административных расходов Фонда. Чистый доход Фонда перечисляется в его
резервы или распределяется среди государств-членов. Если сумма чистого
дохода превышает целевой показатель, установленный в начале года, то Фонд
может понизить ставку сборов или повысить ставку вознаграждения до уровня,
не превышающего ставки процента по активам в СДР, или же прибегнуть к обеим
этим мерам, которые будут иметь обратную силу по отношению к данному году.
Фонд может также полностью или частично перечислить возникшую разницу в
резервы, либо произвести ее распределение среди государств-членов, либо
отнести сумму разницы к условному доходу за следующий финансовый год.
В настоящее время в МВФ установлены следующие ставки сборов за
использование его ресурсов. Во-первых, за каждую покупку ресурсов Фонда в
рамках СОР (за исключением необлагаемых сборами покупок средств из
резервной доли) взимается комиссионный сбор по фиксированной ставке в
размере 5,5%. Этот сбор подлежит единовременной оплате в момент совершения
сделки. За покупку средств из резервной доли комиссионного сбора не
взимается, поскольку такие покупки представляют собой использование
резервных активов государства-члена, находящихся на хранении Фонда.
Во-вторых, установлен сбор в размере 0,5% в год, который подлежит
оплате в начале каждого периода по невыбранной сумме кредита, которая может
быть получена в течение данного периода согласно договоренности о
предоставлении кредита «стенд - бай» или расширенном кредитовании. После
того как государства0члены производят покупку средств по соответствующей
договоренности, им выплачивается возмещение данных сборов пропорционально
сумме покупки.
В-третьих, МВФ взимает периодические сборы по той части своих авуаров
в валюте государства-члена, которая превышает его квоту, за вычетом суммы,
составляющей не более 1/10% от величины квоты (т.е. максимальной суммы на
счете МВФ № 2). Такие авуары, как правило, образуются в результате покупок
средств, представляющих собой использование кредитов Фонда.
Согласно порядку, начавшему действовать с 1 мая 1981 года, «базовая»
ставка сборов, взимаемая с государств-членов за использование обыкновенных
ресурсов Фонда, определяется в начале каждого финансового года. При
определении этой ставки Фонд учитывает предполагаемый объем своих доходов и
расходов на будущий год, включая целевой показатель по сумме чистого дохода
на этот год. С 1 мая 1989 года ставка сборов устанавливается
пропорционально еженедельной процентной ставке по активам в СДР и,
соответственно, меняется каждую неделю в зависимости от изменений этой
процентной ставки.
Начиная с мая 1986 года в соответствии с политикой распределения
финансового бремени, в базовую ставку сборов (и ставку вознаграждения)
стали вноситься коррективы, призваны восполнить сумму периодических сборов,
не оплаченных государствами-членами с просроченной задолженностью перед
Фондом в течение 6 месяцев и более.
До 30 апреля 1993 года ставка сборов за использование заемных ресурсов
равнялась стоимости заимствования средств Фондом плюс определенная маржа и
устанавливалась в ретроспективной порядке на каждые шесть месяцев, период
заканчивающийся 30 июня и 31 декабря. Эта ставка также не подлежала
корректировке в рамках механизма распределения финансового бремени. Сборы
же за использование обыкновенных ресурсов вместо заемных взимались по той
же ставке, что и в случае обыкновенных ресурсов как таковых, и подлежали
корректировкам в рамках механизмов распределения финансового бремени. В
декабре 1992 года Исполнительный совет принял решение о том, что с 1 мая
1993 года в отношении покупок средств, финансируемых за счет заемных
ресурсов, следует применять ту же ставку сборов, которая установлена за
использование обычных механизмов финансирования Фонда, и что данная ставка
подлежит корректировкам с учетом распределения финансового бремени.
Сборы, причитающиеся Фонду и подлежащие зачислению на СОР,
оплачиваются в СДР. С 1 мая 1993 года сборы за все виды использования
ресурсов Фонда подлежат оплате на ежеквартальной основе (по финансовому
году Фонда). Ни в Статьях соглашения МВФ, ни в его правилах и положениях не
предусматривается возможностей отсрочки оплаты сборов.
Для покрытия прямых финансовых издержек, связанных с просроченными
обязательствами, фонд взимает дополнительный «специальный сбор» по
просроченным обязательствам. Ставка сбора за просрочку выкупа средств
устанавливается в размере, равном единице между процентной ставкой по
активам в СДР и базовой ставкой сборов. Ставка специального сбора по
просроченным сборам равна процентной ставке по активам в СДР. Специальный
сбор по просроченным обязательствам в отношении Трастового Фонда и САФ
взимается по пониженной ставке.
МВФ ежеквартально выплачивает вознаграждение (проценты) тем
государствам – членам, которые имеют компенсируемую позицию по резервной
доле. Позиция по резервной доле для того или иного государства-члена
определяется на основе соотношения объема авуаров Фонда в валюте данного
государства-члена и размера квоты последнего. Компенсируемая позиция по
резервной доле возникает в тех случаях, когда уровень авуаров Фонда в
валюте государства-члена опускается ниже его «нормы» вознаграждения. Норма
государства-члена представляет собой сумму в 75% его квоты по состоянию до
принятия Второй поправки к статьям Соглашения (1 апреля 1978 года) и всех
последующих увеличений квоты. Для стран, ставших членами фонда после 1
апреля 1978 года норма представляет собой среднее взвешенное значение норм,
применимых ко всем остальным государствам-членам на дату вступления страны
в фонд, плюс все увеличения квоты данной страны после этой даты. С каждым
увеличением квоты норма государства-члена постепенно приближается к 100%.
