политики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав МТО включал в
себя детально разработанные положения о конференциях МТО, исполнительном
органе, комиссиях, Генеральном директоре и об оплачиваемом персонале. Кроме
того Устав предусматривал продуманную процедуру разрешения споров. Что же
касается Генерального Соглашения, то оно не обладало тогда учредительными
положениями ни в отношении постоянных органов, ни в отношении
урегулирования разногласий.
Но когда стало ясно, что усилия по созданию МТО не увенчаются успехом
(что и подтвердилось отказом США в 1950 ратифицировать Гаванскую хартию), в
рамках ГАТТ были созданы практически все предусмотренные Уставом органы и
разработан механизм разрешения споров.
Высшим органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сторон.
Собирались Сессии, как, правило, ежегодно, каждая страна-участница имела на
них один голос, однако решения обычно принимались на основе консенсуса, а
не путем голосования. Первая Сессия была созвана в марте 1948 года
Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем же, с 1949 года, право созывать
Сессии, руководить их работой получил Председатель (Ответственный
Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-
участницами.[4]
Сессия Договаривающихся Сторон осуществляет нормотворческие функции.
Высший орган ГАТТ обладает исключительной компетенцией давать авторитетные
толкования положений Соглашения. В компетенцию этого органа входит также
предоставление странам-участницам права “временно и в исключительных
случаях” приостанавливать то или иное обязательство по Генеральному
Соглашению. Сессия Договаривающихся Сторон обладают исключительными
полномочиями выносить решения о проблемах, возникающих между странами-
участницами, о соответствии их торговой политики нормам ГАТТ. В сферу
компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждение бюджета ГАТТ.
В 1954 году была окончательно оформлена и преобразована в Секретариат
Временная Комиссия МТО, действовавшая с марта 1948 года и осуществлявшая
организационно-техническое обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий в
первые годы из трех-четырех специалистов Секретариат со временем
превратился в крупный орган, имеющий структурные подразделения
(юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). На
секретариат была возложена подготовительная работа, распространение среди
стран-участниц всей необходимой информации, изучение и прогнозирование
экономического развития и торговой политики стран-участниц.
В 1951 году был создан Межсессионный Комитет, в функции которого входило
обсуждение и составление повестки дня Сессии, рассмотрение срочных и
непредвиденных вопросов, проведение консультаций по платежно-балансовым
проблемам. В связи с растущей нагрузкой в 1958 году третья функция
Межсессионного Комитета была передана специально созданному Комитету по
платежному балансу. Однако, несмотря на существование Межсессионного
Комитета, определенный межсессионный “вакуум” в ГАТТ в тот период еще
сохранялся. Поэтому, в соответствии с решением Договаривающихся Сторон от 4
июня 1960 года, вместо Межсессионного Комитета был создан Совет
Представителей ГАТТ.
Совет стал оперативно-представительным органом, который собирался около
девяти раз в год в период между Сессиями для решения неотложных задач и
выполнения всей текущей работы. Совет состоял из представителей всех стран-
участниц Соглашения, а его председатель избирался на 1 год на Сессии
Договаривающихся Сторон. Среди полномочий Совета следует выделить
следующие: определение состава повестки дня для Сессии Договаривающихся
Сторон, учреждение вспомогательных органов и определение условий их
деятельности, наблюдение и контроль за работой различных комитетов, групп и
других вспомогательных органов.
С самого начала деятельности ГАТТ получила распространение практика
формирования временных рабочих групп в составе нескольких человек для
изучения конкретных проблем и подготовки соответствующих докладов. Кроме
того, для углубленного рассмотрения важных вопросов и обычно на постоянной
основе создавались специальные комитеты. В большинстве случаев членство в
них открыто для всех Договаривающихся Сторон. Следует упомянуть некоторые
из них, действующие на постоянной основе: Комитет по торговым ограничениям,
Комитет по торговым уступкам, Бюджетный комитет. С введением в ГАТТ Раздела
IV был также учрежден комитет “Торговля и развитие”. Комитеты по торговым
переговорам создавались временно для наблюдения за ходом многосторонних
торговых переговоров.
Особое значение имеет жюри экспертов, также входящее в организационную
структуру ГАТТ, основная задача которого - осуществление профессионального
наблюдения за процессом разрешения споров в ГАТТ.
В 1965 году вместо существовавшей до этого должности Ответственного
Секретаря была учреждена новая должность Генерального Директора ГАТТ.
Генеральный директор стоит во главе Секретариата и руководит работой этого
органа. Он является главным должностным лицом, назначаемым
Договаривающимися Сторонами, выступает своеобразным арбитром в спорах меду
сторонами, в случае неуспешных переговоров по мирному урегулированию
возникших споров.
