Востока и Северной Америки – 3 млн. человек. На труде иммигрантов держатся
целые отрасли промышленности: во Франции ј занятых в строительстве и 1/3 в
автомобилестроении – иммигранты, в Бельгии половина всех горняков –
иммигранты, в Швейцарии 40% строительных рабочих – иммигранты). Наиболее
алтивная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с
конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея
заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного
из факторов производства, оказывает на темпы экономического роста, ее
причиной являются межстрановые различия в оплате труда. Сторонники
неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает
и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграции
приводит к росту благосостаяния принимающей страны, причем экономическое
развитие государства, из которого происходит эмиграция, остается прежним
или, во всяком случае, не ухудшается.
Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции
экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если
эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко
обсуждалась идея введения налога на “утечку мозгов”, доходы от которого
предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды
развития. В последние годы акцент в анализе миграции сместился на
исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора
экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий
потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках
этой группы моделей международная миграция является одним из объяснений
различий в темпах экономического роста между странами.
Экономические эффекты миграции.
Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по
экономическим, так и по внешнеэкономическим причинам. В число последних
включаются политические и религиозные причины, объединение и распад
государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины
личного характера. Каждая из этих и многие другие неэкономические причины
способны привести и приводят к крупным межгосударственным перемещения
рабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что и
международная миграция рабочей силы, по экономическим причинам, под
которыми понимаются главным образом межстрановые различия в оплате труда.
2. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ – ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШИНИЙ.
Проблема международной трудовой миграции в настоящее время существует
в двух аспектах: во-первых, миграция рабочей силы из развивающихся стран в
развитые; во-вторых, миграция между развитыми странами. Резервуаром
международной миграции первого типа в значительной мере остается
классическое «аграрное перенаселение» в РС. Это находит свое наглядное
проявление, например, в миграции крестьян и полупролетариатов из
пограничных штатов Мексики в США, из ассоциированных членов ЕЭС в эти
страны. Дело, однако, не исчерпывается избыточным крестьянским или полу
крестьянским населением. Огромные масштабы приобрела миграция из
развивающихся стран специалистов высшей квалификации («утечка умов»). Этот
фактор серьезно обескровливает развивающиеся страны и одновременно
подпитывает развитые государства в части экономики огромных объемов
средств, объективно необходимым для обеспечения специалистами новых
направлений индустриального развития. В 70-80-е годы удельный вес
иностранцев среди инженеров в США составил более 10%, врачей – более 20%.
В середине XIX века было отмечено самое значительное явление в
истории современной миграции населения. В 40-е годы XIX столетия произошел
взрыв эмиграции из Ирландии в США.
Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-е годы.
После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей
силы в США. Во-первых, это устойчивый поток высококвалифицированных
специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки
беженцев из Венгрии (1956 г.), Вьетнама (1974-1975 гг.), а также с Кубы
(1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв
рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.
В Европе после 2-й мировой войны, в особенности с начала 60-х годов,
также отмечены достатсчно интенсивные процессы миграции рабочей силы.
Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно
использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы.
Можно выделить 5 направлений международной миграции рабочей силы:
1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;
2) миграция в рамках промышленно развитых стран;
3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;
4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в
промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в
промышленно развитые);
5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из
промышленно развитых в развивающиеся страны.
Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из
развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных
служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный
производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь.
Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве,
1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтерев,
в Швейцарии – 40% строительных рабочих.
Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках
промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими
факторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно развитых стран
характерно такое явление как “утечка умов”. Например из Европы в США.
Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках
стран ЕС. В ЕС принята “Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС”
(подписанная 9 декабря 1989 г.).
В разделе I “Хартии” записано: 1) “Каждый работник ЕЭС должен иметь
право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам
и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной
безопасностью и здоровьем”; 2) “свобода перемещения должна давать право
каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе
принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и
социальной защиты в принимающей стране”.
В “Хартии” декларируется, что строительство единого экономического
пространства подкрепляется ее социальным обеспечением.
По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободного
перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные
кадры, инженеры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах.
Низкоквалифицированные работники окажуться менее мобильными.
Результатом миграции рабочей силы внутри ЕС может стать ее демпинг.
Так, португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во
Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных
стандартов.
В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися
странами. Главным образом это миграция между новыми индустриальными
странами и странами арабских эмигрантов, странами-членами ОПЕК, с одной
стороны, и иными развивающимися странами – с другой. Так, например, в
послевоенные годы (60-80-е годы) особенно был заметен приток рабочей силы в
Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юговосточной Азии. Активно
импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудавской Аравии,
например, было занято до 1 млн. человек рабочих из Йемена.
Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в
развивающиеся страны. В основном – это сравнительно небольшой поток
квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся
страны.
Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших
социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР
импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С
возникновением Российского государства к числу этих стран добавились
рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в Росси
трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы из
Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России.
По некоторым оценкам российских специалистов, существует “опасность
колонизации” российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным
соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москве
работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты
составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта.
В середине 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию
из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларусии, Молдовы. Причины этой
миграции чисто экономические – рабочие из этих стран едут на заработки.
Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина – 32% от общей
численности работающих иностранцев, Турции – 22%, СФРЮ – 8%, Молдова – 4%,
Беларусь – 3%.
Одна из самых главных причин использование иностранной рабочей силы
из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах – ее экономическая
выгодность. Прежде всего – низкие транспортные расходы на доставку рабочей
силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в
случае маятниковой миграции.
Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в области
импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 года,
связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить
из-за “прозрачности” российских границ со странами СНГ и либерального
иммграционного законодательства.
Помимо миграции рабочей силы существует проблема беженцев и
вынужденных переселенцев. По оценкам экспертов ООН, 7 млн. человек в
республиках бывшего СССР покинули за 4года (с 1991 – 1995 гг.) места своего
постоянного проживания. В России, по различным оценкам, находятся от 500 до
700 тыс. беженцев из дальнего зарубежья. Многие из них находятся на
территории России незаконно, а количкство беженцев и вынужденных
переселенцев из стран СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн.
человек. В странах СНГ проживает около 25 млн. русских. При неблагоприятной
экономической и политической конъюнктуре в этих странах многие из них также
могут оказаться в числе мигрантов.
Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны,
импортирующие и экспортирующие рабочую силу?
Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие
преимущества:
. повышается конкурентоспособность производимых страной товаров
вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более
низкой ценой иностранной рабочей силы;
. иностранные рабочие, предъявляя доплнительный спрос на товары и
услуги, стимулируют рост произвобства и дополнительную занятость в
стране пребывания;
. при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна
экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;
. иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный
амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут
быть уволены;
. иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются
при реализации разного рода социальных программ.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран,
страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных
появляются в семьях переселенцев. В Швейцарии – 24%, а в Люксембурге –
почти 38%. Вместе с тем, хотя замедляется общий темп старения населения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|