Установление правового фундамента в кыргызско-российских отношениях и Политический диалог в период 1991-2000 г
Установление правового фундамента в кыргызско-
российских отношениях и Политический диалог
в период 1991-2000 г.
Обобщая итоги внешнеполитической деятельности за весь промежуток
времени (1991-2000), президент КР подчеркнул: «Интенсивно и плодотворно
развивались взаимоотношения Кыргызстана с Россией, нашим основным
стратегическим партнером. Хотелось бы отметить высокий уровень
политического взаимопонимания и делового партнерства который присущ нашему
сотрудничеству с первого дня установления дипломатических отношений».
Приоритетность связей с Россией предопределены всей историей развития
Кыргызстана и обусловлена множеством факторов.
Во-первых, вековыми политическими, хозяйственными и духовными связями,
которые сопровождались в последние десятилетия тесным взаимоотношением
экономик и иных сфер жизнедеятельности двух государств. Распад СССР
временно ослабил это взаимодействие, качественное изменение ситуации
обуславливается тем, что на современном этапе речь идет о сотрудничестве
двух равноправных суверенных государств.
Во-вторых, общностью целей двух государств в осуществление глубоких
демократических преобразований, преодоление кризисных явлений в социально-
экономической области. Россия с учетом ее мощной и диверсифицированной
хозяйственной структуры и нарастающих рыночных возможностей способна в
послекризисный период сыграть роль локомотива для кыргызской экономики,
равно как и для экономик других стран СНГ.
В-третьих, нарастанием взаимного притяжения Кыргызстана и России друг
к другу в связи с тем, что обе страны в обозримом будущем не смогут
включиться на равных в мировое разделение труда и выдержать усиливающуюся
конкуренцию на международных рынках (за исключением лишь некоторых сырьевых
товаров). Поэтому сама история поставила перед ними задачу координации
действий и кооперации ресурсов.
Развитие двусторонних отношений – это многомерный процесс, включающий
осознанное движение стран навстречу друг другу. Существенное влияние на
уровень и состояние кыргызско-российских отношений оказали особенности
внешнеполитической стратегии РФ. Политическое руководство КР осознало
возможность возрождения России в качестве великой державы прежде всего при
условии всестороннего развития и укрепления сотрудничества в общепризнанной
сфере ее жизненно важных интересов внутри СНГ.
В наиболее концентрированной форме эти установки получили выражение в
«Стратегическом курсе РФ с государствами – участниками СНГ», утвержденном
Указом Президента России Б. Ельцина 14 сентября 1995 г. Реализация Указа и
новый взгляд, в частности, на страны Центральной Азии, стали мощным
императивом в Российской внешней политике.
Характер, динамика и открытость кыргызско-российских отношений
подтверждают это. Не случайно Президент РФ Б. Ельцин, выступая на пресс-
конференции по итогам официального визита Президента КР .А.Акаева в Россию
в марте 1996 г. оценил состояние двусторонних отношений между Кыргызстаном
и Россией, как образец для других государств в СНГ.
Если рассматривать эти взаимоотношения во временной ретроспективе, то
можно выделить группу узловых документов, отражающих важнейшие вехи
сотрудничества.
Прежде всего следует отметить Договор об основах межгосударственных
отношений КР и РФ, подписанный 21 июля 1991 г. по прибытию Президента РФ Б.
Ельцина с официальным визитом в КР, 20-21 июля 1991 г., обсуждались вопросы
кыргызско-российского сотрудничества.
Впервые в истории двух государств в Договоре официально закрепилось: «
Высокие Договаривающиеся Стороны признают друг друга суверенными
государствами и обязуются воздерживаться от действий, которые могут нанести
ущерб государственному суверенитету другой Высокой Договаривающейся
Стороны.
Отношения между Высокими Договаривающимися Сторонами строятся на
основе принципов суверенного равенства и уважения прав, присущих
суверенитету, не применения силы или угрозы силой, включая экономические и
иные способы давления, территориальной целостности и нерушимости границ,
мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения
прав человека и основных свобод, равноправия и права народов распоряжаться
своей судьбой, добросовестного выполнения обязательств, взаимовыгодного
сотрудничества и других общепризнанных норм МП».
Несмотря на то, что Договор был заключен еще в рамках бывшего СССР, он
создал правовую основу для дальнейшего развития двусторонних отношений.
После распада СССР перед новыми независимыми государствами встала
задача формирования договора- правовой базы в соответствии с нормами МП.
Первыми документами такого рода стали Протокол об установлении
дипломатических отношений между КР и РФ 20 марта 1992 г. При этом они
руководствовались стремлением развивать свои отношения содействовать
осуществлению целей и принципов СНГ. Также Протокол о сотрудничестве и
координации деятельности между МИДами от 24 апреля 1992г. и Договор о
Дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между КР и РФ от 10 июня 1992г
Этими документами были окончательно установлены дипломатические отношения
между Кыргызстаном и Россией. Последним договором определены основные
направления сотрудничества и взаимодействия РФ и КР в политической,
экономической, военной, гуманитарной и иных сферах.
В преамбуле Договора отмечалось значение исторических сложившихся
прочных связей двух государств, традиций доброго общения и взаимодействия
народов.
В статье 1 закреплено: «Высокие Договаривающиеся Стороны строят свои
отношения как дружественные государства, последовательно руководствуясь
принципами взаимного уважения государственного суверенитета и
территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения
силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления
равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения и соблюдения
прав человека и основных свобод добросовестного выполнения обязательств, а
также другими обще производственными нормами МП.»
