в Греции происходит государственный переворот, что вызвало замораживание
соглашения ЕЭС с Грецией об ассоциированном членстве. В том же году
Франция в очередной раз противится присоединению Соединенного Королевства
к Сообществу.
Несмотря на некоторые ослабления позиций Сообщества, вызванные
нефтяными кризисами 1973-79 гг. оно, тем не менее, сумело противостоять
центробежным силам и укрепило свои внутренние связи, создав в 1975 г.
Европейскую валютную систему.
В 1984 г. – Европарламент принял проект Договора о Европейском Союзе,
который предполагал колоссальный скачок в развитии интеграции.
1985 г. – принятие Белой книги, содержащую конкретную программу
завершения строительства внутреннего рынка, где было отмечено, что 1
января 1993 года – срок ее полной реализации.
В 1986 г. – государства-члены подписали Единый Европейский акт. Основная
цель, которую поставили перед собой страны ЕС – это создание единого
рынка, свободного от физических, технических и налоговых границ. Единый
Европейский акт вступил в силу 1 июля 1987 г. Важным элементом Единого
Европейского акта стал принцип «субсидарности». Суть которого в том, что
ни одно решение не может быть решено на более высоком уровне, если с ним
успешнее справятся на более низком уровне; кроме тех сфер, где требуется
коллективное принятие решений. Стандарты, касающиеся промышленности,
продукции, охраны труда и защиты интересов потребителей – все они должны
быть согласованы, дабы избежать нарушения в их функционировании и
либерализации.
1993 г. Договор о Европейском Союзе. В декабре 1991 года главы государств-
членов и правительств стран ЕС, собравшись на заседании Европейского
Совета в г. Маастрихт (Нидерланды) приняли решение о создании ЕС.
Основой Союза стали Европейские Сообщества, дополненные новыми формами
сотрудничества. После завершения процесса ратификации, Договор о ЕС
вступил в силу.
В соответствии с Договором о ЕС учреждаются:
1. Единое европейское гражданство
2. Экономический и валютный союз (ЭВС)
° Экономический союз. Основное направление экономической политики
государств-членов и Сообщества определяется Советом Министров. При
наличии нарушений или несоответствий, Совет Министров вправе принимать
определенные меры.
° Валютный союз. Его цель – единая валютная политика, создание единой
валюты (Евро) и нового института – Европейского Центрального Банка,
который вместе с центральными банками государств-членов образует
Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ).
1. Политический союз.
° Общая внешняя политика и политика безопасности.
° Увеличение роли Европейского Парламента.
° Расширение сферы компетенции Сообщества.
° Общая политика в области внутренних дел и правосудия, (создание
европейского полицейского ведомства - Европол).
Принятие этих ключевых договоров о Европейском Союзе значительно
приблизило идею создания единой Европы, став доказательством необратимости
интеграционных процессов в этих государствах.
Основные цели Договора о Европейском Союзе:
- закрепить результаты, достигнутые на предшествующих этапах интеграции
стран ЕС, включая создание единого рынка; повысить эффективность
механизмов и органов Сообщества.
- содействовать сбалансированному и устойчивому развитию экономики и
социальной сферы в странах членах ЕС в условиях ликвидации внутренних
границ между ними и продвижения к Экономическому и валютному союзу.
- повысить роль Сообщества на международной арене путем проведения
единой внешней политики безопасности странами ЕС, выступающими как
единое целое.
- усилить защиту прав и интересов граждан стран – членов путем
введения гражданства Европейского союза.
Маастрихтский договор, на основе которого образованы ЕЭС и Валютный
союз, довершил процесс экономического объединения Западной Европы. Он
также стал 1-м этапом формирования институциональной структуры
политического объединения, сотрудничество правительств становится
непременной чертой ЕС; оно распространяется на внешнюю политику и принятую
общую систему безопасности, а также на юстицию, судопроизводство и
внутренние дела. Этот договор предоставляет Европейскому Совету,
состоящему из глав правительств и председателя Комиссии, общеполитические
ориентиры и новые импульсы деятельности. Европарламент, Совет, Комиссия и
Суд становятся общественными органами Союза, единство которого они должны
укреплять, как предусмотрено договором.
Европейские Сообщества образуют фундамент Союза. ЕЭС стал
экономическим и валютным союзом, в его компетенцию вошли новые сферы
(промышленность, защита потребителя, здравоохранение, образование,
культура). Утвержден принцип дополнительности: деятельность Сообщества
строго ограничена предусмотренным договором сферами и задачами, и
установлено правило, что Сообщество действует лишь в тех случаях, когда
государства-члены не могут добиться удовлетворительных результатов
самостоятельно. Рабочие механизмы становятся более эффективными и
демократичными. Пакеты договоров – Парижский (ЕОУС) и Римский (Евратом) –
изменены с учетом новых институциональных норм. В целом Маастрихтский
договор обозначает важный этап на пути европейского строительства.
