республики – во многом определялась тем положением, в котором оказалась не
только послевоенная Германия, но и весь мир в целом. Буря мировой войны
смела выстроенные в течение длительного времени дипломатические связи,
разрушила налаженные межгосударственные контакты, усугубила в ещё большей
степени существующие различия между странами. Германия была поставлена в
условия изоляционизма, согласно которым её политическая слабость
проявлялась наиболее ярко. Однако это был не единственный фактор, влияющий
на построение нового дипломатического стиля и курса немецкого государства.
Внутриполитические противоречия и динамичная смена политических сил на
арене власти заставляли лавировать и изгибаться дипломатические круги
Германии. Внешняя политика Германии естественным образом отражала цели и
задачи экономической, а чаще всего одновременно и политической элиты. Новые
условия и новые инструменты внешней политики, обусловленные сменой формы
государственной организации Германии, сделали немецкую дипломатию
многогранным и сложным явлением международных отношений. Её цели были
полностью подчинены желанию, найти точку опоры (дипломатического партнера)
для осуществления планомерной реконструкции всех сфер жизни государства, а
в большей степени – восстановления экономического потенциала и
международного равноправия. Именно с этой целью, пока ещё заочно, но
наиболее явственно Германия определяла для всестороннего сотрудничества
Советскую Россию.
§2. Версальский мир, как условие политического сближения Германии и
Советской России.
Заключение мира не способствовало стабилизации положения в Германии.
Версальский мирный договор обернулся для Германии камнем преткновения не
только в её внутриполитическом развитии, но и условием её
внешнеполитической изоляции. Германия, как страна, потерпевшая поражение в
войне, переживала крайне тяжёлую социально-экономическую ситуацию.
Необходимость выплаты репараций, недостаток финансовых средств, потеря
важных сырьевых районов, а так же колониальных владений вели к
экономической нестабильности. 10 января 1920 года вступил в силу
грабительский Версальский договор. Победившая Антанта заставила Германию
подписать такой мир, который поставил её «в условия материальной
невозможности экономического существования, в условия полного бесправия и
унижения»[12].
У. Черчилль в мемуарах по поводу Версальского договора писал:
«Экономические статьи договора были злобны и глупы до такой степени, что
становились явно бессмысленными…В этом диктате нашли своё отражение гнев
держав-победительниц, а так же вера их народов, что побеждённую страну или
какое-либо сообщество людей можно обложить такой данью, которая способна
возместить стоимость современной войны»[13].
Тяжёлые условия мира осложнили жизнь не только немецким трудящимся, в
основном за счёт которых промышленники черпали средства для отчисления по
статьям мирного договора, но и тем, кто являлся хозяевами экономической
сферы Германии. Кризисные явления немецкой экономики были порождены
положением, в которое были поставлены немецкие владельцы капитала:
отчуждение сырьевых районов, территорий богатых полезными ископаемыми,
уменьшение посевных площадей, сокращение трудовых ресурсов, нарушение ранее
сложившихся экономических связей. Данные обстоятельства доказывают статьи,
касавшиеся пограничных зон Германии, и её колониальных владений.
На западе Германия должна была вернуть Франции две французские области
- Эльзас и восточную часть Лотарингии, отторгнутые у Франции после франко-
прусской войны 1871 г. Кроме того, Париж настаивал на передаче под
французский контроль богатой полезными ископаемыми Саарской области,
несмотря на то, что этнически большинство населения Саара состояло из
немцев. Из-за сопротивления делегации США, поддержанной британскими
представителями, французские требования были отклонены, и Саарская область
была передана под контроль Лиги наций на 15 лет с условием проведения в ней
в будущем плебисцита с целью окончательного решения вопроса о ее
государственной принадлежности. Весьма острая полемика развернулась и
вокруг Рейнской зоны. Этот процветающий промышленно развитый район между
Рейном и границами Франции и Бельгии был экономически тесно связан с
центром немецкой военной промышленности в Руре. Франция требовала отделения
Рейнской области от Германии и установления там франкофильского
правительства. США и Великобритания не поддержали этот вариант. В итоге
было принято компромиссное решение. Левый берег Рейна и 50 - километровая
зона вдоль правого его берега объявлялись демилитаризованной зоной, и там
союзники (в основном силами французских оккупационных войск) вводили режим
временной оккупации сроком на 15 лет[14]. Оккупация Рейнской области
вызывала негативную реакцию в Германии и стала питательной средой для
антифранцузских, реваншистских да еще и расистских настроений (во
французский оккупационный контингент были включены черные солдаты из
африканских колоний Франции) в германском обществе. Кроме того, Бельгия
получила от Германии округи Эйпен и Мальмеди, а так же так называемые
нейтральную и прусскую части территории Морене, населенные валлонами.
Плебисцит 1920 г. окончательно узаконил это решение. Дания получила от
Германии северную часть Шлезвига, со смешанным датско-немецким населением
после проведения предусмотренного Версальским договором референдума в 1920
г. Кроме того Германия лишилась части Восточной Пруссии и провинции Позен,
из которых был сформирован так называемый Польский (Данцигский) коридор,
который обеспечивал новому государству выход к морю. Германская Восточная
Пруссия, таким образом, была "разрезана" территорией Польши. В результате
приобретения коридора под польской юрисдикцией оказались районы, в которых
проживало более 2 млн. немцев. Новая Польша оказалась многоэтничным
образованием, в котором помимо поляков проживали весьма крупные общины
украинцев, белорусов и немцев, нелояльные к Польскому государству. Кроме
того, из-под юрисдикции Германии были изъяты и переданы под контроль Лиги
наций крупные восточнопрусские порты на Балтике - Данциг (Гданьск) и Мемель
(Клайпеда). Таким образом, территория Германии уменьшилась на 1/8,
население – без малого, на 1/10; значительно сократились запасы полезных
ископаемых, которыми располагала Германия. Количество выращиваемого в
стране хлеба и картофеля уменьшилось на 18-20% , поголовье скота- на 11 %.
