турецкой политики и ее восприятия внутри ЕС). Укрепляются и расширяются
ряды сторонников вступления в Европейский Союз в Норвегии и Швейцарии. "
Аналогичные настроения проявляются и на пространстве СНГ. В ходе второго
саммита Украина-ЕС (Вена, 16 октября 1998 г.) украинская сторона
стремилась получить согласие на предоставление ей статуса ассоциированного
члена ЕС и, в качестве первого шага,
приглашение на Европейскую конференцию. В Брюсселе на данном этапе верх
взяла осторожность: там еще не готовы к подобному повороту событий, нет
единства мнений по поводу подтягивания к ЕС стран бывшего СССР. К тому же
не ясна возможная реакция соседей и друзей Украины из рядов СНГ. Поэтому
представители ЕС предпочли высказаться в общем плане в пользу
последовательно развития отношений с Украиной, начиная с реализации
соглашения о партнерстве и сотрудничестве, в основном аналогичного
соответствующему документу Россия – ЕС.
К ЕС присоединяются в основном малые страны со структурой экономики.
перегруженной тяжелой и горной промышленностью и обширным массовом
застойного сельского хозяйства, требующими коренной модернизации. В них еще
не завершены рыночные реформы, в том числе приватизация. На региональные
проблемы развития накладываются и этнические, ибо национальные меньшинства
составляют 13 % в Румынии, 14 % - Болгарии, 18 % - Словакии, не говоря
уже о Прибалтике.
В результате вступления вышеупомянутых стран ЦВЕ население ЕС увеличится
примерно на 100 млн. жителей и составит 470 млн. человек. Значительно
расширится территория Евросоюза. Это позволит усилить политических вес ЕС
в мире, большая часть Европы будет объединена в рамках общей системы
политической, экономической и экологической безопасности.
И все чаще слышны следующие высказывания: «Именно конец холодной войны и
распад СССР, - декларируют эксперты КЕС в своем программном документе
«Повестка дня 2000» - подводят Евросоюз к ключевой роли ... на просторах
Европы». «Расширение, - вторят ему документы Европарламента - это прежде
всего политическая цель, политическая важность вопроса далеко превосходит
вкладываемые в это финансовые средства. Другими словами за расширением
стоит открытое стремление к переделу наследства, оставшегося в Европе от
социалистического лагеря.'"
Учитывая, что к новобранцам взят курс стандартного подхода, в отличии от
предыдущих государств, оговариваются масса деталей. указывается доля
участия в принятии решений, таким образом новое расширение выглядит не как
слияние, а скорее как поглощение ЕС очередной партии государств.
Проведем анализ присоединения новых стран к ЕС с точки зрения того, как
расширение может повлиять на взаимоотношения ЕС с Россией и СНГ. Многие
политики склоняются к выводу, что такой «разворот» стран ЦВЕ может реально
повредить тому товарообороту и финансовым связям, которые имеются на данный
момент. Скорая переориентация этих стран на рынок ЕС повлечет смену
стандартов, уход с рынка СНГ более дешевых товаров ЦВЕ, усложнение въезда
выезда из-за визового контроля и т.п. И, наконец, уменьшится инвестиционный
поток, который пойдет по новому руслу. Это в экономическом плане. что
касается политической перспективы, то, вероятно, несмотря на лозунги
«...для расширяющегося ЕС будет весьма важным углублять связь с Россией»"-
', Россия может лишиться «прописки» в изменившейся Европе, т.е. остаться
вне или на краю континента. Если коротко, то эти опасения можно выделить в
5 пунктов:
1. Планы расширения разрабатывались ЕС практически без учета существования
и интересов России в Европе.
2. Желание закрепиться на новой территории, пока СНГ не может адекватно
считаться равным партнером. Пример тому постулат Ж Сантера, что расширение
«знаменует собой конец разделения Европы», определение ясно ссужается с
географического до политического, т.е. Европа за минусом России и СНГ.
3. ЕС расширяется на восток одновременно с НАТО, и хотя это автономные
процессы, однако связь очевидна, особенно с учетом того, что в рамках
альянса в 1996 г. сформировалась Европейская подсистема безопасности и
обороны.
