p>Для расчета и обоснования дотаций предприятия предоставляют в министерства (ведомства) по принадлежности следующие материалы: сводные экономические показатели (объем производства, численность персонала, заработная плата, прибыль) в разрезе кварталов и с распределением на производство военной и гражданской продукции; расчет потерь прибыли в связи с конверсией военного производства; расчет высвобождаемой численности персонала с распределением на "переквалифицирующихся для гражданских производств" и "нуждающихся в трудоустройстве"; справка о конверсионных программах и расходах на конверсию с указанием сроков реализации программы, вводе мощностей, приросте объемов производства гражданской продукции, распределение расходов на конверсию по источникам централизованные средства, собственные средства, кредиты банков. Отраслевые министерства (ведомства) рассматривают материалы предприятий и представляют в Минфин и Минэкономики перечни дотируемых предприятий и организаций с соответствующими обоснованиями размеров дотаций. Критериями отбора являются глубина конверсии, наличие монопроизводства, финансовое положение, а также является ли предприятие градообразующим и в каком географическом районе расположено. Минфин и Минэкономики рассматривают заявки министерств и в пределах выделенных из бюджета средств распределяют их. При этом "наиболее нуждающиеся " получают дотации в соответствии с расчетами, а между остальными предприятиями оставшиеся средства распределяются, как правило, пропорционально заявке. Средства Минфином перечисляются основному распорядителю кредитов - федеральному отраслевому министерству (ведомству), которое затем согласно распределению перечисляет средства предприятиям. Представленная схема по существу полностью соответствует механизму бюджетного финансирования командно-административной системы управления. Полностью сохранен круг задач и раньше входивших в компетенцию министерств. Рассмотрим более подробно схему взаимодействия федеральных органов и предприятий в процессе предоставления бюджетных (кредитных) средств на возвратной основе для осуществления конверсионных программ. В соответствии с Положением о предоставлении кредитов предприятиям, осуществляющим конверсию военного производства, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации, объектом кредитования выступает программа конверсии военного производства отдельного предприятия.
Предоставляемые средства используются на следующие цели:
перепрофилирование производственных мощностей, освобождаемых от военного производства, включая реконструкции цехов, приобретение недостающего оборудования; проведение НИОКР, связанных с разработкой новых образцов гражданской продукции; проведение мероприятий по подготовке производства для выпуска гражданской продукции;
завершение строительства и ввод мощностей.
Контрольные цифры бюджетных (кредитных) ресурсов определяются Минфином России и Минэкономики России одновременно с формированием показателей федерального бюджета, распределяются по целевым программам и приоритетным направлениям и сообщаются Госкомоборонпрому России и другим министерствам и ведомствам, предприятия которых осуществляют конверсию, как ориентир на период предварительного рассмотрения конверсионных программ предприятий. Министерства и ведомства осуществляют ведомственный конкурсный отбор программ, формируют рабочие перечни конверсионных программ и представляют их в Минэкономики. Главным условием является участие данной программы в реализации одного или нескольких направлений конверсии военного производства, приоритетность которого определена Государственной программой конверсии 1993-1995 годов. Преимущественное право в получении целевого кредита имеют предприятия, осуществляющие выполнение программ, обеспечивающих: создание импортозамещающих производств для снижения валютных затрат и улучшения платежного баланса; разработку и внедрение энерго- и ресурсосберегающих техники и технологий; перепрофилирование производств с использованием передовой технологии, новых материалов; увеличение разработок и производства техники и технологий двойного назначения; развитие экспортных возможностей предприятия. Минэкономики рассматривает рабочие перечни с учетом контрольных цифр и представленных заключений министерств и ведомств и готовит перечень программ для конкурсного рассмотрения и утверждения на межведомственной рабочей комиссии (МВРК ), состав которой определен правительственным решением и включает представителей Минэкономики, Минфина, министерств - заказчиков по направлениям, представителей уполномоченных коммерческих банков. На основании заключения МВРК Минэкономики формирует перечни конверсионных программ и представляет их на утверждение в зависимости от стоимости проекта либо в Правительство, либо в Минфин (с 1994 года). Утвержденные перечни направляются в Минфин и коммерческие банки, осуществляющие кредитование программ. По мере получения перечней банки и их филиалы заключают кредитные договора с предприятиями. Включение в перечни переходящих конверсионных программ предприятий осуществляется МВРК на основании заключений кредитующих коммерческих банков и расчетов предприятий. Вопросы, связанные с порядком перечисления Минфином уполномоченным коммерческим банкам