реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири - (диплом)

реферат
p>Если брать долю машиностроения в региональной промышленности, сложившуюся в 1995 г. , основным показателем социально-экономической значимости машиностроения в регионе, то всю совокупность субъектов Федерации можно разбить на 4 группы: группа I с величиной этого показателя, превышающей 30%; группа II - с долями от 30% до 20%; группа III - с долями от 20% до 10%; группа IV - с долями ниже 10%. Выбор таких интервалов долей для группировки регионов обусловлен следующими соображениями. I группа - это около пятой части всей совокупности регионов, для которых перспективная промышленная политика будет в значительной степени связана с поддержанием и развитием именно машиностроения, поскольку оно уже определяет промышленный профиль этих регионов. Регионы II группы - это субъекты Федерации, с достаточно широкой диверсификацией промышленных производств, но для которых машиностроение имеет значимое место в промышленной политике регионов. Для III группы регионов машиностроение, не являясь доминирующим в структуре промышленности, тем не менее может рассматриваться в виде своеобразных "точек роста" промышленности в этих регионах. Группа IV - это регионы, в которых, как правило, машиностроение представлено отдельными производствами, не играющими заметную роль в развитии промышленности. Следует отметить, что такая группировка регионов носит в общем смысле условный характер. Во-первых, поскольку отсутствовала полная информация по подотраслям машиностроения по регионам для группировки был использован агрегированный общеотраслевой показатель (объем продукции в целом по машиностроению), который не дает представления о "портрете" регионального машиностроения. Во-вторых, к 1998 г. произошли достаточно заметные сдвиги в структуре промышленности некоторых регионов, что привело к их межгрупповому перемещению. Состав группы Iпоказан в таблице 8. Поскольку группировка делалась сначала по данным 1995 г. , затем - по данным 1998 г. , можно констатировать, что состав группы достаточно устойчив: из 17 субъектов федерации, вошедших в нее в 1995 г. , в 1998 г. осталось 15. Резко упала доля машиностроения в промышленности Псковской и Ярославской областей, что и обусловило их уход из этой группы. Добавились же Ростовская область (доля машиностроения возросла с 25 до 42 %), Хабаровский край - соответственно с 28 до 39 % и Орловская область - с 25 до 31 %. Совокупность машиностроительных предприятий регионов, собранных в этой группе, наиболее представительна: она выпускала в 1995 году 47 % всей продукции машиностроения и металлообработки России, в 1998 году - 60 %. Таблица 8. Характеристика группы I в % (см. Приложение)

Внутри группы I достаточно четко выделяются три подгруппы субъектов Федерации. Первая подгруппа включает тех, у кого доля машиностроения в промышленности субъекта в 1995 г. составляла не менее 50 %, иначе говоря в этих регионах машиностроение является профилирующей отраслью промышленности. Как видно из таблицы 8, в эту подгруппу попадают все "автомобильные" регионы - Ульяновская, Самарская, Курганская, Нижегородская и Республика Удмуртия. Машиностроение и металлообработка в Ульяновской области к 1998 году достигло уже почти 71 % от ее промышленного производства (автомобили "УАЗ", самолеты, малолитражные двигатели, станки, химическое оборудование, сельскохозяйственные машины, электротехнические изделия). Ядро машиностроительного комплекса образуют авиационная и автомобильная промышленность. Крупнейшие предприятия расположены в Ульяновске—ОАО "УАЗ", ОАО "Волжские моторы", ОАО "Автодеталь-сервис", АО "Авиастар", Ульяновский мехзавод, Ульяновский машзавод; в Димитровграде— ОАО "Димитровградский автоагрегатный завод". За последние 4 года несмотря на общий экономический кризис в стране темпы роста машиностроения области составили 122 %, определяя фактически общую динамику ее промышленного производства. Доля Ульяновской области в машиностроении РФ возросла с 3. 3 % в 1995 г. до 4. 4 % в 1998 г. Особенно высокие темпы роста наблюдались в 1997 г. - 135. 4 %.

По-видимому, это связано с деятельностью ОАО "УАЗ", который интенсивно наращивает производство грузовых автомобилей и автобусов. ОАО "УАЗ" в настоящее время довольно успешно преодолевает последствия экономического кризиса, обслуживая около 17 % российского рынка грузовых автомобилей и почти 50 % рынка автобусов.