С 1 февраля 1987 года ставка вознаграждения равна процентной ставке по
активам в СДР. Ставка впоследствии корректируется с учетом распределения
финансового бремени. Вознаграждение выплачивается в СДР, если только МВФ
или соответствующим государством – членом не будет принято решение о том,
что выплата данному государству-члену должна производиться в его
собственной валюте.
Начиная с 1 августа 1983 года процентная ставка по активам в СДР и
ставка вознаграждения рассчитаются на еженедельной основе, и вознаграждение
выплачивается в конце каждого квартала финансового года МВФ.
Фонд формирует также страховые резервы. Страховые резервы МВФ состоят
из двух его резервов и остатков средств на двух специальных страховых
счетах. Резервы Фонда создаются за счет удержания чистого дохода. Резервы
поддерживаются с целью защиты качества активов Фонда, а также в качестве
показателя рациональности финансового управления активами. Остатки средств
на специальных страховых счетах образуются из периодических отчислений
ресурсов при корректировках, производимых с учетом распределения
финансового бремени, не считая первоначально помещенной на первый
Специальный страховой счет суммы в размере 26,5 млн. СДР. Оба страховых
счета были созданы в соответствии с решениями Исполнительного совета.
Первый Специальный страховой счет служит для защиты СОР от потенциальных
убытков в связи с просроченными обязательствами перед Фондом, а второй
Специальный страховой счет был создан в качестве меры предосторожности на
случай убытков в результате возможного невыполнения государствами-членами
своих обязательств по выкупу, которые связаны с покупкой средств в рамках
соответствующих договоренностей после завершения программ накопления прав и
реализации накопленных прав.
Глава 4. Особенности взаимоотношений Российской Федерации с МВФ.
4.1.Обусловленность вступления России в МВФ.
per aspera ad astra
Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда
рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже
состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками.
Полученное значение квоты обсуждается комитетом "Участников" (membership)
Исполнительного совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд
согласится с условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном
составе) готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех
формальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для
подписания Статей Соглашения.
На 1 августа 1997 года 181 страна являлась членом Фонда с суммой квот
порядка 145,3 млрд. СДР.
Для объяснения обусловленности и необходимости вступления России в МВФ
в 1992 году необходимо рассмотреть экономическую ситуацию, сложившуюся в
СССР до 1991 года., определить круг основных экономических и политических
проблем, с которыми столкнулось руководство России в период с 1991 по 1992
год. Именно события конца 80-х начала 90-х годов обусловили необходимость
вступления России в МВФ, а также обозначили задачи, которые руководство
страны пыталось решить данным шагом.
В период с 1991 года по 1992 год Россия столкнулась с недоверием со
стороны иностранного капитала, что усугубляло кризисную ситуацию, вызванную
сменой курса. Стране были необходимы финансовые средства для реализации
экономических преобразований эффективного встраивания в систему
международных валютно-финансовых, производственных и торговых отношений. В
этой связи сотрудничество с МВФ открывало для России возможность
установления новых экономических связей с развитыми странами, а также
снижения чрезвычайной нагрузки внешнего долга на бюджет страны. В свою
очередь МВФ проявлял готовность оказать России финансовую помощь и
организационную поддержку.
Следует отметить, что предоставляемая МВФ финансовая помощь, по сути,
относится к разряду суверенных заимствований (правительственных займов).
Суверенные заимствования - это крайняя мера, к которой руководство страны
прибегает, как правило, лишь в исключительных случаях. Исходная
невыгодность суверенных заимствований заключается, прежде всего, в том, что
выплата процентов и погашение основной части долга осуществляется из
доходов госбюджета, в то время как такие займы не производят финансовой
нормы прибыли. Кроме того, в качестве непременного условия для получения
финансирования. Фонд выдвигает правительству страны-заемщика еще и
политические требования. Данное обстоятельство существенно осложняет
внутреннюю ситуацию в стране, вынужденной обратиться в МВФ за финансовой
поддержкой.
Очевидно, что заимствования у МВФ оправдывают себя только в кризисных
ситуациях, при условии, что возникшие трудности носят временный характер.
Привлекаемые таким образом средства должны использоваться для поддержания
определенного уровня государственных расходов, в то время как все
внутренние и внешние ресурсы следует направлять на создание базовой
экономической инфраструктуры, способной обеспечить достаточный уровень
государственных доходов (для осуществления возврата привлеченных кредитов),
а также дальнейший экономический рост.
Оценка роли Международного валютного фонда в экономике современного
мира, как показывают последние публикации в отечественной и зарубежной
печати, является весьма актуальной и злободневной. Международный кредитно-
финансовый кризис 1997-1999 гг., не обошедший стороной и Россию, показал
определенную противоречивость и неоднозначность рецептов, предлагаемых
международными финансовыми организациями вообще, и Международным валютным
фондом в частности, для решения насущных экономических проблем в странах,
претендовавших, да и претендующих на получение кредитов со стороны МВФ.
Почему при одинаковости рецептов и зачастую тождественности исходных
экономических показателей в разных странах был получен различный результат?
Ведь если абстрагироваться от каких-то конкретных цифр и сгруппировать
страны, реформировавшие экономику по рецептам МВФ, по региональному
признаку и, в известной степени, по тождественности исходных экономических
показателей, то мы увидим, что результат в принципе сходен. Да, темпы роста
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|