превышала сумму доходов Бразилии и Мексики вместе взятых за тот же самый
период.
Определенной сенсацией стало опережение в 2000 году Малайзией
Таиланда, которая сумела привлечь 10 млн. туристов, что на 25%
больше, чем в 1999г.
По данным Всемирной туристической организации за 2000 г. в число стран-
лидеров в области иностранного туризма, кроме развитых стран входят:
Мексика, Китай, Гонконг.
Таблица 12
НИС-лидеры в области предоставления туристических услуг [17]
|Страна |Занимаемое место в |Число прибытий |Прирост |
| |мировых турист. услугах |туристов |туристов в |
| | |2000 г. |2000 г. |
| |1990 г|1995 г |2000 г | | |
|Китай |12 |8 |5 |312000 |15,5 |
|Мексика |8 |7 |9 |20000 |5,0 |
|Гонконг, |19 |15 |14 |13100 |15,3 |
|Макао (Китай) | | | | | |
Гонконг в 2000 г. посетили 13 млн. туристов ( на 11 % больше, чем в
1999). Доход от туристического бизнеса составил 6,5 млрд. $.[26]
Развитие туризма дает возможность создания дополнительного количества
рабочих мест, снижает уровень безработицы, формирует благоприятные условия
для привлечения капитала из-за рубежа, положительно сказывается на
развитии индустрии туризма в целом и создает дополнительный валютный доход
странам.
Например, Китай в 1997 г. занял пятое место в мире по числу посетивших
его иностранцев и восьмое - по сумме валютных поступлений от туризма.
Основную долю на международном рынке Китая всегда составляли туристы с
Тайваня, из Гонконга и Аомыня – около 90%визитеров. [18]
Наиболее крупной и динамичной в структуре международной торговли
услугами является развитие коммерческих услуг.
Если сравнить развитие этих услуг в НИС Азии и Латинской Америки, то
можно сделать вывод, что в НИС Азии эти услуги развиваются более
динамично, чем в НИС Латинской Америки.
Так азиатский экспорт коммерческих услуг в 2000 году увеличился на 13%.
Зарегистрировано ускорение его роста у Гонконга и КНР. Среди стран,
сумевших увеличить как импорт, так и экспорт коммерческих услуг более чем
на 10%, следует отметить Китай, Республику Корея, Сингапур, Тайвань,
Мексику.
Таблица 13
Экспорт-импорт коммерческих услуг
|Страны |Млрд.$ |Доля(%) в |Прирост (%) |
| | |сфере услуг | |
|1 | 2 |3 | 4 | 5 |6 |
| |2000 |2000 |1990-2000 |1999 |2000 |
|Экспорт |
|Гонконг |43,3 |3,1 |9 |4 |14 |
|Китай |29,7 |2,1 |18 |-1 |25 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|Республика Корея |29,2 |2,1 |12 |4 |13 |
|Сингапур |26,6 |1,9 |8 |25 |13 |
|Тайвань |20,2 |1,4 |11 |3 |18 |
|Индия |16,4 |1,2 |14 |26 |18 |
|Малайзия |13,5 |0,9 |14 |4 |14 |
|Мексика |13,4 |0,9 |6 |-3 |15 |
|Таиланд |12,9 |0,9 |7 |11 |- |
|Импорт |
|Китай |34,8 |2,5 |24 |16 |14 |
|Республика Корея |33,7 |2,4 |13 |11 |26 |
|Тайвань |25,7 |1,8 |6 |0 |10 |
|Гонконг |24 |1,7 |8 |-1 |3 |
|Сингапур |21,3 |1,5 |10 |8 |13 |
|Мексика |16,4 |1,2 |5 |10 |18 |
|Бразилия |16 |1.1 |9 |14 |17 |
|Малайзия |15,5 |1,1 |11 |13 |6 |
|Таиланд |13,4 |1 |8 |13 |- |
Источник:[21]
Банковские услуги входят в состав коммерческих. Основными видами
банковских операций, проводимых на международном уровне, являются
депозитные и кредитные операции.[30]
Спектр предоставляемых банковских услуг НИС Азии более разнообразен и
исторически сложился раньше, чем в НИС Латинской Америки.