Основной отраслью промышленности Самарской области также является машиностроение и металлообработка, представленные такими специализированными отраслями как автомобильная промышленность, станкостроение и подшипниковая промышленность. Машиностроение области выпускает легковые автомобили, станки, самолеты, сельскохозяйственные машины, электротехническую продукцию, подшипники, оборудование для нефтяной, химической, легкой и пищевой промышленности. Крупнейшие предприятия в Тольятти - АО "АвтоВАЗ"; в Самаре —АО "Шар", АО "АВИС", ПО "Завод им. Масленникова", завод "Прогресс". Благодаря исключительно "АвтоВАЗу" машиностроение области имеет самый высокий удельный вес среди всех субъектов РФ в общем объеме выпуска машиностроительной продукции России - в 1998 году эта доля достигла 14. 7 %, увеличившись по сравнению с 1995 г. более, чем на 3 процентных пункта. При этом за период 1995 - 1998 г. г. машиностроительная промышленность Самарской области возросла на 15 %. Продукция АвтоВАЗа составляет более 60% продукции отечественного автомобилестроения и почти 75 % отечественного рынка легковых автомобилей, что ставит в зависимость результаты всей отрасли от состояния производства на данном заводе. Огромный удельный вес АвтоВАЗа в суммарном производстве легковых автомобилей и в автомобилестроении в целом может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на производственные результаты не только в данной отрасли машиностроения, но и на все машиностроение в целом, что и произошло в мае 1998 года, когда общее падение машиностроительного производства, зафиксированное Госкомстатом, было связано с начавшимся кризисом перепроизводства на Волжском автозаводе. В итоге за 1998 год в машиностроительном производстве области спад составил более 18 %. Машиностроительная промышленность Курганской области занимает более 60 % в ее промышленном производстве. Это производство автобусов, сельскохозяйственных, дорожно-строительных и полиграфических машин, химического и другого оборудования. Крупнейшими предприятиями являются ОАО "Курганмашзавод" (известные во всем мире БМП), "Курганприбор", АО "Русич"(колесная транспортная техника тяжелого класса), автобусный завод, ОАО "Курганхиммаш", АО "Синтез" и др. Общий накопленный потенциал машиностроительного производства области позволяет по крайней мере последние четыре года не допускать больших спадов производства - 99. 9 %, при этом удельный вес машиностроения в общем промышленном производстве области даже увеличился с 57. 8 % в 1995 г. до 61 % в 1998 г. В отраслевой структуре Нижегородской области преобладают обрабатывающие отрасли, и прежде всего, машиностроение (автомобилестроение, а также судо-, станко-, авиа-, приборостроение), которое в 1995 г. составляло 52 % от объема промышленного производства области, а к 1998 г. возросло до 63 %. Машиностроительный потенциал области весьма существенен и на фоне российского машиностроения: в 1995 г. его доля составляла 7. 7 %, в 1998 г. - увеличилась до почти 13 %, чему несомненно способствовало увеличение за период с 1995 по 1998 годы объемов машиностроительного производства в области в 1. 5 раза. Предприятия машиностроения и металлообработки Нижегородской области производят грузовые и легковые автомобили, автобусы, гусеничные тягачи, автомобильные узлы, детали и агрегаты, речные и морские суда, автомобильные и судовые двигатели внутреннего сгорания, самолеты, станки, приборы, инструменты, оборудование для химической, пищевой, легкой промышленности, телевизоры и др. Машиностроение в области последние 4 года развивается с возрастающей положительной динамикой, что выделяет ее на фоне РФ, причем очевидно влияние этой отрасли на динамику промышленного производства в целом. Не последнюю роль в этом процессе естественно играет "ГАЗ", выпускающий нарастающими темпами малотоннажные грузовики и занимающий уже 60 % этого отечественного рынка. Ему также принадлежит около 12 % рынка легковых автомобилей (хотя в настоящее время это направление практически не развивается и стоит вопрос о создании совместного производства с фирмой FIAT), зато достаточно активно начинает разворачиваться выпуск автобусов. Основу промышленности республики Удмуртия также составляют машиностроение и металлообработка - их удельный вес в отраслевой структуре промышленности в 1995 г был равен почти 50 %, в 1998 г. - снизился до 45 %, несмотря на то, что последние два года машиностроение развивается в республике с положительным темпом, а за период с 1995 по 1998 год имеет прирост производства в 5 %. Достаточно высока доля машиностроения республики и в общероссийском потенциале - в 1995 г. она составляла 1. 9 %, к 1998 г увеличилась до 2. 2 %. Ведущие отрасли: автомобилестроение, точное машиностроение, приборостроение, радиотехника и электроника, выпуск вооружений (прежде всего стрелковое оружие). Крупнейшие машиностроительные предприятия, определяющие удельный вес и динамику машиностроительного производства в республике - производственное объединение Ижевский машиностроительный завод (монополист в РФ по выпуску мотоциклов, выпускает также легковые автомобили "Москвич"), ГП "Ижевский мехзавод", Ижевский мотозавод, АООТ "Электрогенераторный завод".