кредитных средств на финансирование конверсионных программ, их возвратом, возмещение банками процентной ставки за пользование кредитом регулируются заключенными между Минфином России и коммерческими банками соглашениями. Контроль за реализацией программ конверсии предприятий, целевым и эффективным использованием выделяемых кредитных средств возлагается на Минэкономики, Минфин, отраслевые министерства и ведомства - заказчики программ по направлениям и коммерческие банки, обслуживающие указанные кредиты. В течение года ежеквартально банки направляют в МВРК информацию об использовании кредитов предприятиями, отчетность представляется банками в Минфин и в оперативном порядке. Сведения об использовании кредитов представляют и предприятия. Предусмотрено также, что министерства и ведомства не позднее 20 января каждого года представляют в Минэкономики и Минфин доклады об использовании кредитов и их эффективности. При этом ответственности за фактические результаты осуществления программ они не несут. Реализация такой схемы предоставления кредитов в условиях бесперебойного финансирования из бюджета достаточно эффективна с точки зрения движения финансовых потоков и эффективности использования и контроля за выделенными средства. Однако единственным рыночным элементом такого механизма является конкурсная основа отбора программ, Практика 1993-1994 годов показала, что при ограниченных бюджетных средствах и сложившемся общем механизме финансирования государственных расходов (на основании месячных лимитов, в меру поступающих в федеральный бюджет доходов и т. п. ограничений) выявляется ряд отрицательных моментов, которые снижают эффективность системы управления конверсией на всех уровнях /6/ : конверсионные программы предприятий в течение 6-ти и более месяцев согласовываются в шести инстанциях (отраслевой орган, Минэкономики, Минфин, уполномоченные банки, МВРК, Правительство РФ). Из этих инстанций реально заинтересованы в успешном выполнении программ и возвратности кредитов только уполномоченные банки и Минфин; ограниченные бюджетные средства рассыпаются по неоправданно большому количеству программ, значительная часть которых разбалансирована по финансовым источникам, и , следовательно, не обеспечивает достижения планируемых результатов; схема не предполагает долевого участия в финансировании программ частного предпринимательского сектора и иностранных инвестиционных институтов; отсутствует вневедомственная система управления конверсией, не определено участие в конкурсах и включение в перечни конверсионных программ вневедомственных структур ( АО, холдингов, консорциумов и пр. ). Существующая система управления конверсией на практике не учитывает необходимости координации конверсионных мероприятий федерального и регионального уровней. Зачастую на одном предприятии из федеральных источников и средств региональных фондов финансируются разные программы, что в условиях недостаточности средств вызывает затягивание сроков ведения работ и сдерживает конечные результаты по программам. Кроме того, такая ситуация может привести к возникновению дублирующих производств, что в условиях низкого платежеспособного спроса чревато отсутствием сбыта. Так, например, получилось с мотоблоками, выпуск которых предусматривался в рамках Государственной программы конверсии на одних предприятиях, а в рамках региональных программ - на других. Развитие новых форм и видов территориальной рационализации производства и кооперации в условиях формирования рынка может явиться основой коренного преобразования всей структуры управления конверсией - осуществления перехода от вертикальных связей (Правительство - министерство - предприятие ) к горизонтальным (местные власти - предприятие - смежник - финансово-банковские организации). Таким образом, несмотря на коренные политические и экономические изменения в стране, до сих пор при решении проблем конверсии реализуется старая административно-командная схема: провозглашаются достаточно обоснованные цели и приоритеты, под них заявляются крупные государственные ассигнования и льготные кредиты, которые "выколачиваются" всеми средствами, включая лоббирование на высшем правительственном уровне. Далее средства поступают предприятиям и съедаются текущими финансовыми трудностями. Решение указанных проблем видится, с одной стороны, в решительном улучшении использования государственных средств за счет сужения приоритетов и концентрации области их применения. Федеральная программа конверсии должна освобождаться от долгосрочных, неэффективных и неактуальных проектов. С другой стороны, необходимо существенное расширение самостоятельности самих предприятий и на этой основе оптимизация производства и системы управления на микроуровне. Возникает необходимость скорейшего проведения разгосударствления и приватизации предприятий, дальнейшее содержание которых в госсекторе нецелесообразно как с точки зрения экономических интересов государства, так и с учетом факторов, определяющих уровень безопасности страны. Это даст хозяйственную самостоятельность производителю и будет способствовать созданию рыночной системы, предполагающей свободное перемещение материальных ресурсов и рабочей силы, развитие фондового рынка, образование финансово-промышленного капитала.
