реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные формы международных интеграционных объединений

реферат

Совет министров обороны, решающий вопросы взаимоотношений стран — членов

СНГ в военной сфере, в том числе об общих операциях по поддержанию мира,

помощи при строительстве национальных вооруженных сил, имущественных

отношениях в военной области, реализации соглашений о поставках вооружений

и материалов;

Совет командующих погранвойсками. Он согласовывает и реализует мероприятия

по совместной охране внешних границ Содружества в случае, если возникает

такая потребность, организует обустройство границ, взаимопомощь в обучении

погранвойск;

Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов стран —

членов СНГ. На своих сессиях она вырабатывает рекомендации по гармонизации

законов стран-членов по вопросам, затрагивающим взаимные связи, организует

обмен мнениями среди парламентариев относительно сотрудничества в рамках

СНГ;

Экономический суд, призванный разрешать межгосударственные споры стран —

членов СНГ, возникающие в процессе хозяйственных отношений.

Главным постоянным исполнительным и координирующим органом Содружества

согласно его Уставу должен был стать Координационно-консультативный комитет

(ККК) с местопребыванием в Минске. Однако по решению глав правительств в

1994 г. ККК фактически разделился на два органа: Исполнительный секретариат

(ИС) и Межгосударственный экономический комитет (МЭК). К ИС перешел весь

рабочий аппарат ККК, в то время как МЭК базировался на принципе

коллегиального руководства (каждая страна направляла в МЭК определенное

число своих представителей). В этом комитете проходят обсуждение и

подготовка основной части решений по экономическим вопросам сотрудничества.

Но так как ИС и МЭК не предусматривались в Уставе СНГ, это создавало

некоторую правовую незавершенность организационной структуры Содружества. К

тому же их функции не всегда были достаточно четко разграничены, что

приводит к частому дублированию работы.

В апреле 1999 г. Совет глав государств принял решение о частичной

реорганизации структуры органов СНГ: ККК и МЭК были преобразованы в

экономический совет с некоторой модификацией их функций; расширились

полномочия Исполнительного секретариата.

Помимо уставных главных органов СНГ была создана разветвленная система

органов более низкого уровня — отраслевых и проч. (около 60). Они

занимаются конкретными областями сотрудничества. Численность аппарата всех

этих структур достигла 2,5 тыс. человек, и он превратился в сложный

неповоротливый бюрократический механизм с невысоким коэффициентом полезного

действия.

2.4.3 Перспективы СНГ

По мере того как происходило становление собственной государственности, у

правящих кругов стран — членов СНГ уменьшались опасения, что интеграция

может повлечь за собой подрыв суверенитета. Возможности увеличения

поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-

сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно

исчерпанными. Рост экспорта этих товаров отныне стал возможным в основном

за счет нового строительства и расширения мощностей, что требовало больших

капиталовложений и времени. Потенциал увеличения экспорта готовых изделий

за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности

продукции обрабатывающей промышленности и жесткой конкуренции на мировых

рынках. В то же время резервы расширения торговли между странами — членами

СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое

разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода,

известность изготовляемой продукции, характер общей инженерной подготовки

персонала и т.д. являются основой расширения взаимного обмена. Конечно, эта

продукция по качеству и техническому уровню очень часто ниже той, которая

продается на мировых рынках, да и межреспубликанское разделение труда

далеко не всегда было рациональным, но торговля в рамках СНГ позволяет

поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и

технический уровень продукции было бы легче на базе работающих предприятий,

чем начинать с нуля.

Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной

Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта стран — членов СНГ, повлек

за собой валютные осложнения и дополнительные трудности в функционировании

валютного механизма в этих государствах. Эти процессы усилили поиски

компенсации и защиты от негативных явлений с помощью развития

сотрудничества в рамках СНГ.

Отрицательное воздействие на интеграционные процессы в СНГ оказал

финансовый кризис, начавшийся в России в августе 1998 г. Сильная

девальвация российского рубля и ухудшение функционирования платежного

механизма привели к осложнению внешнеторговых отношений в рамках

Содружества, что особенно затронуло экспорт стран — членов СНГ в Россию. В

наибольшей степени пострадали Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия,

Молдавия. Почти все страны СНГ были вынуждены Девальвировать свои валюты,

хотя и не в такой степени, как Россия; уменьшились их валютные резервы,

усилились валютные ограничения, ослабли позиции рубля как валюты расчетов и

запасов. Тем не менее этот кризис не подорвал объективную

заинтересованность стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем Развитии

взаимных экономических связей.

Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея

«интеграции разных скоростей», т.е. создание союзов между странами с разной

степенью интегрированности и Разными сферами совместной деятельности.

Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и

Белоруссией. Это объясняется высоким уровнем разделения труда и

взаимозависимости. Бедная природными ресурсами Белоруссия получает почти

все сырье и топливо (газ, нефть, прокат черных металлов, апатитовый

концентрат, синтетический каучук, соду и т.д.), а также технологическую

оснастку, многие виды машин и оборудования из России. В свою очередь

Белоруссия, обладающая развитыми машиностроительным и химическим

комплексами, поставляет в Россию пропашные тракторы и карьерные самосвалы

(соответственно 80 и 40% всего российского парка), холодильники, часы,

ткани, мотоциклы, некоторую уникальную продукцию для российского ВПК, в

значительных объемах — продовольствие. Свыше 1/2 всей внешней торговли

страны приходится на Россию. Почти 70% всей российской внешней торговли

проходит через территорию Белоруссии.

В 1996 г. был заключен Договор о союзе Беларуси и России, предусматривающий

широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества

(отмена таможенных пошлин и других препятствий во взаимной торговле,

сближение налогообложения и др.), договор предусматривает признание

дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан при

получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального

обеспечения и т.п. Положительный эффект от реализации этого договора

очевиден: только в 1997 г. товарооборот между Россией и Белоруссией возрос

более чем на 30%, а в 1998 г. — примерно на 20%.

С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия,

Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. В дальнейшем к нему присоединилась

Киргизия. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и

унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Между странами-

участницами были достигнуты договоренности об отмене таможенных пошлин и

прочих, сборов во внешнеторговых операциях. Однако их реализация

столкнулась с серьезными трудностями как технического, так и экономического

характера: потребовался большой объем нормативной работы во всех странах;

при согласовании единого таможенного режима в отношении третьих стран

возникли существенные расхождения в интересах: все участники договора

неоднократно нарушали договоренности о согласовании своих позиций при

определении национального торгового режима по отношению к третьим странам.

Поэтому координация таможенной политики очень часто отсутствовала.

Ликвидация таможенного досмотра на внутренних границах стран — участниц

союза способствовала распространению контрабанды. Условия Таможенного союза

предусматривали постепенную унификацию хозяйственного права, согласование

валютной и денежно-кредитной политики. Объем необходимой работы оказался

очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали,

поэтому результаты оказались меньше планировавшихся.

Таможенный союз в 1996 г. был дополнен «союзом четырех» (Россия, Казахстан,

Киргизия и Белоруссия), который охватывал сотрудничество в национальной и

гуманитарной областях (науке, образовании, культуре и др.). Предполагалось

гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику.

Соглашение имело рамочный характер, на его базе должны были достигаться

договоренности в конкретных областях. Результаты были аналогичными итогам

реализации Таможенного союза.

Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению

Центрально-азиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и

Туркменистаном. Его Целью является координация политики в области экономики

и обороны. Целесообразность создания этого союза определялась стремлением

его участников упрочить свои позиции вовне с помощью координации политики в

областях, где имелись взаимные интересы, и интенсифицировать региональные

отношения, используя территориальную и культурную близость, исторические зи

и разделение труда, сложившееся еще в советские времена

(например, Киргизия и Таджикистан снабжались газом и углем из Узбекистана и

Казахстана, зерно поставлял Казахстан, значительная часть

сельскохозяйственной техники производилась для всего региона в Узбекистане

и т.д.). Все страны были заинтересованы в развитии региональной

транспортной сети.

Идет сближение между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией, в основе

которого лежат общие интересы по созданию транспортного коридора на юге

бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти и газа из

Азербайджана, Туркмении и Казахстана превратилась в одну из ключевых для

экономического развития этих стран. Поддерживаемые Западом и Турцией, они

стремятся диверсифицировать пути транспортировки энергоносителей, в том

числе через Грузию и Украину. В свою очередь последние заинтересованы в

расширении своих доходов за счет транзита (Грузия) и получения

альтернативных источников снабжения энергоносителями (Украина). Пока

сближение между указанными странами еще не приняло сколько-нибудь четких

организационных форм.

Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках

Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное

пространство, но, с другой стороны, означает мини-интеграцию на

постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция

оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция

разных скоростей» может даже способствовать интеграционным процессам в

целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие страны в общую

«ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на

уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой

суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в

выгодности сближения.

За «интеграцией разных скоростей» стоят объективные интересы стран — членов

СНГ в различных областях. По-видимому, позитивные моменты в регионализации

СНГ все же преобладают, и они вполне могут сочетаться с общими

интеграционными процессами, а нередко и стимулировать их.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и интеграционных

процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в

том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих

кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики

третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами.

Но главным фактором будут результаты развития российской экономики и

системных реформ в России — естественного интеграционного ядра СНГ.

Исторический опыт 90-х гг., несомненно, самых трудных в развитии стран —

членов СНГ, показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение

взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками в

советский период, переориентация внешнеэкономических связей на третьи

страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти

изменения были естественной реакцией на несообразности прежнего разделения

труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями

политического развития стран — членов СНГ. Но сейчас эта переориентация

завершается, и начинают все больше проявляться центростремительные

тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно,

усилятся после завершения реформ, восстановления экономики в этих странах.

Заключение.

В заключении можно подвести некоторые итоги:

1. Международная экономическая интеграция — характерная особенность

современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным

инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и

повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран — участниц

интеграционных группировок.

2. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик

соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых

экономических связей между их компаниями.

3. Классические формы международной экономической интеграции:

зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения

Между странами — участницами интеграционного объединения и прежде всего

снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда

наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый

таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении

третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора,

охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ — для

товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда

договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке

дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной

политики, а также вводятся наднациональные институты управления

интеграционным объединением. Дальнейшее развитие и совершенствование форм

международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому

союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное

государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование

центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем

наднациональные институты управления.

4. По ряду объективных, а также субъективных причин именно в Западной

Европе существует насущная потребность в развертывании интеграционных

процессов, которая привела к созданию ЕС.

5. Будучи экономическим, валютным и политическим союзом, ЕС безусловно

является наиболее развитой интеграционной группировкой в мире.

6. Единая валюта ЕС (евро) уже в ближайшие годы может во многом потеснить

доллар США в качестве международного платежно-расчетного средства.

7. Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки на

американском континенте — НАФТА и МЕРКОСУР, возможно, положат начало

всеамериканской зоне свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли».

8. В настоящее время группировка АСЕАН, возросшая по количеству стран-

членов, пытается выйти из экономического кризиса прежде всего путем

структурной перестройки экономики входящих в нее стран.

9. Возрастает роль и число участников другой группировки Азиатско-

Тихоокеанского региона — АТЭС. Однозначно сформулировать пути ее развития

сложно, хотя на встречах в верхах оговаривались конкретные даты торгово-

экономического сотрудничества стран-участниц, например, создания зоны

свободной торговли и снятия барьеров в 15 секторах торгово-экономических

отношений.

10. Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как

сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость,

элементы общего культурно-цивилизационного пространства.

11. Главные препятствия интеграции — опасения в странах — членах СНГ

ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность

строительства новой социально-экономической системы.

12. Организационные рамки интеграционных процессов определяются

разветвленной системой органов Содружества. Помимо этого заключено большое

число соглашений экономического, политического и гуманитарного характера

между отдельными странами — членами СНГ, целью которых является развитие

внутрирегионального сотрудничества («интеграция разных скоростей»).

13. Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто

множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же

время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего

существования.

Список использованной литературы:

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.-

М.:Юристъ,2001.-368 с.

Фомичев В.И. Международная торговля:Учебник; 2-е изд.,перераб. и доп.-М.:

ИНФРА-М, 2000.-446 с.

Мировая экономика:Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова.-М.:Юристъ, 2000.-

734 с.

Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/

Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ,

1997.-128 с.

Краткий внешнеэкономический словарь-справочник.-М.:Международные отношения,

1996

АСЕАН: пути к эффективной интеграции // МЭ и МО, № 4, 1991

Ю. Шишков. НАФТА : истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11. С.

125

Журавская Е.Г. Региональная интеграция в развивающемся мире:немарксистские

теории и реальность ( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 1990.

Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.,

1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.