p>2 место —государственные займы (2 источник системы госдоходов). Это выпуск ценных бумаг государства, которые распространяются государством на внутреннем рынке (в РФ–ГКО). Этот источник широко распространен в РФ (недавно допущены на рынок ГКО нерезиденты, т. е. иностранные лица). 3 место – неналоговые поступления (тоже изъятие, но не принудительное, а добровольное) 4 место – дополнительная эмиссия денежных знаков
2 рода эмиссии: 1) нормальная ;
2) злостная (где Т - товар, М - количество денег, М – прирост денежной массы). ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ. I. Строго целевой характер финансирования: предприятия получают средства из государственного бюджета на основе утвержденных финансовых планов, смет, прогнозов на заранее обусловленные цели. II. Предоставление средств государственного бюджета происходит по мере выполнения плана по производственным, оперативно - сетевым показателям, показателям с учетом отпущенных ранее средств. III. Сальдовый подход к определению величины бюджетных ассигнований: ассигнования выдаются предприятиям материального производства в минимальных размерах и после использования собственных средств. IV. Получение максимального эффекта при минимальных затратах средств. V. Соблюдение режима экономии при использовании бюджетных средств. VI. Систематический контроль за экономным и целесообразным использованием выданных средств.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ.
Это та часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием доходов государства в связи с осуществлением своих функций:
– охранная (внутри) – оборонная – внешнеэкономические отношения – социальная – управленческая
Государство может выполнять свои функции через систему органов управления или через предприятия, принадлежащие государству. Важная экономическая функция государства – выполнение регулирующей роли. Т. е. государство может как стимулироватьпроизводство (создание таких отношений, которые выгодны данной отрасли или предприятию), так иугнетатьего (создание условий для того, чтобы само предприятие приняло решение о ликвидации). В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характерис-тика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Бюджетные расходы имеют разнообразные формы проявления, это связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т. д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею. Бюджетные расходы классифицируются по определенным признакам: по роли в производстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению. По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление. Структура бюджетных расходов в разрезе названных групп в течение многих лет была у нас относительно стабильной, демонстрируя давно сложившиеся приоритеты в распределении бюджетных средств. Основные ресурсы - примерно половина - направлялись на финансирование народного хозяйства, обеспечивая реализацию экономической функции государства; около трети - на социально-культурные мероприятия. Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др. ; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение государственное управление и т. д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Одновременно с экономической классификацией расходов государственного бюджета используется и организационная их группировка, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы государственного бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга. Перейдем к местным финансам. Местные финансы –это финансы местных органов власти или органов управления. Например, в области есть районы, каждый из которых имеет свой бюджет. Местные финансы распределяют, перераспределя-ют и используют национальный доход в соответ-ствии с теми функциями, которыми они наделены.
К компетенции местных органов власти относятся: а). образование; б). обеспечение внутренней безопасности; в). здравоохранение; г). социальное обеспечение. Структура доходов местных органов власти:
во - первых, отчисления от федеральных налогов (22 % налога на прибыль направляется в местные органы, 13 %– в федеральные органы. ); во - вторых, налоги, остающиеся в распоряжении местных органов (подоходный налог); в - третьих, местные налоги (разного рода налоги, как, например, на прогон скота, на проезд в транспорте в ночное время и т. п. Этому “творчеству” скоро будет положен конец с принятием Налогового кодекса). в - четвертых, субсидии (из 89 субъектов – 79 субъектов находятся на дотациях). Возможно, что местные органы власти могут выпускать местные займы, чтобы покрывать дефицит местных бюджетов (это пока разрешено только Новгородской губернии).
Классификация налогов:
1) Прямые (налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических лиц). Бывают: а). реальные;
б). личные. К ним относятся: – подоходный налог с населения; – налог на прибыль юридических лиц; – налог на прирост капитала; – налог на доходы от денежных капиталов; – налог на сверхприбыль.
2). Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из 3 групп: а). акцизы (надбавка к цене); б). фискальные монопольные налоги (эти налоги устанавливает государство для пополнения казны);
в). таможенные пошлины. Бывают:
– экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза товаров); –импортные (для преграды поступления товаров импортного производства для государства или производителя внутри страны);
– транзитные. 3). Отчисления в фонды социального страхования: а). пенсионный фонд; б). фонд социального страхования; в). фонд занятости; г). фонд медицинского страхования. Элементы налога.
Субъект налога – юридические и физические лица, которые обязаны платить данный налог. Объект налога – предмет или имущество, подлежащие налогообложению. Источник налога –доход субъекта, из которого уплачивается налог (источник может совпадать с объектом).
Единица налогообложения – единица измерения объекта.
Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть: – твердой (устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения); – долевой (устанавливается определенная доля налога, например, 1/8 часть от прибыли) + %. Ставки бывают: а). пропорциональные (действуют в едином проценте к объекту обложения независимо от его величины);
б). прогрессивные (объекты группируются).
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта от налога. Системы расчета уплаты налогов.
I. Шедулярная система. 1). Зарплата 13 млн. 12 % 1, 57 млн. 2). Доходы от ценных бумаг 100 тыс. 20 % 20 тыс. 3). Доходы от с/х участка 1 млн. 0 % 0 4). Банковский депозит 200 тыс. 0 % 0 Весь налог равен сумме всех этих отдельных налогов. II. Глобальная система. 1). Зарплата 12 млн. 2). Доходы от ценных бумаг 100 тыс. 3). Доходы от с/х участка 1 млн. 4). Банковский депозит 200 тыс.
В итоге подсчитывается совокупный доход, который умножается на процентную ставку 12 %, равной сумме налога.
3 вида налогов: 1. Федеральные; 2. Республиканские; 3. Местные. Всего существует более 60 видов налогов. Федеральные налоги:
– налог на прибыль предприятий; предприятий с иностранными инвестициями; – НДС;
– спецналог (отменен). К федеральным также относятся: – налог на внешнеэкономическую деятельность; – акцизы Республиканские налоги: – подоходный налог; – налог на пользователей автотранспорта; – транспортный налог; – лесной сбор. Местные налоги (самая многочисленная группа): – сбор за парковку автотранспорта; – сбор на содержание милиции и т. п. Фонды: а). пенсионный фонд; б). фонд социального страхования; в). фонд занятости; г). фонд медицинского страхования. Налоговое бремя: на макроуровне на микроуровне оно определяется как доля налогов в ВНП
определяется как сумма всех налогов, который платит отдельное предприятие к его прибыли
Федеральные налоги:
Если платить все налоги, то d составит 80 - 90 % от прибыли. Максимальный размер налогового бремени. Кривая Лаффера, показывает зависимость налогового процента и налоговых поступлений. В условиях административно - командной системы поступления налогов В условиях административно- командной системы поступления налогов – 100 % В условиях рыночной экономики
50 % – предел налогообложения налог на прибыль–35% = 22 % + 13 % 22 % – в местный бюджет; 13 % – в федеральный бюджет Основные виды федеральных налогов (по значимости): 1. Налог на прибыль (раньше назывался налог на доход). 2. НДС W = C + V + M V + M – добавленная стоимость. 3. C + V + M – сумма, с которой берется акциз 4. Таможенные пошлины. Неналоговые сборы – всевозможные сборы и пошлины.
Пошлины –денежные суммы, которые взымаются специально уполномоченными учреждениями за совершенные действия в пользу предприятий или частных лиц.
Пошлины взымаются следующими органами: а). Судом (при разводе, разделе имущества и т. п. ). б). Государственным арбитражом (иски между предприятиями). в). Нотариальными конторами. г). Милицией (прописка и т. д. ). д). Загсом (регистрация брака).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|