реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Интеграция России в систему ГАТТ/ВТО

реферат

участниками “уругвайского” раунда. (Однако, в равной степени России

придется принять на себя все обязательства, согласованные в рамках

многосторонних переговоров.) Она получит право экспорта своей продукции и

услуг на рынки стран ВТО при размере пошлин и уровне обязательств,

согласованных на “уругвайском” и предыдущих раундах ГАТТ. Это включает в

себя тарифные ограничения, которые будут распространяться почти на 100%

российского экспорта промышленных товаров в развитые страны, причем почти

половина этих товаров должна подлежать беспошлинному ввозу.[24] Россия

получит доступ к единственному многостороннему форуму по торговле, а также

получит право пользоваться возможностями ВТО для разрешения торговых споров

в случае, если ее права будут нарушены другими странами-членами ВТО.

Дополнительная юридическая безопасность, получаемая российским экспортом

при условии членства России в ВТО, вероятно, будет способствовать

укреплению делового доверия к экспортному сектору, а также увеличит

перспективу на увеличение иностранного инвестирования.

Другие преимущества, может быть, менее заметны, но также важны. Для

России, как и для других стран переходной экономики, укрепленный,

основанный на согласованных принципах порядок торговли не только

предоставляет больше возможностей для торговли и больше предсказуемости, но

и дает своего рода “путеводную звезду”[25] экономическим реформам,

направленным на свободный рынок. Продвижение в сторону полного участия в

международной системе торговли делает торговый режим страны и внутреннюю

экономическую политику более сопоставимыми с другими странами мира и

помогает убедиться в том, что реформы продвигаются в нужном направлении.

Кроме того, надежная юридическая система ВТО жизненно важна для стран

переходного периода, которые принимают участие или хотят принимать участие

в процессах региональной интеграции, так как членство в многосторонней

торговой системе укрепляет их позиции на переговорах с региональными

группами и четко закрепляет их в рамках правил, принятых обеими сторонами.

Наконец, ВТО также предоставляет возможность укрепления глобального

взаимодействия при разработке экономической политики. ВТО обладает особым

мандатом на развитие сотрудничества с МВФ и Всемирным Банком для достижения

этой цели. В свете сотрудничества России с этими международными финансовыми

структурами она только выиграет от укрепления взаимодополняемости между их

работой и деятельностью многосторонней системы торговли.

3.2. Процесс вступления России в ГАТТ/ВТО.

В основополагающих документах Генерального соглашения по тарифам и

торговле не содержится отказа во вступлении в эту организацию любой стране

мирового сообщества. Статья XXXIII Соглашения гласит: “Правительство, не

участвующее в этом Соглашении, или правительство действующее от имени

отдельной таможенной территории, обладающей полной автономией в ведении

своих внешних коммерческих связей или других дел, предусмотренных этим

соглашением, может вступить в это соглашение от своего имени или от имени

той территории на условиях, которые будут согласованы между таким

правительством и Договаривающимися Сторонами”.[26] Причем решение о

вступлении может быть принято большинством в две трети стран-участниц

Соглашения.

Сама процедура вступления в ГАТТ состоит из нескольких общих моментов:

1. После получения заявления на имя Генерального директора ГАТТ Совет

представителей образует рабочую группу для изучения заявления на базе

основных документов, представленных правительством страны-заявительницы,

включая, в частности, описание режима внешней торговли, доказательства

соответствия внешнеторговой политики и законодательства страны принципам

и нормам Генерального соглашения: “Меморандум о внешнеторговом режиме”.

2. Правительство страны, желающей стать участницей ГАТТ, отвечает на

полученные от государств-членов вопросы, касающиеся не только

внешнеторгового режима, но и большинства аспектов экономической жизни -

макроэкономической политики, финансовой и кредитной систем, механизма

налогообложения.

3. Рабочая группа, изучив все вопросы, представляет в Совет доклад с

рекомендациями и, возможно, проект протокола о присоединении страны-

заявительницы.

