реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Евросоюз (ЕС) и СНГ

реферат

турецкой политики и ее восприятия внутри ЕС). Укрепляются и расширяются

ряды сторонников вступления в Европейский Союз в Норвегии и Швейцарии. "

Аналогичные настроения проявляются и на пространстве СНГ. В ходе второго

саммита Украина-ЕС (Вена, 16 октября 1998 г.) украинская сторона

стремилась получить согласие на предоставление ей статуса ассоциированного

члена ЕС и, в качестве первого шага,

приглашение на Европейскую конференцию. В Брюсселе на данном этапе верх

взяла осторожность: там еще не готовы к подобному повороту событий, нет

единства мнений по поводу подтягивания к ЕС стран бывшего СССР. К тому же

не ясна возможная реакция соседей и друзей Украины из рядов СНГ. Поэтому

представители ЕС предпочли высказаться в общем плане в пользу

последовательно развития отношений с Украиной, начиная с реализации

соглашения о партнерстве и сотрудничестве, в основном аналогичного

соответствующему документу Россия – ЕС.

К ЕС присоединяются в основном малые страны со структурой экономики.

перегруженной тяжелой и горной промышленностью и обширным массовом

застойного сельского хозяйства, требующими коренной модернизации. В них еще

не завершены рыночные реформы, в том числе приватизация. На региональные

проблемы развития накладываются и этнические, ибо национальные меньшинства

составляют 13 % в Румынии, 14 % - Болгарии, 18 % - Словакии, не говоря

уже о Прибалтике.

В результате вступления вышеупомянутых стран ЦВЕ население ЕС увеличится

примерно на 100 млн. жителей и составит 470 млн. человек. Значительно

расширится территория Евросоюза. Это позволит усилить политических вес ЕС

в мире, большая часть Европы будет объединена в рамках общей системы

политической, экономической и экологической безопасности.

И все чаще слышны следующие высказывания: «Именно конец холодной войны и

распад СССР, - декларируют эксперты КЕС в своем программном документе

«Повестка дня 2000» - подводят Евросоюз к ключевой роли ... на просторах

Европы». «Расширение, - вторят ему документы Европарламента - это прежде

всего политическая цель, политическая важность вопроса далеко превосходит

вкладываемые в это финансовые средства. Другими словами за расширением

стоит открытое стремление к переделу наследства, оставшегося в Европе от

социалистического лагеря.'"

Учитывая, что к новобранцам взят курс стандартного подхода, в отличии от

предыдущих государств, оговариваются масса деталей. указывается доля

участия в принятии решений, таким образом новое расширение выглядит не как

слияние, а скорее как поглощение ЕС очередной партии государств.

Проведем анализ присоединения новых стран к ЕС с точки зрения того, как

расширение может повлиять на взаимоотношения ЕС с Россией и СНГ. Многие

политики склоняются к выводу, что такой «разворот» стран ЦВЕ может реально

повредить тому товарообороту и финансовым связям, которые имеются на данный

момент. Скорая переориентация этих стран на рынок ЕС повлечет смену

стандартов, уход с рынка СНГ более дешевых товаров ЦВЕ, усложнение въезда

выезда из-за визового контроля и т.п. И, наконец, уменьшится инвестиционный

поток, который пойдет по новому руслу. Это в экономическом плане. что

касается политической перспективы, то, вероятно, несмотря на лозунги

«...для расширяющегося ЕС будет весьма важным углублять связь с Россией»"-

', Россия может лишиться «прописки» в изменившейся Европе, т.е. остаться

вне или на краю континента. Если коротко, то эти опасения можно выделить в

5 пунктов:

1. Планы расширения разрабатывались ЕС практически без учета существования

и интересов России в Европе.

2. Желание закрепиться на новой территории, пока СНГ не может адекватно

считаться равным партнером. Пример тому постулат Ж Сантера, что расширение

«знаменует собой конец разделения Европы», определение ясно ссужается с

географического до политического, т.е. Европа за минусом России и СНГ.

3. ЕС расширяется на восток одновременно с НАТО, и хотя это автономные

процессы, однако связь очевидна, особенно с учетом того, что в рамках

альянса в 1996 г. сформировалась Европейская подсистема безопасности и

обороны.