Статья 2 гласит: Высокие Договаривающиеся стороны взаимодействуют в
целях укрепления мира, повышения стабильности как в глобальном, так и
региональном масштабе. Они координируют свою внешнеполитическую
деятельность, способствуя продолжению процесса разоружения и укреплению
коллективной безопасности, а также усилению миротворческой роли ООН и
повышению эффективности региональных механизмов. Они прилагают усилия для
содействия урегулированию региональных конфликтов и иных ситуаций,
затрагивающих интересы сторон. Стороны координируют свои позиции в этих
областях с целью осуществления в необходимых случаях совместных или
согласованных действий.
В соответствии с Договором Россия и Кыргызстан являются дружественными
государствами.
Данный Договор был заключен сроком на десять лет.
Дипломатические отношения между странами быстро обрели полноформатный
характер: были открыты посольства, главам государств вручили верительные
грамоты первые послы суверенных государств.
Открытие в Бишкеке посольства РФ 8 сентября 1992 г. свидетельствовало
о том, что в летописи взаимоотношений народов двух государств,
насчитывающей уже многие столетия богатейшей истории, была открыта новая
страница. От 1-го кыргызского посла в России Баатыра до 1-го российского
посольства в Кыргызстане прошло более двух столетий. Дружба кыргызов и
народов России испытана временем. Благодаря ей, достигнуты впечатляющие
результаты.
В КР послом стал Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ М.А. Романов, а в
России – Чрезвычайный и Полномочный Посол КР А.К. Манаев.
Но а с января 1997 г. РФ в КР представляет новый Чрезвычайный и
полномочный Посол Г.А. Рудов.
Уместно заметить, что посольства КР было открыто в Москве на базе
действовавшего много лет Постоянного представительства КР в России. Что же
касается Российской стороны, то она открыла свое посольство в Кыргызстане
впервые.
Министерства иностранных дел, двух государств договорились о
регулярном проведении переговоров и консультаций на уровне министерств
иностранных дел и других уровнях по международным и двусторонним вопросам,
представляющим взаимный интерес. Совместными усилиями созданы
благоприятные условия для взаимодействия дипломатических служб и
ознакомления с опытом друг друга посредством обмена стажерами, экспертами,
проведения семинаров и совместных исследований, налаживания различных форм
прямой связи, подготовки и переподготовки специалистов для дипломатической
службы.
Взаимодействие МИДов двух сторон носит многоуровневый характер, имеет
свой отлаженный механизм.
Здесь приводятся некоторые звенья этого механизма:
Состояния дел в конкретной сфере , подготовку, подписание работы над
договорно-правовой базой двусторонних отношений, которые включают в себя
аналитическую деятельность, изучение договоров, соглашений, других
межгосударственных, межправительственных и межведомственных актов,
выработку регуляторов их ратификации и практического осуществления;
Двусторонние консультации, включающие обмен дипломатическими делегациями
разного уровня для обсуждения актуальных проблем и перспектив кыргызско-
российского сотрудничества, стажировки дипломатов, направление специалистов
МИДА КР в МИД РФ с целью ознакомления с практикой работы его
функциональных подразделений, обмена опытом, повышения квалификации;
Квотное обучение посланцев Кыргызстана в Дипломатической Академии и МГИМО
МИД России, а также содействия указанных заведений функционированию
факультета МО КРСУ;
Формирование информационной базы, помощь внешнеполитического ведомства РФ в
расширении банка данных, фондов архива и библиотеки МИДа КР за счет
специальной литературы международно-правового, дипломатического профиля, а
также сборников документов СНГ, ОБСЕ и ООН;
Практические мероприятия – организация визитов, контакты посольств,
совместные шаги на международной арене.
Активность, динамизм работы дипломатических ведомств двух стран,
несмотря на сложности 1-х лет, давали импульс развитию двусторонних
кыргызско-российских отношений. Однако, это не означало, что они имели лишь
однолинейное измерение. Проблем, трудностей возникало немало, но обе
стороны находили пути их решения.
В короткий срок была отлажена система периодических встреч на уровне
Глав государств, правительств, парламентов и ведомств двух стран.
10-11 февраля 1993 года состоялся рабочий визит Президента КР А.
Акаева в Москву. В ходе визита состоялись встречи с президентом РФ Б.
Ельциным и Главой Правительства РФ В. Черномырдиным. На этой встрече
обсуждались вопросы кырзызско-российского сотрудничества. Была достигнута
договоренность о предоставлении Кыргызстану российского льготного кредита
на 75 млрд. рублей. Был решен и ряд других практических проблем кыргызско-
российского сотрудничества.
Но а 30 мая 1993г официальная делегация КР во главе с Президентом
А. Акаевым приняла участие в торжествах, посвященных 290 –летию г.Санк-
Петербурга. Было заключено соглашение о расширении сотрудничества КР с г.
Санк-Петербургом.
6 августа 1993 года образовано добровольное общество «Кыргызстан-
Россия, целью которого является всемирное содействие укреплению дружбы и
разносторонних связей между народами двух равноправных государств.
24-25 января 1994г. в Бишкеке с официальным визитом находилась
Правительственная делегация во главе с министром иностранных дел
А.Козыревым. В ходе этого визита состоялся обмен мнениями с Президентом КР
по вопросам дальнейшего развития российско-кыргызских отношений, о
положении в Среднеазиатском регионе, о путях нормализации обстановки в
Таджикистане и вокруг него, а также пот некоторым другим проблемам,
представляющим взаимный интерес. Стороны обменялись ратификационными
Страницы: 1, 2, 3
|