Одним из ведущих финансовых и коммерческих центров в юго-восточной
Азии является Гонконг, который считается третьим в мире финансовым центром
после Нью-Йорка и Лондона. Имеется более 160 лицензированных банков,
причем 128 иностранных банков из 40 стран, в том числе 85 из 100
крупнейших банков мира имеют представительские офисы в Гонконге и еще 225
офисов, имеющих лицензию на прием вкладов. Финансовые компании играют
активную роль в финансировании международной торговли и коммерции. Имеются
отличные возможности по получению разнообразных профессиональных
услуг.[33]
Также Гонконг остается свободным портом со свободным притоком капитала
и свободно конвертируемым гонконгским долларом, который официально
привязан к доллару США. В Гонконге нет валютного контроля.[35]
Кроме Гонконга ведущим международным финансовым центром НИС Азии
является Сингапур. Представители крупнейших международных банков,
финансовых институтов, компаний по управлению инвестициями, бухгалтерских
и юридических фирм в Сингапуре готовы предоставить широкий спектр услуг
оффшорным инвесторам. Имеется превосходная инфраструктура надежных
юридических услуг. В Сингапуре находятся офисы большинства крупных
бухгалтерских фирм. В Сингапуре также отсутствует валютный контроль.[31]
В мире уже давно существуют оффшорные зоны, и так называемые «зоны
свободной торговли». Такие зоны характеризуются более мягким режимом
регулирования, операции проводятся в валюте стран эмитента, отсутствуют
обязательные резервные отчисления.[5] С помощью оффшорных филиалов и
отделений в налоговых гаванях и финансовых центрах можно выплачивать
прибыль без уплаты подоходного налога, принимать участие в международных
соглашениях и помогать своим клиентам в открытии иностранных компаний и
трастов.[34]
Например, правительство Сингапура активно привлекает иностранных
инвесторов путем предоставления значительных налоговых и финансовых льгот,
и именно в Сингапуре не взимают налогов с процентов по вкладам,
выплачиваемых нерезидентам. Это и позволило Сингапуру, стране, где ставки
налогов высоки, стать одним из ведущих банковских центров Азии и центром
азиатского долларового рынка.[31]
НИС Азии и Латинской Америки в последнее время оказывают все больший
спектр банковских услуг и используют для обслуживания клиентов
информационные технологии, электронные деньги.
Так банки Бразилии предоставляют своим клиентам бесплатный доступ в
Интернет, a Бразильский банк Bradesco начал выпуск собственных электронных
денег, которые пока могут обращаться только внутри страны. Когда в начале
2000 г. начались переговоры о создании Глобальной фондовой биржи, среди
потенциальных участников только два принадлежали к формирующимся рынкам —
биржа Сан-Пауло и Мексиканская фондовая биржа.[13]
Кроме Бразилии НИС Латинской Америки на рынке банковских услуг
представлены Аргентиной, в которой существует надежная банковская система,
и наряду с аргентинскими банками действуют такие как City Bank, The First
National Bank of New York, Bank Boston, Bank of Canada, Bank Frances,
Italiano и другие. В повседневном денежном обращении в Аргентине ходят
такие платежных средств как Visa и Master Card и многие другие. [32]
В НИС Азии кроме Сингапура и Гонконга активно развиваются
банковские услуги в Индии, где действует более 30 частных банков. Они
относятся к группе наиболее быстро растущих банков и располагают 13% всех
активов на рынке банковских услуг. У 8 частных банков, основанных в начале
90-х годов, активы росли более чем на 50% в год.
