p>Таблица 3. Отдельные технико-экономические показатели работы машиностроения и металлообработки (в %).
1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996
Удельный вес в общем объеме производства металлорежущих станков: станков высокой и особо высокой точности
8. 2 10. 4 11. 1 8. 8 6. 6 3. 9 3. 7 3. 3 станков с числовым программным управлением 14. 0 22. 6 18. 6 9. 5 3. 3 2. 7 1. 6 1. 1
Удельный вес производства грузовых автомобилей с дизельными двигателями в общем объеме производства грузовых автомобилей
19. 6 22. 7 22. 3 19. 8 19. 3 35. 4 31. 1 25. 4
Удельный вес производства тракторов мощностью двигателя 100 л. с. и более в общем объеме производства тракторов
33. 2 36. 4 36. 4 30. 5 23. 0 23. 0 31. 0 39. 5
Удельный вес производства пропашных тракторов мощностью двигателя 30 л. с. и менее в общем объеме производства тракторов
14. 0 14. 8 16. 7 21. 5 24. 0 39. 0 30. 0 13. 1
Динамика выпуска наиболее прогрессивных и востребованных рынком экологически чистых грузовых автомобилей, а также мощных (100 л. с. и более) и небольших (менее 30 л. с. для фермерских хозяйств) пропашных тракторов позволяет говорить о том, что, по-видимому, рыночные отношения вызвали прогрессивные сдвиги в производстве: за 2-3 года были освоены новые модели и начат выпуск техники. Состояние производственного аппарата машиностроения еще до кризиса характеризовалось достаточно высокой степенью износа - 42 % в 1990 г. , в промышленности - 46. 4 %. В среднем по промышленности коэффициент выбытия ОПФ снизился с уровня 1. 8 % до 1. 5 % (в 1997 г. - 1. 2 %), в машиностроении - с 1. 6% до 0. 9 %. При таких темпах потребуется для обновления производственного аппарата не менее 50 лет. Доля основных производственных фондов машиностроения и металлообработки в ОПФ промышленности с начала кризиса упала почти на 5 %, что для удельного показателя весьма существенно. Износ фондов, всегда отстающий по уровню от промышленности, к 1996 году опередил этот показатель и составил более 50 %. Динамика ввода в действие основных фондов, демонстрируемая в таблице 4, с очевидностью показывает, что в экономике страны результатом спада инвестиционной активности стало резкое сокращение за годы кризиса прироста фондов. Таблица 4. Динамика доли ОПФ машиностроения и металлообработки и износ фондов. Доля ОПФ машиностроения и металлообработки в ОПФ промышленности, в %% Износ фондов (в процентах от общей стоимости фондов на конец года)
1985 1990 1995 1996 1985 1990 1995 1996 Промышленность 100 100 100 100 41. 7 46. 4 48. 5 47. 2 Машиностроение и металлообработка 26. 9 27. 2 22. 3 22. 8 41. 1 47. 5 47. 5 50. 1
Снижались более быстрыми темпами коэффициенты обновления машин и оборудования по сравнению с коэффициентами обновления ОПФ, в результате к 1996 г. уровень первых во всех отраслях промышленности стал ниже уровня вторых. Резко сократилась доля машин и оборудования во вводах ОПФ во всех отраслях промышленности, в целом по промышленности она упала с 37. 9 % до 21. 4 %, по машиностроению - с 67. 8 % до 42 %. Средний возраст оборудования увеличился в полтора раза и достиг почти 15 лет. Доля нового оборудования (возраст до 5 лет) снизилась с 33 % в 1985 году до 8. 7 % в 1996 году. Удельный вес оборудования в возрасте более 20 лет возрос почти в два раза - соответственно с 12. 9 % до 25. 4 %. Почти такими же темпами увеличилась и доля машин и оборудования в возрасте от 16 до 20 лет. В результате более 65 % ныне действующего в промышленности оборудования по возрасту находится за пределами 10 лет. Технический уровень производственного аппарата экономики РФ по отношению к производственному аппарату США сейчас оценивается разными специалистами всего лишь от 25 до 40 %, что соответственно определяет не конкурентоспособность большей части выпускаемой на таких фондах продукции. Это положение в машиностроении усугубляют высокая монополизация производства (где удельный вес объема продукции, выпускаемой предприятиями-монополистами постоянно растет, в частности для 3-х предприятий он сейчас составляет почти 17 %, для 6-ти предприятий - 20 %), а также чрезмерно раздутый военно-промышленный комплекс и сверх меры развитый сектор промежуточных производств. Загрузка производственных мощностей в целом по машиностроению из-за небольшого внутреннего и внешнего спроса составляет около 30%, в наиболее рентабельных производствах не превышает 73%, а по большинству производств колеблется от 5 до 24% (производство металлорежущих станков, грузовых автомобилей, электродвигателей, кузнечно-прессовых машин, тракторов, зерноуборочных комбайнов). В результате в отрасли образовался излишек невостребованного основного капитала, находящегося на балансе предприятий и вызывающего рост издержек производства. Инвестиционный спадв стране более всего отразился на обрабатывающих отраслях промышленности. Среди них максимальное сокращение капитальных вложений произошло прежде всего в машиностроении - к 1996 году осталось лишь 7. 8% от уровня 1990 г. Соответственно упал его удельный вес в объеме капитальных вложений в промышленность - с более 23% в 1990 г. до 8% в 1996 г. , что на фоне такого же резкого сокращения финансирования строительства привело к значительному уменьшению доли капитальных вложений в отрасли инвестиционного комплекса страны. Структура и динамика инвестиций в основной капитал (в том числе иностранных) по машиностроению и металлообработке приведена ниже. Таблица 5. Доля машиностроения и металлообработки в инвестициях в основной капитал (в %).