Даже сделанный небольшой анализ особенностей машиностроения в субъектах федерации, отнесенных нами в первую подгруппу, позволяет утверждать, что в ней собраны самые крупные машиностроительные конгломераты, фактически определяющие в настоящее время уровень и темпы развития отечественного машиностроения. Именно эта отрасль промышленности явилась для субъектов подгруппы тем спасательным кругом, который не просто помог выжить в условиях всеобщего кризиса, но и начать развиваться благодаря сосредоточению в них крупнейших автомобильных центров и, возможно, оборонных предприятий, продукция которых вывозится на мировые рынки.

Вторая подгруппа может быть сформирована по величине доли машиностроительной отрасли в промышленности на уровне ниже 50 % в 1995 г. , но имеющая рост этой доли к 1998 году. В эту группу попадают Владимирская, Калужская, Брянская, Московская области, республика Кабардино-Балкария, г. Санкт-Петербург, а также пришедшие из других групп при их формировании в соответствии со статистикой 1998 г. Ростовская и Орловская области и Хабаровский край. Последние три субъекта за период 1995-1998 г. г. имеют существенно высокие темпы роста (таблица 8), что и определило их переход в 1 подгруппу, и даже увеличило их удельный вес в общероссийском машиностроении. Положительными темпами роста за этот же период отличаются Владимирская (111. 4 %) и Брянская (115. 2 %) области, у остальных же субъектов несмотря на увеличение удельного веса машиностроения последние четыре года наблюдается спад машиностроительного производства. Области, попавшие во вторую подгруппу, имеют достаточно высокий накопленный машиностроительный потенциал, отдельные производства в них развиваются с положительной динамикой, что и обуславливает небольшие темпы спада производства и соответствующее влияние на уровень развития промышленности в этих субъектах. Например, во Владимирской области это электротехническая промышленность и тепловозо- и экскаваторостроение, в Санкт-Петербурге - энергомашиностроение, судостроение и приборостроение и др.

Оставшиеся после выделение двух подгрупп субъекты федерации образуют третью подгруппу (Мордовская республика, Псковская, Пензенская, Новосибирская, Ярославская области и республика Чувашия), характеризующуюся значительным сокращением доли машиностроительного производства в их промышленном потенциале и общими темпами его падения за последние четыре года в интервале 24-39 %. Можно предположить, что это в основном области, накопившие свой машиностроительный потенциал благодаря оборонному комплексу, прежде всего радиопромышленности, а также электротехнической и приборостроительной промышленности, имеющих наибольший спад производства. Кроме того, это области, как правило, не имеющие крупных предприятий, где машиностроение представлено средними и мелкими производствами весьма разнородного характер Характеристика группы II дана в таблице 9. (см. Приложение)

Как видно из таблицы 9, в данную группу попало 24 региона с разнохарактерным машиностроением, из большинства крупных экономических районов страны. На долю этой группы в 1995 г. приходилась почти треть (32. 4%) продукции всего машиностроения РФ. В 1998 г. эта доля снизилась и составила 25. 4%, то есть четвертую часть отрасли. В этой группе можно отметить 6 регионов, в которых доля машиностроения в промышленности увеличилась к 1999 г. по сравнению с 1995 г. Причем существенно в Хабаровском крае с 28. 1% до 39%, в Ростовской области с 25. 1% до 42. 1%. В этих регионах самые высокие темпы роста машиностроительного производства за 4 последних года (в Хабаровском крае - 151. 3%, в Ростовской области - 147. 1%). По сути дела машиностроение в этих регионах стало доминирующим в структуре промышленности. Если в последующие годы положение отрасли сохраниться, то промышленная политика должна будет базироваться на развитии именно машиностроения.

Машиностроение Хабаровского края представлено производством морских и речных судов, станков, трансформаторов, компрессоров, сельскохозяйственных машин, мостовых электрических кранов, кабельной продукции. Можно предположить, что при складывающихся положительных тенденциях на рынке электротехнической продукции, электротехнические предприятия края обладают определенными перспективами выживания и развития. По другим производствам пока сохраняются проблемы, особенно по станкам и сельскохозяйственным машинам. Российский рынок этой продукции пока не сложился и в ближайшей перспективе вряд ли можно ожидать на нем существенных положительных перемен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.