«Citibank» инвестировал в Индии 300 млн. долл. и открыл 15 отделений. В
2001 г. Резервный банк Индии предоставил иностранным банкам лицензии на
открытие 15 отделений. В январе 2002 г. РВИ одобрил открытие двух частных
банков, в одном из которых партнером является голландская банковская
компания «Rabobank».[20]
В последние годы происходит постоянный рост числа банков и
расширяется спектр предоставляемых банковских услуг, что связано с
потребностями мировой экономики. Большее развитие эти услуги получили в
НИС Азии, хотя НИС Латинской Америки занимают определенную долю в данном
виде услуг. Превосходство НИС Азии связано с функционированием оффшорных
зон, предоставлением значительных налоговых и финансовых льгот, в
частности в оффшорных зонах не взимаются налоги с процентов по вкладам,
выплачиваемых нерезидентам. Все это позволило НИС Азии одним из ведущих
регионов мира по предоставлению банковских услуг.
В настоящее время в НИС Азии и Латинской Америки быстрее всего
развиваются компьютерные услуги, формирующие базовые черты новой экономики
и, в конечном счете, определяющие конкурентоспособность стран на мировом
рынке.[30] Сейчас информация является таким же важным фактором
производства, как земля, труд и капитал. Спрос на информационные
технологии, современные компьютеры и офисное оборудование в последние годы
оказывает существенное влияние на динамику и структуру мировой
торговли.[31]
Сравнивая ситуацию в Латинской Америке с азиатскими «тиграми», можно
заметить, что в середине 90-х годов частные фирмы в Южной Корее
финансировали до 85% всех расходов на НИОКР, а в Сингапуре — 60%. И даже
НИС второго поколения - Малайзия, Таиланд, Индонезия - значительно
успешнее, чем Латиноамериканские страны, продвигались в освоении
микроэлектроники и телекоммуникационных технологий. [13]
Одними из лидеров по числу пользователей Internet среди НИС Азии
сейчас являются Республика Корея (15 млн.), а также КНР (17 млн.),
Тайвань, Сингапур, Гонконг; причем в Китае через каждые 6 месяцев
происходит удвоение данного показателя; в то же время значительно отстает
Таиланд. [14]
На Латинскую Америку приходится около 8% населения мира, 3,5%
пользователей Интернета и 1% электронной торговли. [13]
Лидерами по развитию информационных технологий в Латинской Америке
являются Мексика, Аргентина и Бразилия. В период с 1996-2000 гг. число
компьютеров, подключенных к Интернету в Бразилии, выросло с 74 до 663
тыс., а число пользователей приближается к 7-8 млн. человек, то есть
составляет около 4% населения Бразилии. Если же учесть, что более 70%
ресурсов сети активно используют не более 5% бразильцев, то для остальной
части населения показатель «Интернет-пользования» (1,2%) опускается ниже
среднеазиатского уровня (2,1%). [15]
Лидерство по реализации программ расширения доступа в
Интернет в НИС Латинской Америки принадлежит Аргентине, начавшей создание
около тысячи центров телекоммуникаций и переживающей настоящий Интернет-
бум. [13]
В НИС Азии и Латинской Америки наблюдается устойчивый рост
масштабов электронной торговли.
Из новых индустриальных стран Азии наиболее благоприятные перспективы
развития торговли через Internet существуют в Республике Корея, Гонконге и
Сингапуре. В 2000 г. покупки через Интернет южнокорейскими пользователями
составляли 17%. [14]
Электронная торговля в Латинской Америке начинает испытывать острую
конкуренцию со стороны мобильной торговли через 40 млн мобильных
телефонов, половина которых оборудована прямым выходом в Интернет. Многие
мексиканцы продолжают использовать информацию Интернета в качестве
каталога, а затем просто отправляются на улицу и покупают то, что
выбрали.[13]
В 2000 г. объем сделок по продаже товаров конечным
покупателям (В2С) в Латинской Америке составил примерно 580 млн.
долл. против 109 млн. в 1999 году.
Однако в Бразилии пока наблюдается лишь незначительный рост
объемов электронной торговли, хотя она является бесспорным лидером в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|