4. Страны-члены ГАТТ обсуждают доклад или проект протокола, на основании

которого на своей очередной сессии выносят решение. В правовом плане

протокол о присоединении может рассматриваться как своеобразное

соглашение между вступающей страной и государствами-участниками

Соглашения.

По подобной схеме развивались взаимоотношения России с ГАТТ. СССР в 1986

году заявил о своем намерении присоединиться к ГАТТ. В 1990 году СССР

получает в ГАТТ статус наблюдателя.[27] Практика установила, что страны

наблюдатели могут присутствовать на сессиях ГАТТ, а при определенных

условиях - на заседаниях органов ГАТТ. Они могут делать заявления и

участвовать в дискуссии. Правительства стран-наблюдателей на регулярной

основе получают основные документы и материалы ГАТТ. Положения Генерального

соглашения, однако, не распространяются на страны-наблюдатели, и они не

несут каких-либо обязательств перед договаривающимися сторонами.

Советскому Союзу получил статус наблюдателя для участия на регулярной

основе в ежегодных сессиях договаривающихся сторон ГАТТ, в сессиях Совета

ГАТТ и в сессиях других открытых органов ГАТТ. Россия, как правопреемница

СССР, наряду с 16 государствами нечленами ГАТТ и 28 международными

организациями обладает этим статусом. Статус наблюдателя при Совете ГАТТ

дает право участвовать в работе всех прочих незакрытых органов ГАТТ,

исключая Комитеты по бюджету, финансовым и административным вопросам, а

также комитеты и советы, созданные в итоге “токийского” раунда

многосторонних торговых переговоров.

В середине июня 1993г. Совет Генерального соглашения по тарифам и

торговле (ГАТТ) рассмотрел заявление со стороны России о присоединении к

этому соглашению. При полном согласии всех стран-членов Совета было решено

принять заявление России и учредить рабочую группу Совета для разработки

условий присоединения России к ГАТТ/ВТО. Меморандум о внешнеторговом режиме

Российской Федерации, переданный в марте 1994 года, затрагивает

традиционную проблематику ГАТТ по торговле промышленными товарами, а также

вопросы повестки дня “уругвайского” раунда многосторонних торговых

переговоров. Следовательно, России необходимо дополнить меморандум и

предоставить членам ВТО отсутствующую в нем информацию в отношении торговых

аспектов использования прав интеллектуальной собственности, связанных с

Генеральным соглашением вопросов, касающихся торговли услугами и других

“новых сфер”.

В соответствии с установившейся практикой в ответ на этот меморандум

члены ВТО передали вопросы правительству Российской Федерации. Всего их

насчитывается около четырехсот.[28] Ожидается, что в ближайшее время Россия

полностью ответит на все вопросы и переговоры по присоединению к ВТО смогут

подвигаться дальше.

Вопросы касаются каждого элемента режима внешней торговли, включая

вопрос эксклюзивной или общей юрисдикции центральных или местных органов

власти в вопросах торговли, а также роли различных министерств и других

государственных ведомств в вопросах торговли.

Что более важно, вопросы касаются намерений правительства Российской

Федерации в области экономической реформы, включая ситуацию с балансом

платежей и структуру внешнего долга. Отдельные вопросы относятся к

демонополизации экономики, ограничениям на внешнеторговые операции,

приватизации государственных предприятий и многому другому.

Вопросы о системе валютно-финансовых отношений, мерах по достижению

конвертируемости рубля и о бюджетных выкладках дают четкий сигнал о том,

что члены ВТО хотели бы, чтобы процессы экономической трансформации и

реформы были доведены до конца.

Конечно же, множество вопросов посвящено тарифам, таможенному режиму и

намерениям правительства твердо следовать процессам либерализации торговли,

включая ликвидацию нетарифных мер применительно как к импорту, так и

экспорту товаров.

Другие вопросы касаются отношений Российской Федерации с другими

странами СНГ, выполнения Россией положений Соглашения по интеллектуальной

собственности, равно как и политики в области сферы обслуживания.