Выводы
1. В результате политико-экономического распада бывшего Союза на территории России осталось 67% предприятий промышленности и 73% научных организаций оборонного комплекса, что с точки зрения потенциальных возможностей позволяет обеспечить выполнение государственных задач по разработке и производству ВВТ с высоким качеством и в количестве, достаточном для обеспечения обороноспособности страны. Однако за последние годы наблюдается постоянный спад общего объема производства в оборонных отраслях, который составлял по сравнению с предыдущим годом: в 1992г. - 18%, в 1993г. - 16%, в 1994г. - 35%. При этом произошел структурный сдвиг в продукции оборонного комплекса: в 1990г. выпуск военной продукции составлял 60%, гражданской - 40%, а в 1994г. - соответственно 32% и 68%. Основными причинами такого состояния оборонного комплекса являются: общие трудности, характерные для экономики России (рост цен на энергоресурсы, материалы, комплектующие, несовершенство налоговой системы и др. ); разрыв хозяйственных связей с поставщиками и покупателями как в России, так и в ближнем зарубежье; потеря со стороны государства функций управления предприятиями, находящимися в государственной собственности; отсутствие стабильного государственного оборонного заказа и стратегической программы развития оборонного комплекса; общий кризис неплатежеспособности, а следовательно, взаимные долги предприятий, несвоевременная оплата произведенной продукции, низкая покупательная способность большой части населения; сокращение финансовых возможностей поддержания научно-технического потенциала; отсутствие стабильной государственной поддержки конверсируемых предприятий, недостаточное и несовершенное финансирование конверсионных проектов; неэффективное использование ассигнований, направляемых на нужды конверсии оборонных предприятий. 2. Конверсия оборонной промышленности, проводимая в беспрецедентных в мировой практике масштабах и темпах, с момента ее начала и до настоящего времени не обеспечивает эффективное преобразование оборонного комплекса и его переориентацию на гражданские нужды. Одна из главных задач конверсии сохранение и развитие научно-технического и производственного потенциалов оборонного комплекса - практически не решается. Основными проблемами конверсии оборонной промышленности являются: кризисное состояние экономики страны; отсутствие стабильной оборонной политики, основанной на Основных положениях военной доктрины РФ, концепции развития ВВТ, государственной программе развития ВВТ, государственном оборонном заказе, а также идеологии мобилизационной подготовки; отсутствие обоснованных прогнозов уровня развития ВВТ и ассигнований на оборону; незавершенность создания нормативно-правовой базы, регламентирующей эффективное функционирование оборонного комплекса в складывающихся политических и экономических условиях; отсутствие необходимого информационно-аналитического обеспечения процесса конверсии; наличие излишних и неиспользуемых товарно-материальных ценностей; отток из оборонного комплекса высококвалифицированных кадров узкой специализации; содержание инфраструктуры (жилой фонд, дома отдыха, детские сады, дома культуры, спортивные сооружения и т. п. ). 3. Действующей системе управления конверсией оборонной промышленностью присущи следующие недостатки, не позволяющие адаптировать протекающие в оборонных отраслях промышленности процессы к новым экономическим и политическим условиям:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
|