реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

НИС Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг

реферат

услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового

хозяйства. По данным Мирового Банка, экспорт услуг за 1980-1998 гг. вырос в

3,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год.[12]

1.3 Географическая структура мировой торговли услугами.

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми

отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых

государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют восемь

ведущих стран, на которые приходится свыше половины мирового экспорта и

импорта услуг, при этом на четыре из них - США, Великобританию, Францию и

Германию - около 40%. Для многих компаний из этих стран все большее

значение имеет производство услуг на их зарубежных филиалах.

Таблица 5

Доля стран в мировом экспорте товаров и услуг ( %) [5]

|Страны |Экспорт товаров |Экспорт услуг |

| |1980 г. |1998 г. |1980 г. |1998 г. |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Всего |100 |100 |100 |100 |

|США |11,8 |12,5 |10,5 |18,2 |

|Канада |3,6 |4,0 |2,0 |2,2 |

|Япония |6,7 |6,9 |5,2 |4,7 |

|Германия |10,1 |10,1 |7,1 |6,5 |

|Франция |5,8 |5,6 |11,6 |6,4 |

|Великобритания |5,8 |5,8 |9,4 |7,4 |

|Италия |4,1 |4,5 |5,2 |5,1 |

|Нидерланды |3,9 |3,2 |4,6 |3,9 |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Китай |- |3,4 |- |1,8 |

|Республика Корея |0,9 |2,4 |0,7 |1,8 |

|Мексика |0,9 |2,2 |1,2 |0,9 |

|Индия |0,4 |0,6 |0,8 |0,8 |

|Малайзия |0,7 |1,3 |0,3 |0,8 |

|Таиланд |0,3 |1,0 |0,4 |1,0 |

|Россия |- |1,4 |- |1,0 |

Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг несколько возросла в

2000г. За счет НИС, и их доля в объеме торговли услугами увеличилась с 3% в

1980г. до более 8% в конце 90-х годов.

Основная торговля услугами происходит на рынках развитых стран.

Таблица 6

Распределение экспорта товаров и услуг по группам стран ( в % к

итогу)

|Группы стран |Экспорт товаров |Экспорт услуг |

| |1980 г. |1998 г. |1980 г. |1998 г. |

|Всего |100 |100 |100 |100 |

|С низким уровнем доходов |4,7 |6,4 |3,2 |4,0 |

|Со средним уровнем доходов,| | | | |

|в том числе: |23,3 |18,1 |14,9 |16,4 |

|Ближе к нижней границе |9,2 |6,3 |8,1 |6,5 |

|Ближе к верхней границе |14,1 |11,8 |6,8 |9,9 |

|С высоким уровнем доходов | | | | |

| |72,0 |75,5 |81,9 |79,6 |

Источник :[12]

Основываясь на данных таблицы 6 можно сделать вывод, что в мировой

торговле услугами лидирующие позиции занимают страны с высоким уровнем

доходов, чей удельный вес в экспорте достиг в 1980 г.-81,9%,а в 1998 г.

79.6% . Еще 8-10% приходится на быстрорастущие рынки Восточной Азии и

Тихоокеанского бассейна.

Наименьший показатель удельного веса экспорта услуг в общем объеме

экспорта товаров и услуг был зафиксирован для стран с низким уровнем

доходов -4% в 1998 г.. тогда как в странах со средним уровнем доходов он

составлял 16,4%.

Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг по мере их

экономического развития и притока иностранного капитала повышалась и,

прежде всего, за счет азиатских стран и территорий, включая Китай,

Республику Корею, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Малайзию. Однако даже

достигнутые совокупные показатели для всей группы развивающихся стран

остаются несопоставимыми с масштабами экспорта услуг из развитых

государств.[12]

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во

внешней торговле услугами. Вместе с тем, это не исключает того факта, что

некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например,

Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и

строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным

финансовым центром.[3].

Таблица 7

Структура мирового экспорта услуг

|Страны |Экспорт |Услуги |Поездки |Прочие |

| |( млрд. $) |транспорта |(% к итогу) |( % к итогу) |

| | |( % к итогу) | | |

| | | | | |

|1 | | | | |

| |Млрд |% от |Изменение в % к прошлому |

| |$ |экспорта(импорта) |году |

| | |услуг | |

| |2000 |1990-2000 |1998 |1999 |2000 |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|Латинская Америка |60 |7 |7 |0 |12 |

|Мексика |13 |6 |6 |-3 |15 |

|Азия |304 |9 |-13 |4 |13 |

|Китай(с Гонконгом) |30 |18 |-3 |-1 |25 |

|Гонконг |43 |9 |-6 |4 |14 |

|Индонезия, Р. Корея, |66 |10 |-22 |0 |7 |

|Малайзия, Таиланд, | | | | | |

|Филиппины | | | | | |

|Импорт |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|Латинская Америка |72 |8 |4 |-5 |13 |

|Мексика |16 |5 |7 |10 |18 |

|Азия |359 |7 |-11 |5 |7 |

|Китай (с Гонконгом) |35 |24 |-5 |16 |14 |

|Гонконг |24 |8 |1 |-1 |3 |

|Индонезия, Р. Корея, | | | | | |

|Малайзия, Таиланд, |85 |11 |-25 |4 |15 |

|Филиппины | | | | | |

Источник : [21]

Сфера услуг стран Азии развивается более динамично, чем в странах

Латинской Америки. Так, в 2000 году доход от экспорта услуг и средства,

потраченные на импорт услуг в Азию, превышают аналогичные показатели в

Латинской Америке в 5 и 4,9 раз соответственно. Экспорт услуг в одном

только Гонконге превышает экспорт услуг Мексики в 3,3 , а импорт в 1,5

раза.