Таким образом, Генеральное соглашение по торговле и тарифам, являясь
многосторонним межправительственным договором, как международно-правовой
инструмент включает первоначальный текст Соглашения вместе с приложениями и
списками тарифных уступок; многочисленные протоколы и решения
договаривающихся сторон, изменяющие, дополняющие и уточняющие
первоначальный текст Соглашения; кроме того, ряд соглашений, появившихся в
1979 году в итоге многосторонних торговых переговоров “токийского” раунда,
интерпретируют его отдельные статьи, распространяют действие положений ГАТТ
на новые области или конкретизируют их. Большую роль в развитии правовой
системы ГАТТ играет практика прецедентов.
Наконец, следует отметить одну из важнейших тенденций развития ГАТТ - ее
институционализацию, создание разветвленной сети постоянных органов, что в
значительной мере способствовало превращению ГАТТ, несмотря на
первоначально временный статус, в действенный многосторонний механизм
регулирования международной торговли.
1.2. Основные принципы ГАТТ.
Исходной посылкой, на которой строится договорная система ГАТТ, является
стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать
экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки,
предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках
и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической
сферы.[5] Достижение этих целей обеспечивается соблюдением ряда принципов и
норм, лежащих в основе Генерального соглашения:
- недискриминация в торговле, которая обеспечивается взаимным
предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в
отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними
таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного
подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов
и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
- использование преимущественно тарифных средств защиты национального
рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер;
- прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически
проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их
юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;
- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
- разрешение торговых споров путем проведения консультаций и
переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем
рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения
которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.
Остановимся кратко на некоторых статьях ГАТТ, в которых закреплены
изложенные выше принципы, а также другие основополагающие положения.
Режим наибольшего благоприятствования. Статья I ГАТТ, носящая во многом
ключевой характер в Соглашении, провозглашает, что страны-участницы должны
предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования. Это
положение распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые
операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным
операциям. Режим наибольшего благоприятствования действует также в
отношении таможенных пошлин и любых сборов, взимаемых в связи с
внешнеторговыми операциями, а также всех правил и формальностей, с ними
связанных. Кроме того, положение о режиме наибольшего благоприятствования
(вместе с национальным режимом) распространяется на внутренние налоги и
сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу
товаров на внутренних территориях стран-участниц.
Режим наибольшего благоприятствования, сформулированный в Статье I,
носит безусловный характер, и страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять
эту статью в ее полном объеме: “В отношении таможенных пошлин и сборов
всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на
перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении
метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил
регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое
преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия законов,
предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару,
происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой
страны, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару,
происходящему из всех других стран-участниц, или предназначенному для всех
других стран-участниц”.[6]
ГАТТ содержит ряд исключений из режима наибольшего благоприятствования.
Крупнейшее из них - это разрешение создавать зоны свободной торговли и
таможенные союзы, не распространяя льготы, предоставляемые а рамках этих
образований, на неучаствующие страны. Другое важное положение - это
разрешение развивающимся странам пользоваться на постоянной основе в виде
исключения из принципа наибольшего благоприятствования четырьмя категориями
торговых льгот (тарифные преференции по общей системе преференций; тарифные
преференции, действующие в отношениях между развивающимися странами; более
льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений,
заключенных в ходе “токийского” раунда; специальный режим в отношении
наименее развитых стран).
Национальный режим. Принцип национального режима сформулирован в Статье
III ГАТТ, которая устанавливают равные условия конкуренции импортных и
национальных товаров, требуя от стран-участниц предоставления товарам
иностранного происхождения того же режима, что и национальным товарам в
области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных
законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно
подробно в этой статье регламентируется использование в торгово-
политических целях внутренних налогов и сборов. Трактовка и развитие целого
ряда положений, касающихся национального режима, содержится в протоколах о
присоединении к ГАТТ и в Соглашении о режиме государственных закупок,
появившемся в итоге ”токийского” раунда.
Таможенно-тарифное регулирование. При создании ГАТТ предполагалось, что
основным, а в перспективе единственным инструментом регулирования экспорта
и импорта стран-участниц будут таможенно-тарифные средства (хотя на
практике это еще не всегда так). Статья XI ГАТТ оговаривает, что “ни одна
из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с
территории другой страны-участницы или на ввоз или продажу для экспорта
любого товара, предназначаемого для территории другой страны-участницы,
никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или
экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или
других сборов”[7].
ГАТТ содержит ряд положений, регулирующих на многосторонней основе
таможенно-тарифную политику. В Соглашении прежде всего говорится о
намерении стран, подписавших его, добиваться путем переговоров снижения
таможенных пошлин и других ограничений в международной торговле. Статья I
Соглашения устанавливает, что в отношении таможенных пошлин и формальностей
страны-участницы будут применять режим наибольшего благоприятствования.
Статья II в общей форме говорит о том, что страны-участницы должны
согласовывать списки тарифных уступок.
Правила проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также
процедура подготовки и изменения списков тарифных уступок определяются
статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство присоединятся к ГАТТ,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|