4. Понимание безопасности в Европе с акцентом на оборону от России, может
означать изменение характера партнерских отношений ЕС с СНГ.
5. КЕС четко не установил. где будут проходить внешние границы ЕС. что
означает - Евросоюз может расширяться и дальше, и накрыть уже и территорию
СНЕ. Тем более, в числе кандидатов, со ссылками на заявления их нынешних
лидеров - Украина. Молдавия, Грузия, Азербайджан", а также Белоруссия, в
случае победы там оппозиции. Это означало бы крест на СНГ и привело бы к
изоляции России на территории самого пост советского пространства.
Политическое расширение ЕС на восток может быть приемлемым лишь в том
случае, если оно будет базироваться на принципе ненанесения экономического
и политического ущерба, такова основная идея в официальных отношении
Российской Федерации к Европейскому союзу. И крайне важно избежать
конфронтации и противоречий через широкомасштабные консультации по
проблемам расширения. Это позволило бы сохранить и укрепить Европу как
единое экономическое пространство, развивающееся в условиях подлинной
политической безопасности, Страны-претенденты на членство в ЕС должны
И.Иванов «Расширение евросоюза: сценарий. проблемы, последствия» МЭМО №9
1998 г. Москва
следовать признаваемой ведущей интеграционной группировкой в Европе логике
недопущения ущерба третьим странам. а если это невозможно - то адекватных
компенсаций." Все это необходимо прежде всего для того, чтобы не допустить
нового раскола Европы, дабы не создавать дополнительных препятствий для
сложно протекающего процесса восстановления нарушенных экономических
связей России и ее партнеров по СНГ с государствами ЦВЕ и Балтии,
приграничного и регионального сотрудничества.
3.Европейский союз и СНГ
Быстрый рост экономического могущества ЕС и его влияние на международную
жизнь сделали его одним из 3-х ведущих партнеров, определяющих ход событий
в современном мире. Поскольку ЕС не обладает собственными значительными
природными ресурсами, его экономическое процветание в большей степени
зависит от свободы мировой торговли.
ЕС – самый крупный мировой торговый партнер, на его долю приходится 20%
всего объема мировой торговли. Помимо этого ЕС – крупнейший поставщик
гуманитарной помощи и технического содействия как странам бывшего
социалистического блока, ставшим на путь демократии, так и странам третьего
мира. ЕС поддерживает дипломатические связи с 130 государствами, участвует
в работе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а
также имеет статус наблюдателя в ООН. Ниже перечислен неполный перечень
соглашений и договоров, подписанных ЕС с различными странами и
организациями,
1990 г. – США и ЕС подписали Трансатлантическую хартию.
1991 г. – ЕС и Япония заключили специальное торговое соглашение и подписали
совместную декларацию, регулирующую их взаимоотношения.
1990 г. – ЕС и Канада подписали хартию, подобно Трансатлантической хартии с
США.
1991 г. – 4-я Ломейская конвенция (70 африканских, карибских и
тихоокеанских государств).
1990 г. – Парижская хартия для Новой Европы (между 34 государствами СБСЕ и
ЕС).
1989 г. – Создание программы ФАРЕ.
1991 г. – Программа ТАСИС.
В конце 40-х и начале 50-х гг. страны, составляющие сегодня Европейский
Союз, переживали сложные и трудные времена. Их экономика в значительной
мере была подорвана второй мировой войной. Западная Европа нуждалась в
иностранной помощи, и вскоре план Маршалла стал отправной точкой отсчета
строительства новой Европы. В настоящее время Европейские Сообщества
объединяют страны с высоким уровнем развития, особенно в экономике и
В.Поздняков, С.Ганжа «Новые страны на пороге Европейского
союза».Международная жизнь № 3 1999 г.
социальной сфере. Сообщества объединяют государства, отличающиеся друг от
друга как численностью населения и площадью территорий, так и объемом
экономического потенциала и тенденциями развития. Но разнообразие
характеристик не стало препятствием на пути к единению. Были найдены пути,
механизмы и гарантии, делающих для стран выбор в пользу содружества
привлекательным и результативным. Что касается сравнительного анализа ЕС с
СНГ, то здесь следовало бы подробнее остановиться на
обстоятельствах, побудительных мотивах и результатах, имевшихся в этих
союзах.