Самым первым по времени возникновения считается рынок

транспортных услуг. Связано это с тем, что транспорт является ведущим

связующим звеном во внешней торговле товарами.

Между НИС Латинской Америки и Азии существуют различия в развитии рынка

транспортных услуг. Наиболее развитым видом транспорта в Латинской Америке

является железнодорожный, причем необходимо отметить, что Мексика,

Аргентина и Бразилия относятся к группе стран, обладающих относительно

старой и развитой железнодорожной сетью.

Аргентина и Бразилия входят в “первую десятку” стран по общей

протяженности железных дорог, в Бразилии она составляет 33 тыс. км. Но

большая часть железных дорог служит лишь для перевозок внутри страны.[37]

Исключение составляет Мексика, где большее число железнодорожных путей

связано с промышленно-развитым соседом США, а также на территории

Латинской Америки расположены железнодорожные магистрали, которые соединяют

между собой Аргентину, Уругвай, Парагвай, Бразилию, Боливию.[37]

Следует отметить, что в НИС Латинской Америки исторически железнодорожный

и автомобильный транспорт развивались с учетом вывоза природных ресурсов,

а, следовательно, в большинстве своем они соединяют места добычи полезных

ископаемых с морскими портами, с этим фактором связано и то, что густота

сети железных дорог весьма неравномерна. Наибольшей плотностью

характеризуются восточные прибрежные районы Бразилии и Аргентины, что

связано с обменом портов, причем ряд из них мирового значения.[37]

В Аргентине во внешних перевозках ведущее место занимает морской и

воздушный транспорт. Крупнейший морской и авиапорт Аргентины - Буэнос-

Айрес. Через него осуществляется большая часть внешней торговли, особенно

импорта. [37]

Для НИС Азии характерно более интенсивное развитие морского и

воздушного видов транспорта.

Например, Гонконг – крупнейший в мире морской контейнерный порт, через

который проходит ежегодно в среднем 15 млн. стандартных морских

контейнеров. Грузы обрабатываются непрерывно круглые сутки, работа на всех

этапах автоматизирована.

Новый аэропорт Чек Лап Кок, открытый в 1998 году на острове Лаптау –

крупнейший в Азии и ведущий в мире по объему грузовых перевозок (около 1,7

млн. тонн в год).

В Сингапуре действуют порты воздушного и морского сообщения

свободные от таможенных пошлин и акцизных сборов на многие виды товаров. В

стране находится региональный узловой аэропорт, через который проходят

рейсы более чем 100 мест назначения.[31]

Также, если сравнивать развитие речного рынка транспортных услуг,

то можно сделать вывод, что в НИС Азии этот вид услуг более развит, чем в

НИС Латинской Америки.

Таблица 10

Основные показатели работы речного транспорта отдельных НИС

|Страна |Длина |Объем |Грузооборот, |Средняя |

| |внутренних |перевозок |млрд. т км |дальность |

| |водных путей,|грузов, млн. | |перевозки 1 т|

| |тыс.км |т | |груза, км |

|Китай |109,4 |807,5 |310,0 |383,9 |

|Индия |14,5 |18,0 |1,2 |66,7 |

|Бразилия |43,6 |26,5 |35,5 |134,0 |

Источник : [24]

Протяженность речных путей Китая в 2,5 раза превышает протяженность

Бразильских речных путей, а грузооборот в 8,5 раз.

В настоящее время НИС Азии и Латинской Америки становятся

все более вовлеченными в международный туризм. Для многих из них туризм

стал одним из важнейших источников поступления иностранной валюты.

Таблица 11

Показатели международного туризма (1998 год)

|Страны |Прибытия |Доходы |Прирост доходов по |

| | | |сравнению с 1980г. |

| |тыс чел.|Доля % |млн $ |Доля % | |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|НИС Латинской Америки |

|Мексика |19810 |3,12 |7897 |1,8 |1,5 |

|Бразилия |4818 |0,76 |3678 |0,86 |2,05 |

|НИС Азии |

|Р. Корея |4250 |0,67 |5890 |1,34 |15,96 |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|Малайзия |5551 |0,87 |2456 |0,56 |9,3 |

|Таиланд |7843 |1,24 |5934 |1,35 |6,8 |

|Китай |25073 |3,95 |12602 |2,86 |20,42 |

|Мир в целом |634659 |100 |439969 |100 |4,4 |

Источник :[12]

В 2000 г. рост туристического бизнеса наблюдался в первую очередь в

НИС Азии. Традиционным лидером по привлечению туристов остается Китай. Из

данных таблицы видно, что сумма доходов от туризма в Китае за 1998

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.