ма бухучета, обеспечивающая ддостоверность, полноту отражения движения показателей деят-ти субъекта. ~ Государственный финансовый контроль предназначен дт лизации финансовой политики государства, создания услов финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, бдение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюда фондов, а также контроль за финансовой деятельностью г~ ственных предприятий и учреждений, государственных ба'. финансовых корпораций. Финансовый контроль со сторон~ дарства негосударственной сферы экономики затрагивает сферу выполнения денежных обязательств перед госуда~ включая налоги и другие обязательные платежи, соблюден конности и целесообразности при расходовании выделенн бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение устан ных правительством правил организации денежных расчет дания учета и отчетности. Негосударственный финансовый контроль за деятельностью предприятий чает такжеконтроль со стороны кредитных учреждений, аь ров и внутренний контроль. проверку эффективности и Х образности использования денежных ресурсов –собств~ заемных и привлеченных; анализ и сопоставление факти финансовых результатов с прогнозируемыми; фина~оценку рсзультатов инвестиционных просктов; правилъи достоверность финансовой отчетности; контроль за фи вым состоянием и ликвидностью. Систеиа финансового контроля в странах с развит~ ночной экономикой, как правило, включает следующие эле~: ведомство главного ревизора-аудитора (счетная пал подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства– общий коитрс расходованием государственных средств; налоговое ведомство с подчинением правительству ил нистерству финансов страны, контролирующее поступ налогов; контролирующие структуры в составе ведомств, осу~ ляющие проверки и ревизии подведомственных учрежден'. негосударственные контролирующие службы, осущесз щие на коммерческой основе проверку достоверности ной документации и законности финансовых операций; службы внутреннего контроля, основная задача кото; поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|