Самое слабое место стран пост советского пространства – отсутствие четко
налаженной системы рыночных отношений с соответствующей инфраструктурой
(банковской, торговой, биржевой), в государствах экс - СССР еще только
развертывался переход от жесткой централизованной системы плановой
экономики к рыночной. И в некоторых странах СНГ рынок либо был в стадии
становления, либо вообще отсутствовал, Это был экономический аспект.
Политическая сторона – Россия и ее партнеры по Союзу только недавно стали
по настоящему освобождаться от имперских обручей, насильственно стягивающих
их в единое государство. Пример тому «взрыв» национальных претензий к
России и друг к другу наций, населявших СССР. Самое главное – интересы
создания национальной государственности пока еще превалируют над
интересами интеграции, как политической, так и экономической. Губительным
для СНГ является также демонтаж плановых и административных механизмов,
бывших в прежнее время, что привело к разрыву связей и отношений.
Также существует немаловажный аспект. Интеграция в Западной Европе – это
процесс объединения государств, ни одно из которых не могло бы стать
супергигантом и абсолютным лидером (когда в состав Сообщества входило 6
государств, Франция и Германия как бы уравновешивали друг друга). Россия же
традиционно была сверхдержавой, которая доминировала в территориальном,
демографическом и экономическом плане. Отсюда и проистекает известный
«российский синдром», симптомами которого выступает боязнь партнеров
гегемонии России и желание заранее предупредить ее тенденции в любом союзе
с ней или даже дистанцироваться от такого союза.
Сопоставление путей развития ЕС и СНГ представляет собой трудную задачу,
хотя бы из-за того, что ЕС шел к интеграции постепенно, строя институты,
право, инфраструктуру. А СНГ сложился в условиях быстрого распада Союза ССР
и пока еще не приобрел определенных черт. У него нет необходимых
институтов и правовой основы, чтобы быть гарантированным от потрясений и
даже прекращения своего существования.
Судьба СНГ может сложиться по-разному. Разумеется, для создания прочного и
эффективного союза необходимо постепенное налаживание утерянного чувства
взаимовыручки и желание строить свое будущее вместе, через интеграцию и
взаимозависимость. Тем не менее, необходимо отметить, что для создания
подобного союза есть немало существенных предпосылок, которые, на мой
взгляд, являются «ахиллесовой пятой» в свою очередь у ЕС. А именно:
близость культур, владение русским языком, который, несомненно, помог бы
созданию единых институтов и права, наличие опыта сотрудничества и
соседства государств друг с другом. Отсутствие каких-либо серьезных
конфликтов между ними. (Пример: Франция. Германия и Великобритания долго
шли к идее сотрудничества и взаимопомощи, имея большой опыт вражды и
недоверия). Однако влияние этих и многих других факторов в пользу союза
государств ослабевается или почти перекрываются подъемом национального
самосознания, перерастающего порой в национализм и сепаратизм. Очевидно,
что до реальной интеграции стран СНГ есть еще длинная дистанция. Возникает
вполне закономерный вопрос, а стоит ли нам обращаться к ЕС как возможной
модели подражания. В качестве ответа следует заметить, что опыт Сообществ
– это, прежде всего опыт становления и укрепления интеграционных связей
между государствами, которые являются суверенными и независимыми. Это опыт
межгосударственного союза, основанного не на принуждении или силе, а на
сознании общности интересов и понимании того, что такие интересы наиболее
эффективнее, экономнее и быстрее реализуются путем совместных
согласованных действий, координации и обьединения сил и средств. И,
наконец, это опыт отработки, проверки и отбора практикой форм и методов
интеграции, формирования необходимых структур и правовых институтов.
Осторожность следует проявлять в том, чтобы не было автоматического
копирования или заимствования готовых образцов отношений и организаций.
При сравнении СНГ и ЕС особо следует указать, что помимо Сообществ, в
Европе активно функционируют множество других организаций, решающих
проблемы сотрудничества, это и ЗЕС, АСТ, ОЕСР, НАТО и др.' В отличие от
этого на территории экс-СССР существует фактически только СНГ в сферу
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|