потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI
в. АТЭС станет стержнем экономического роста мира.
2.2.4 Интеграционные процессы в Южной Америке.
К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской
Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины,
Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и
более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого
континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций,
более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли
стран Латинской Америки.
Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась
отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной
торговле между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в
отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы,
координация политики в области промышленности, сельского хозяйства,
транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.
В январе 1994 г. страны — участницы МЕРКОСУР приняли программу продвижения
к таможенному союзу и наметили срок (до 2000 г.), когда 85% взаимного
внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых тарифных
барьеров. Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривает до 2000 г.
отмену нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров (за
исключением торговли вооружением и боевой техникой, радиоактивными
материалами, драгоценными металлами, предметами национального культурного
достояния).
Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы
управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел;
исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со
штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе
общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное
регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая
политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское
хозяйство и энергетика. Предпринимаются меры по созданию специального
трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами-участницами.
Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах
интеграционной группировки, несмотря на незавершенность становления
таможенного союза. Объем внутри блокового экспорта в 1991-1997 гг.
увеличился почти в четыре Раза, в то время как суммарный экспорт государств
— участников итерационной группировки в третьи страны за этот период возрос
немногим более, чем на 30%. При этом доля внутри блокового экспорта в общем
объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%.
Расширение взаимных внешнеэкономических связей в рамках МЕРКОСУР
распространяется и на иностранные инвестиции из третьих стран. Например,
японская корпорация «Тойота моторз», вложившая в сооружение
автомобилестроительного завода в Аргентине около 100 млн. долл., намерена
выпускать в этой стране 20 тыс. легких грузовиков-пикапов в год. Половину
этих автомобилей намечено вывозить в Бразилию в обмен на комплектующие
изделия, производимые бразильскими предприятиями.
К Если в середине 90-х гг. считалось, что латиноамериканские страны больше
тянутся к блоку НАФТА, то сейчас эта ситуация изменилась. К МЕРКОСУР на
основе соглашения о свободной торговле присоединились Чили и Боливия (как
ассоциированные члены). Продвигаются вперед переговоры о сотрудничестве
между МЕРКОСУР и Андской группой, куда помимо Боливии входят Венесуэла,
Колумбия, Перу, Эквадор. В плане МЕРКОСУР — создание в недалекой
перспективе южноамериканской зоны свободной торговли — САФТА,
простирающейся от Панамского канала до Магелланова пролива.
Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и
противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к
согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к
первоначально намеченному сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также
согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров
из третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90%
общего ВНП стран — членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от
иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей
промышленности — производства компьютеров и телекоммуникационного
оборудования. В частности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за
введение импортных пошлин в торговле с третьими странами на продукцию
электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машиностроения на
уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся
технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за минимальные
пошлины.
Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как
благоприятные. На пути дальнейшего развития странам — участницам этой
группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную
разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных
механизмов с регулирующей ролью государства в условиях специфики
латиноамериканского региона, еще недавно находившегося под властью
авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США.
Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить:
• Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор).
Предусматривается в 1997 г. трансформировать эту организацию в Андскую
систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям импульс к «более
высокой степени интеграции»;
• Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика,
Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли,
предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении
третьих стран;
• КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского
бассейна) — достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд
единых внешних тарифов.
2.2.5 Интеграционное сотрудничество в Африке, в арабских странах.
Рассмотрим деятельность некоторых, наиболее успешно функционирующих (по
африканским меркам) интеграционных группировок.
С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации
Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества
(АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План
постепенного — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть реализован в
течение 34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС являются уже
существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА,
САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется
уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированности
их деятельности. Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего
«самочувствия» субрегиональных африканских группировок, которое пока
оставляет желать лучшего.
В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности
Экономического - сообщества западно-африканских государств (ЭКОВАС),
ставящего своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС
создано в 1975 г., в состав входят 16 государств. В июле 1995 г. в ходе 18-
го саммита ЭКОВАС было объявлено об официальном вступлении в силу
обновленного Договора о Сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.), с
которым ряд государств этого субрегиона связывают надежды на дальнейшую
активизацию сотрудничества и углубление интеграции, в частности, путем
реализации договоренностей о свободном перемещении людей и товаров,
развитии торговли и транспортной сети, создании единого Парламента и
совместного Трибунала, введении к 2006 г. единой валюты. Осуществление
планов Сообщества наталкивается на значительные трудности, обусловленные
различием в уровнях экономического развития государств, их неодинаковыми
подходами к использованию властных и рыночных рычагов для решения
экономических, финансовых, торговых и иных задач. Повышению эффективности
ЭКОВАС в немалой степени препятствуют соперничество между франко- и
англоязычными странами субрегиона и их более тесная, чем в других регионах,
привязанность к бывшим метрополиям, а также внутренние проблемы в Нигерии,
являющейся, по мнению ряда государств, «локомотивом» интеграционных
процессов в Западной Африке.
В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор о
преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной
Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах
которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г.,
сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах.
Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга
Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в
г. Габороне (Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании
двух организаций — в южной и восточной Африке соответственно. Вместе с тем
создание Общего рынка в этом африканском регионе затруднено тем, что между
странами отмечается значительный «дифферанс» в экономическом развитии, не
стабильны политическая обстановка и валютно-финансовая сфера.
Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический региональный
блок, созданный 1 в 1992 г. на базе Конференции по координации развития
стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время в
САДК входят 12 государств. По замыслу учредителей САДК, развитие
сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и разнотемповости
интеграционных процессов как между отдельными странами, так и группами
стран 3 внутри Сообщества. В настоящее время в Сообществе предпринимаются
меры по постепенной унификации подходов к созданию приемлемого для всех
инвестиционного климата, налогового и таможенного законодательства.
Интеграционные процессы на Юге Африки идут весьма нелегко, наталкиваясь на
препятствия объективного и субъективного характера. Даже в этом регионе,
где расположены относительно благополучные страны, между ними сохраняются
серьезные различия в экономическом и социальном развитии, расстановке
внутренних и внешнеполитических приоритетов, на что часто накладываются и
личные амбиции некоторых государственных лидеров. Естественно, характер
субрегионального развития во многом определяется позицией ЮАР, экономически
самой сильной страны в регионе. Не будет ошибкой, если сказать, что
трансформация САДК в действительно крепкую интеграционную группировку
требует определенного времени.
В Центральной Африке в плане экономической интеграции более-менее динамично
развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК), который имеет в
своем составе 6 стран. За 30 лет существования внутрирегиональная торговля
возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе
совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан
Валютный союз Центральной Африки, центральным институтом которого является
Банк государств Центральной Африки. Он выпускает единые для всех участников
платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного
сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд
солидарности.
К проблемам развития данной экономической группировки следует отнести
разный уровень экономического развития стран, однородность и слабую
диверсификацию национальных экономик, неразвитость инфраструктуры,
политическую нестабильность в ряде стран. Это отнюдь не способствует
решению важнейших задач, определенных в Договоре: свобода движения
капиталов (постепенной ликвидацией таможенных барьеров внутри ЮДЕАК к 2000
г.), налаживание промышленной кооперации, создание СП и др. В марте 1994 г.
члены Союза приняли решение о постепенной трансформации ЮДЕАК в
Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т.е. выход на более высокий
уровень интеграции. Впрочем, предстоит решить еще много проблем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|