1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 Доля машиностроения и металлобработки а) в инвестициях в основной капитал экономики России 8. 3 8. 3 6. 9 4. 9 4. 5 3. 6 3. 1 3. 4 б) в инвестициях в основной капитал промышленности 23. 0 23. 0 20. 0 12. 0 12. 0 11. 0 9. 0 10. 0
Как видно из таблицы 5, падение инвестиций в машиностроительные отрасли давно уже достигло критических отметок. Внешнеторговая деятельностьмашиностроения характеризовалось тем, что несмотря на постоянное увеличение внешнеторгового оборота России, причем темпы роста экспорта существенно опережают рост импорта, доля машиностроения в нем за десять последних лет упала в два раза. Поэтому даже рост в долларовом исчислении объемов экспорта машин и оборудования по сравнению с 1992 г. почти в полтора раза на фоне объемов мировой торговли практически не заметен. Импорт же этой продукции вообще имеет тенденцию к некоторой стабилизации на уровне 1992 г. Таблица 7. Динамика объема и структуры внешнеэкономических связей машиностроения.
1992 1995 1996 1997 Млрд. долл. США % млрд. долл. США % млрд. долл. США % млрд. долл. США % ВНЕ СНГ Экспорт - всего 42. 4 100 65. 6 100 71. 9 100 67. 5 100 в том числе машины, оборудование и трансп. Средства 3. 8 8. 9 5. 3 8. 1 5. 4 7. 7 5. 5 8. 1 В СТРАНЫ СНГ Экспорт - всего 14. 3 100 15. 6 100 16. 4 100 в том числе машины, оборудование и трансп. средства 2. 6 18. 4 2. 7 17. 2 3. 2 19. 5 ВНЕ СНГ Импорт - всего 37. 0 100 33. 1 100 31. 4 100 37. 5 100 в том числе машины, оборудование и трансп. средства 13. 9 37. 7 12. 8 38. 4 11. 6 37. 0 14. 3 38. 1 ИЗ СТРАН СНГ Импорт - всего 13. 6 100 14. 0 100 13. 5 100 в том числе машины, оборудование и трансп. средства 3. 0 21. 8 2. 8 20. 0 3. 3 24. 4
Наиболее весомыми статьями экспорта оборудования в страны дальнего зарубежья являются авиационная техника, продукция судостроения и железнодорожный подвижной состав; в страны СНГ - кроме последнего, автобусы и двигатели внутреннего сгорания. Наиболее предпочтительные импортируемые товары из стран вне СНГ - аппаратура телефонной и телеграфной связи, насосы и компрессоры, суда и другие плавучие средства, вычислительные машины и их блоки; из стран СНГ грузовые вагоны, грузовые автомобили, тракторы. Ухудшение внешнеторгового сальдо в целом произошло за счет продукции станкостроения, химического и нефтяного машиностроения, приборостроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности и промышленности средств связи, где наиболее существенно объемы импорта превышали объемы экспорта. В целом доля импорта в объеме потребления в России машиностроительной продукции на сегодняшний день составляет примерно 50 %. По некоторым оценкам доля импортного оборудования в капиталообразующих инвестициях составляет около 80 %. 2. Состояние машиностроительного производства в субъектах РФ. Для России, стремящейся сохранить за собой статус мировой высокоразвитой державы, проблемы развития машиностроения являются общегосударственными. Тем не менее, определенная самостоятельность субъектов Федерации, особенно в решении социальных задач, перекладывает на их плечи значительную долю решения машиностроительных проблем. За исключением незначительного числа регионов, машиностроительные производства сохранились практически на территориях всех регионов России. При этом почти в половине из них (44 из 89) машиностроение имеет долю в структуре продукции собственной промышленности, превышающую среднероссийский уровень (свыше 20%).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|