4. Понимание безопасности в Европе с акцентом на оборону от России, может

означать изменение характера партнерских отношений ЕС с СНГ.

5. КЕС четко не установил. где будут проходить внешние границы ЕС. что

означает - Евросоюз может расширяться и дальше, и накрыть уже и территорию

СНЕ. Тем более, в числе кандидатов, со ссылками на заявления их нынешних

лидеров - Украина. Молдавия, Грузия, Азербайджан", а также Белоруссия, в

случае победы там оппозиции. Это означало бы крест на СНГ и привело бы к

изоляции России на территории самого пост советского пространства.

Политическое расширение ЕС на восток может быть приемлемым лишь в том

случае, если оно будет базироваться на принципе ненанесения экономического

и политического ущерба, такова основная идея в официальных отношении

Российской Федерации к Европейскому союзу. И крайне важно избежать

конфронтации и противоречий через широкомасштабные консультации по

проблемам расширения. Это позволило бы сохранить и укрепить Европу как

единое экономическое пространство, развивающееся в условиях подлинной

политической безопасности, Страны-претенденты на членство в ЕС должны

И.Иванов «Расширение евросоюза: сценарий. проблемы, последствия» МЭМО №9

1998 г. Москва

следовать признаваемой ведущей интеграционной группировкой в Европе логике

недопущения ущерба третьим странам. а если это невозможно - то адекватных

компенсаций." Все это необходимо прежде всего для того, чтобы не допустить

нового раскола Европы, дабы не создавать дополнительных препятствий для

сложно протекающего процесса восстановления нарушенных экономических

связей России и ее партнеров по СНГ с государствами ЦВЕ и Балтии,

приграничного и регионального сотрудничества.

3.Европейский союз и СНГ

Быстрый рост экономического могущества ЕС и его влияние на международную

жизнь сделали его одним из 3-х ведущих партнеров, определяющих ход событий

в современном мире. Поскольку ЕС не обладает собственными значительными

природными ресурсами, его экономическое процветание в большей степени

зависит от свободы мировой торговли.

ЕС – самый крупный мировой торговый партнер, на его долю приходится 20%

всего объема мировой торговли. Помимо этого ЕС – крупнейший поставщик

гуманитарной помощи и технического содействия как странам бывшего

социалистического блока, ставшим на путь демократии, так и странам третьего

мира. ЕС поддерживает дипломатические связи с 130 государствами, участвует

в работе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а

также имеет статус наблюдателя в ООН. Ниже перечислен неполный перечень

соглашений и договоров, подписанных ЕС с различными странами и

организациями,

1990 г. – США и ЕС подписали Трансатлантическую хартию.

1991 г. – ЕС и Япония заключили специальное торговое соглашение и подписали

совместную декларацию, регулирующую их взаимоотношения.

1990 г. – ЕС и Канада подписали хартию, подобно Трансатлантической хартии с

США.

1991 г. – 4-я Ломейская конвенция (70 африканских, карибских и

тихоокеанских государств).

1990 г. – Парижская хартия для Новой Европы (между 34 государствами СБСЕ и

ЕС).

1989 г. – Создание программы ФАРЕ.

1991 г. – Программа ТАСИС.

В конце 40-х и начале 50-х гг. страны, составляющие сегодня Европейский

Союз, переживали сложные и трудные времена. Их экономика в значительной

мере была подорвана второй мировой войной. Западная Европа нуждалась в

иностранной помощи, и вскоре план Маршалла стал отправной точкой отсчета

строительства новой Европы. В настоящее время Европейские Сообщества

объединяют страны с высоким уровнем развития, особенно в экономике и

В.Поздняков, С.Ганжа «Новые страны на пороге Европейского

союза».Международная жизнь № 3 1999 г.

социальной сфере. Сообщества объединяют государства, отличающиеся друг от

друга как численностью населения и площадью территорий, так и объемом

экономического потенциала и тенденциями развития. Но разнообразие

характеристик не стало препятствием на пути к единению. Были найдены пути,

механизмы и гарантии, делающих для стран выбор в пользу содружества

привлекательным и результативным. Что касается сравнительного анализа ЕС с

СНГ, то здесь следовало бы подробнее остановиться на

обстоятельствах, побудительных мотивах и результатах, имевшихся в этих

союзах.