Ратификация договора заняла больше времени, чем предполагалось, и
почти на год задержала его вступление в силу. Главная проблема заключалась
в том, что новообразование не укладывалось в рамки привычных национальных
представлений. Дания – 2 референдума, прежде чем они согласились на
ратификацию, Германский Конституционный Суд совещался 6 месяцев и лишь
после этого вынес изложенное на 85 страницах заключение, что текст договора
соответствует Конституции Федеральной Республики. Воплощение договора в
жизнь будет идти поэтапно, в течение нескольких лет и потребует от
государств-участников и от учреждений политической воли и упорства, тем
более что работу по реализации договора предстоит проводить одновременно с
расширением рамок и углублением сотрудничества, что задано состоявшимися
международными контактами и переговорами. Увеличение числа государств-
членов потребует изменения институциональных норм Союза. Да и в самом
Маастрихтском договоре подтвержден принцип его периодического пересмотра
для поддержания «эффективности общих механизмов и учреждений», уже
оговорено, что будут созываться конференции государств-членов. которые
будут заниматься пересмотром. '
Институты Европейского союза.
Для выполнения задач, зафиксированных в договорах об учреждении
Европейских Сообществ, был создан целый ряд европейских институтов.
Главными из них являются Европейская Комиссия, Совет Министров,
Европарламент, суд и Европейский Совет.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ
Состав. Европейская Комиссия – исполнительный орган ЕС. Состоит из 20
представителей государств-членов, называемых Членами Комиссии, которые
назначаются на пятилетний срок. Все представители независимы в своей
деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. Один из
членов Комиссии избирается Председателем. В Комиссию входят по 2
представителя от каждого из 5 крупных государств-членов (Франция, Германия.
Италия, Соединенное Королевство, Испания), и по одному от остальных. Штаб-
квартира Комиссии в Брюсселе подразделяются на Генеральные Директораты и на
другие департаменты.
Функции. В широком смысле роль Комиссии такова:
Инициировать выработку политики
Выполнять решения
Выступать гарантом правовых положений, попадающих под ее юрисдикцию.
Каждый из членов Комиссии отвечает за определенный министерский пост или
направление политики (как и в национальном правительстве) и курирует
соответствующие подразделения (так называемый Генеральный Директорат).
Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и
немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и
публикуются на 11 официальных языках. Персонал всех институтов ЕС образует
корпус европейских чиновников, независимых от правительств государств-
членов. Комиссия имеет широкий круг полномочий в областях конкуренции,
сельского хозяйства, транспорт, экономика. Также управляет различными
фондами и программами ЕС.
СОВЕТ МИНИСТРОВ
Главным институтом Европейского Союза, уполномоченным принимать
решения, является Совет Министров. В его рамках представители правительств
государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают
либо отвергают их путем голосования. Теоретически существует только один
Совет, однако его состав и название меняется в соответствии с тематикой,
таким образом можно условно говорить о нескольких Советах: по сельскому
хозяйству, финансам, образованию, общим проблемам и иностранным делам.
Совет Министров в некотором роде подотчетен национальным правительствам, но
их решения не могут быть отменены.
Состав. Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе постоянное
представительство, где '
работают дипломаты и чиновники из всех национальных министерств, В ходе
рабочих совещаний представители государств-членов прорабатывают вопросы,
требующие решения на уровне Совета Министров.
Пост Председателя Совета через каждые 6 месяцев переходит, следуя
алфавитному порядку, к представителю следующего государства-члена. Для того
чтобы обеспечить преемственность в управлении и политике, Председатель
тесно сотрудничает с предшествующим и последующим Председателями в рамках
структуры, которая называется Тройка. Местонахождением Совета является
Брюссель, но он также собирается в Люксембурге, и в столице страны,
представитель которого выполняет функции Председателя.
У Совета имеется генеральный Секретариат, возглавляемый Генеральным
Секретарем, который выполняет всю работу, необходимую для деятельности
Совета и его вспомогательных органов.
Функции. В системе институтов Европейского Союза Совет является органом,
уполномоченным принимать решения. Европейский Совет был создан в 1974 году.
Он представляет собой собрание глав государств-правительств, Председателя
Комиссии и Членов Комиссии. Он заседает дважды в год и каждое заседание,
как правило, получает название по имени города, в котором оно проводилось.
Его роль состоит в том, чтобы давать необходимый толчок развитию,
определять общие политические директивы Союза. Ротация поста Председателя
Европейского союза происходит так же, как это было указано выше.
Законодательные акты издаются обычно в форме регламентов и директив.
Регламенты носят
обязательный характер и включаются в национальное законодательство.
Ив Бернар и Жан-Клод Колли. Толковый экономический и финансовый словарь.
Под ред. Л.В. Степанова. Москва. «Международные отношения» 1995 г.
Большинство вопросов включаются в повестку дня лишь после обсуждения на
официальном уровне.
В зависимости от того или иного направления политики, решения
принимаются Советом Министров или единогласно или квалифицированным
большинством. Количество голосов каждой страны ЕС зависят от ее размеров:
Германия, Франция, Италия, Соединенное Королевство – 10 голосов, Испания –
8 , Бельгия, Греция, Нидерланды, Португалия – 5, Австрия и Швеция – 4,
Дания, Ирландия, Финляндия – 3, Люксембург – 1. Для того чтобы
заблокировать какой-либо законопроект, необходима следующая пропорция
блокировки – 26 из 87.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
Состав Многонациональный Парламент состоит из 626 членов, которые
избираются на основе прямого всеобщего избирательного права каждые 5 лет на
выборах в государствах-членах Европейского Союза. Его работой руководит.
Председатель совместно с Заместителем Председателя. В его составе работают
19 комитетов, которые подготавливают пленарные заседания. Местом
расположения является Страсбург, некоторые заседания проходят в Брюсселе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|