На первый взгляд этот список может испугать, но лучше подойти к его

рассмотрению с ясным пониманием того, что требуется для ответов на эти

вопросы. Кроме того, важно подчеркнуть, что “ВТО и ее члены готовы помочь

странам, подающим заявки, соответствовать необходимым требованиям. В рамках

возможностей ВТО техническое содействие странам, подавшим заявки, имеет

приоритетное значение.”[29] Это могут быть курсы обучения или семинары в

данном государстве или предоставление экспертной помощи в области

проведения торговой политики, соответствующей принципам ВТО. Программа

подготовки дает возможность государственным служащим проходить в ВТО курс

интенсивного обучения. Российские государственные служащие уже принимали

участие в подобных курсах, последние из которых оплачивались Соединенными

Штатами.

Таким образом, путь России в ГАТТ/ВТО связан с длительным и нелегким

процессом разработки условий участия России в мировой торговле. Прежде

всего, следует отметить, что система ГАТТ/ВТО создавалась десятилетиями.

Сейчас это огромная, разветвленная структура, к которой отдельные страны

приспосабливались последовательно и постепенно. Перед Россией же стоит

задача внедрения всей совокупности системы ГАТТ/ВТО в течение короткого

промежутка в несколько лет.

3.3. Проблемы вступления России в ГАТТ/ВТО.

Как уже отмечалось, при вступлении в систему ГАТТ/ВТО Россия получит не

только права, защищающие ее экспорт, но и возьмет на себя соответствующие

обязательства в области импортной политики.

Эти обязательства, несомненно, повлекут за собой необходимость изменения

существующей торговой политики, а следовательно, увеличат необходимость

продолжения перестройки российской экономики. России придется пересмотреть

таможенные тарифы с тем, чтобы приблизить их к уровню, который сложился в

ГАТТ в итоге восьми раундов переговоров об их снижении, привести в

соответствие с мировыми нормами торговое законодательство. Кроме того,

партнеры по переговорам будут добиваться от России максимума уступок.

Предстоит жесткий торг на техническом уровне экспертов, которые на

переговорах будут представлять важнейшие экономические интересы своих

стран.

В действительности необходимые корректировки импортной политики могут

также оказаться полезными. Зачастую бывает трудно с политической точки

зрения проводить линию, которая заставляла бы предприятия сталкиваться с

иностранной конкуренцией, модернизировать и перестраивать производство в

направлениях, где они имеют всемирное конкурентное преимущество. Это

относится ко всем странам, независимо от экономической системы и процедуры

принятия решений. “При разработке торговой политики голоса, выступающие

против изменений, чаще звучат громче, нежели голоса поддерживающие

изменения, необходимые для развития экономики.”[30] Ведение национальной

торговой политики в рамках принципов ВТО помогает правительствам поправлять

этот дисбаланс давления с разных сторон, отражающийся на разработке

торговой политики, а также вести торговую политику, служащую долгосрочным

интересам социального и экономического развития, а не краткосрочным

секторальным интересам.

Итак, членство в ВТО - это не просто вступление в клуб избранных, а,

скорее, принятие обязательств, построенных на взаимной основе. Рассмотрим

основные проблемы внешнеторгового режима России в контексте требований,

предъявляемых к ней в связи с вступлением в ВТО.

3.3.1. Участие государства во внешнеторговой деятельности.

Основные институциональные изменения в этой сфере произошли в ноябре

1991 года, когда принятым законом была упразднена официальная

государственная монополия на внешнеторговую деятельность. Российские

экспортеры и импортеры получили возможность самим выбирать внешнеторговых

партнеров. Непосредственное участие государства во внешней торговле было

значительно сокращено: с упразднением государственных заказов обязательства

по межправительственным торговым соглашениям взяли на себя торговые агенты,

в частности “Русконтракт”.

Однако, вовлеченность государства во внешнеторговую деятельность в

разных формах остается на достаточно высоком уровне. Так, двусторонние

межправительственные соглашения, заключенные Россией со странами СНГ,

сохраняют признаки государственного контроля за внешней торговлей.

Большинство этих соглашений, имеющих сходную структуру, определяет объем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.