Самое слабое место стран пост советского пространства – отсутствие четко

налаженной системы рыночных отношений с соответствующей инфраструктурой

(банковской, торговой, биржевой), в государствах экс - СССР еще только

развертывался переход от жесткой централизованной системы плановой

экономики к рыночной. И в некоторых странах СНГ рынок либо был в стадии

становления, либо вообще отсутствовал, Это был экономический аспект.

Политическая сторона – Россия и ее партнеры по Союзу только недавно стали

по настоящему освобождаться от имперских обручей, насильственно стягивающих

их в единое государство. Пример тому «взрыв» национальных претензий к

России и друг к другу наций, населявших СССР. Самое главное – интересы

создания национальной государственности пока еще превалируют над

интересами интеграции, как политической, так и экономической. Губительным

для СНГ является также демонтаж плановых и административных механизмов,

бывших в прежнее время, что привело к разрыву связей и отношений.

Также существует немаловажный аспект. Интеграция в Западной Европе – это

процесс объединения государств, ни одно из которых не могло бы стать

супергигантом и абсолютным лидером (когда в состав Сообщества входило 6

государств, Франция и Германия как бы уравновешивали друг друга). Россия же

традиционно была сверхдержавой, которая доминировала в территориальном,

демографическом и экономическом плане. Отсюда и проистекает известный

«российский синдром», симптомами которого выступает боязнь партнеров

гегемонии России и желание заранее предупредить ее тенденции в любом союзе

с ней или даже дистанцироваться от такого союза.

Сопоставление путей развития ЕС и СНГ представляет собой трудную задачу,

хотя бы из-за того, что ЕС шел к интеграции постепенно, строя институты,

право, инфраструктуру. А СНГ сложился в условиях быстрого распада Союза ССР

и пока еще не приобрел определенных черт. У него нет необходимых

институтов и правовой основы, чтобы быть гарантированным от потрясений и

даже прекращения своего существования.

Судьба СНГ может сложиться по-разному. Разумеется, для создания прочного и

эффективного союза необходимо постепенное налаживание утерянного чувства

взаимовыручки и желание строить свое будущее вместе, через интеграцию и

взаимозависимость. Тем не менее, необходимо отметить, что для создания

подобного союза есть немало существенных предпосылок, которые, на мой

взгляд, являются «ахиллесовой пятой» в свою очередь у ЕС. А именно:

близость культур, владение русским языком, который, несомненно, помог бы

созданию единых институтов и права, наличие опыта сотрудничества и

соседства государств друг с другом. Отсутствие каких-либо серьезных

конфликтов между ними. (Пример: Франция. Германия и Великобритания долго

шли к идее сотрудничества и взаимопомощи, имея большой опыт вражды и

недоверия). Однако влияние этих и многих других факторов в пользу союза

государств ослабевается или почти перекрываются подъемом национального

самосознания, перерастающего порой в национализм и сепаратизм. Очевидно,

что до реальной интеграции стран СНГ есть еще длинная дистанция. Возникает

вполне закономерный вопрос, а стоит ли нам обращаться к ЕС как возможной

модели подражания. В качестве ответа следует заметить, что опыт Сообществ

– это, прежде всего опыт становления и укрепления интеграционных связей

между государствами, которые являются суверенными и независимыми. Это опыт

межгосударственного союза, основанного не на принуждении или силе, а на

сознании общности интересов и понимании того, что такие интересы наиболее

эффективнее, экономнее и быстрее реализуются путем совместных

согласованных действий, координации и обьединения сил и средств. И,

наконец, это опыт отработки, проверки и отбора практикой форм и методов

интеграции, формирования необходимых структур и правовых институтов.

Осторожность следует проявлять в том, чтобы не было автоматического

копирования или заимствования готовых образцов отношений и организаций.

При сравнении СНГ и ЕС особо следует указать, что помимо Сообществ, в

Европе активно функционируют множество других организаций, решающих

проблемы сотрудничества, это и ЗЕС, АСТ, ОЕСР, НАТО и др.' В отличие от

этого на территории экс-СССР существует фактически только СНГ в сферу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.