Германия была обязана передать Антанте почти весь военный и торговый
морской флот, 800 паровозов, 232 тысячи вагонов. Германские реки и порты
были объявлены открытыми для судов стран Антанты[15].
Болезненно решался и вопрос о репарациях. Согласно практике
предшествовавших войн, побежденная сторона была обязана выплачивать
победителю компенсацию за его потери и затраты в ходе войны[16].
Французская делегация настаивала на необходимости получить с Германии
достаточно крупные репарации, мотивируя это тем, что германская агрессия
нанесла большой ущерб экономике северо-восточной части Франции. Кроме того,
в Париже считали, что выплата репараций тоже замедлит возрождение военной
мощи Германии. Великобритания была склонна поддержать Францию в вопросе
репараций, так как сама рассчитывала получить с Германии средства для
выплаты пенсий семьям погибших британских военнослужащих.
Вместе с тем, эксперт британской делегации, виднейший экономист ХХ в.
Джон Мэйнард Кейнс высказал оказавшееся впоследствии правильным мнение о
том, что слишком крупная сумма репараций вызовет депрессию германской
экономики, в результате чего замедлится восстановление хозяйства всей
Европы и усугубятся трудности мировой экономики в целом. Вильсона также
пугала большая сумма германских выплат. В результате союзники не смогли
договориться об общей сумме платежей и решили передать вопрос о репарациях
на усмотрение специальной репарационной комиссии, которой предписывалось
собраться через два года после подписания Версальского договора.
Нерешенность репарационного вопроса негативно сказалась на международной
ситуации. Во-первых, германские националисты в течение двух лет нагнетали
самые невероятные слухи о размерах предстоящих выплат Антанте, чем
подогревали антифранцузские, антибританские и антиамериканские настроения.
Во-вторых, неуверенность в платежеспособности германского правительства в
1919-1921 гг. отпугивала инвесторов, и новых вложений в разрушенную
экономику страны практически не было.
Версальский договор ограничил численность германской армии 100 тыс.
человек, отменив и запретив введение всеобщей воинской повинности, а также
лишил Германию права создавать военную авиацию, танковые части и подводный
флот. Германский военно-морской флот подлежал ограничению, а Генеральный
штаб и Военная академия распускались[17].
Таким образом, Антанта добилась экономического ослабления своего
опасного конкурента. Комментируя условия Версальского мирного договора,
Центральный Союз служащих германских банков выпустил заявление, в котором,
в частности, говорится: «Мы призываем всех дальновидных экономистов поднять
свой голос против экономического безумия, заключающегося в этих условиях.
Германия, погруженная в горе и анархию, будет постоянной опасностью для
мира, порядка и благополучия всех наций, ни исключая и союзных…Для того,
чтобы дать Германии возможность выполнить взятые на себя обязательства,
восстановит расстроенную экономическую жизнь и успешно сотрудничать в
выполнении великих общих задач всех цивилизованных народов, мы
присоединяемся к требованию полного пересмотра Версальского договора[18]».
Страна была разорена, и вследствие этого послевоенный экономический
кризис особенно сказывался на Германии. Промышленное производство, некогда
превысившее довоенный уровень, вскоре упало до 1/5 предвоенного 1913 года.
Нехватка угля, вызванная поставками по репарациям, резкое уменьшение добычи
сырья привели к закрытию многих предприятий. С перебоями работал
железнодорожный и водный транспорт. Тяжёлый кризис переживало и сельское
хозяйство. Германия, после войны была вынуждена ввозить продукты
питания[19]. Германская промышленность в результате перечисленных причин
переживала кризисные явления. Отчуждение многих германских территорий,
одновременно являющихся сырьевыми районами Германии, привело к сокращению,
а затем и вообще к свёртыванию многих отраслей производства. Не только
рабочие, но и владельцы предприятий испытывали на себе тяжесть
послевоенного времени. Таким образом, послевоенный упадок сказался не
столько на простом германском народе, привыкшем к лишениям, сколько на
промышленной и финансовой буржуазии. Следовательно, целью последней,
являлось давление на правительство для подталкивания его на решение задач,
направленных на смягчение, а по возможности, и ликвидацию грабительских
статей Версальского мира во многом урезавших и ограничивающих использование
собственных ресурсов для роста экономической мощи.
В подобном положении оказались и финансовые магнаты Германии.
Финансовая сфера была охвачена не меньшими катаклизмами: спад
промышленного производства, галопирующие темпы инфляции отрицательно
сказались на финансовой системе государства. Причём не только население
Германии было повергнуто в состояние катастрофической нехватки денежных
средств, но и финансовые магнаты стремительно приближались к разорению.
Государственный бюджет на 1920 год был сведён с дефицитом приблизительно в
1 млрд. марок, покрытый выпуском банкнот. Многие банки разорялись.
Обесценивание денег вело к росту цен. Буржуазия саботировала уплату
налогов, отказывало правительству в займах, но вместе с тем требовали
выплаты им компенсации за утерянные предприятия, которые согласно
Версальскому договору отошли к Польше и Франции. Из этого следует, что в
стране наряду с политикой «выполнения» статей Версальского мира наметилось
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|