реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности

реферат

безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия

против неядерного государства, вызовет немедленные действия со стороны

Совета, и прежде всего его постоянных членов[45].

К сожалению, авторитет этого договора значительно подорвался после того,

как Индия и Пакистан реализовали национальные программы по производству

ядерного вооружения.

Существует ряд международных соглашений по нераспространению неядерных

видов оружия массового поражения, таких как химическое, биологическое и

бактериологическое. Особое место среди этих договоров занимает Конвенция о

запрещении разработки, производства и накопления запасов

бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их

уничтожении 1972 г. Экологическим средствам и методам ведения войны

посвящена Конвенция о запрещении военного или любого враждебного

использования средств воздействия на природную среду 1977 г.

Важную роль с точки зрения обеспечения ядерной безопасности играют

соглашения о безъядерных зонах, заключенные в отношении стран Латинской

Америки и южной части Тихоокеанского региона. Эти договоры запрещают

производство и применение ядерного оружия в этих регионах.

Важную роль в отношении нераспространения играют договора о

демилитаризованных зонах, к коим относятся Антарктида, в которой размещение

и испытание ядерного оружия было запрещено в соответствии с Договором об

Антарктике 1959 г. Использование ядерного оружия также запрещено в

космическом пространстве (Договор по космосу 1967 г.), на Луне и других

небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других

небесных телах 1979 г.).

Ограничение стратегических и обычных вооружений

Ограничение стратегических вооружений (ОСВ) является одним из основных

направлений обеспечения международной безопасности. Основная роль в этом

процессе изначально принадлежит двум супердержавам второй половины XX

столетия – США и СССР, после развала которого это место заняла Россия.

В 1972 г. между этими двумя странами были заключены соглашения, известные

как ОСВ-1. Эти соглашения включали Договор об ограничении систем

противоракетой обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в

области ограничения стратегических наступательных вооружений. Договор о ПРО

ограничил количество районов размещения противоракетных систем до двух в

каждой стране. В 1974 г. стороны подписали Протокол, ограничивающий число

районов ПРО до одного.

Временное соглашение 1972 г. ввело ограничения в отношении числа пусковых

установок стратегических наземных и подводных баллистических ракет. Срок

действия Соглашения ограничивался 5 годами, но по его истечению стороны

заявили о том, что они будут соблюдать его положения и в дальнейшем.

В 1979 г. был подписан Договор о об ограничении стратегических

наступательных вооружений (ОСВ-2), который прошел трудный и долгий путь

ратификации. Стороны периодически заявляли об отказе ратифицировать этот

документ. В результате лишь в 1996 г. Договор был ратифицирован Сенатом

США, и в 2000 г. Государственной Думой РФ. Договор предусматривает

ограничение каждой стороной числа своих стратегических ракет количеством в

2400 единиц, а также ограничение числа пусковых установок и тяжелых

бомбардировщиков. Протокол к договору запрещал развертывание мобильных

межконтинентальных ракет и содержал ряд других ограничений.

Другим важным договором на пути ограничения вооружений стал подписанный в

1987 г. между СССР и США Договор о ликвидации ракет средней и меньшей

дальности. Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных

вооружений, что является уникальным фактом в деле обеспечения международной

безопасности.

Сокращение обычных видов вооружений только начинает осуществляться и

притом довольно медленно. Наиболее существенным достижением в этой области

является Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в

Париже в 1990 г. 22 государствами. Им предусмотрено значительное сокращение

наземных и воздушных сил. Ряд постановлений посвящен довольно активной

инспекции[46].

Меры усиления доверия

Меры укрепления доверия в качестве института права международной

безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную

деятельность государств посредством установления мер информационного и

контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения

внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также

обеспечения процесса разоружения.[47]

Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием

ряда соглашений, нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и

предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.

Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения, в

которых меры укрепления доверия занимают главное место (Соглашение между

СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет

подводных лодок 1988г. и др.)

Меры укрепления доверия разрабатываются и совершенствуются также и на

региональном уровне.

В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам укрепления

доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения.

Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно

контактировать между собой (посещение авиабаз, обмены и контакты ученых,

военных).

Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом

международного контроля. (т.е. создание общих контрольных органов). Как

метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международным

соглашением.

Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с одной

стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то

ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих

конкретные обязательства государств в области : проведения независимого

политического курса, поддержание антиколониальной борьбы, всяческое

содействие международному миру.[48]

2.2. Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности

VIII Глава Устава ООН гласит о региональных соглашениях и органах для

решения вопросов, касающихся вопросов поддержания мира и безопасности на

региональном уровне. Главным условием легитимности этих органов с

международно-правовой точки зрения является совместимость их деятельности с

целями и принципами ООН. В разрешении международных споров Совет

Безопасности действует в тесном сотрудничестве с региональными

организациями, пользуется их поддержкой в осуществлении своих невоенных и

военных миссий. С другой стороны, региональные организации не могут

предпринимать вооруженных действий без наличия санкции со стороны Совета

Безопасности, за исключением случаев, подпадающих под категорию

коллективной самообороны.

К числу региональных организаций можно отнести такие структуры, как

Организация Американских Государств (ОАГ), Организация Африканского

Единства (ОАЕ), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Содружество Независимых

Государств (СНГ) и др. Все эти организации предусматривают обязанность

государств-членов сотрудничать в области поддержания мира и безопасности.

С точки зрения особенностей регулирования вопросов международной

безопасности региональными организациями интересно рассмотреть пример ОБСЕ.

В Будапештском документе 1994 г., трансформировавшем Совещание в

Организацию в ОБСЕ говорится о цели данного преобразования, которой

«явилась увеличение вклада СБСЕ в безопасность, стабильность и

сотрудничество региона СБСЕ с тем, чтобы оно играло центральную роль в

развитии пространства общей безопасности, основанной на принципах

Хельсинского Заключительного Акта»[49].

Концепция безопасности, разработанная ОБСЕ основывается на уделении

большего внимания превентивной дипломатии, расширение содержания принципов

и развитии способности урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, а

также миротворчества и постконфликтного восстановления; упрочнении

безопасности и стабильности путем контроля над вооружениями, разоружения,

развития мер доверия[50].

Концепция ОБСЕ в области безопасности получила дальнейшее развитие в

принятом в 1994 г. Кодексе поведения по военно-политическим аспектам

безопасности. Кодекс разработал следующие положения:

. Было подчеркнуто утверждение о том, что безопасность неделима, т.е.

безопасность каждого государства неразрывно связана с безопасностью

остальных. Участники обязались не укреплять свою безопасность за счет

безопасности других.

. Была подчеркнута роль коллективной безопасности в рамках организации.

Участники обязались немедленно консультироваться с государством,

нуждающимся в помощи при осуществлении своего права на индивидуальную

или коллективную безопасность.

. Был утвержден принцип, согласно которому вооруженные силы страны-

участника должны поддерживаться на уровне, необходимом для

осуществления индивидуальной или коллективной безопасности.

. Были подтверждены обязательства в области контроля, разоружения и

усиления мер доверия и безопасности.

. Было принято обязательство стран не поддерживать и не терпеть силы,

находящиеся вне контроля конституционной власти определенной

страны[51].

С каждым годом все растет активность ОБСЕ в урегулировании локальных

конфликтов, происходящих в регионе. Достаточно упомянуть Минскую Группу

ОБСЕ, оказывающую содействие в разрешении Карабахского конфликта,

миротворческую деятельность организации в Абхазском конфликте и др.

Акты ОБСЕ свидетельствуют о больших возможностях региональных организаций

в деле поддержания мира и международной безопасности. Развитие деятельности

этой организации и повышение ее эффективности может привести к уменьшению

роли военно-политических союзов в Европе.

Часть III. Новые аспекты международной безопасности и пути их разрешения

Глава 1. Изменение среды безопасности и новые глобальные проблемы

За последние два десятилетия человечество стало свидетелем коренных

изменений, произошедших на международной арене. Развал СССР и кажущегося

нерушимым Варшавского Пакта, возникновение десятков новых государств

привели к изменению целой международной системы, которая в течении

предшествующих 45 лет была основана на концепции биполярного мира с двумя

враждующими блоками в лице капиталистических США и Западных стран с одной и

СССР, Китая и Варшавского Пакта – с другой стороны. Целое поколение людей

было взращено в условиях бушующей Холодной Войны и гонки вооружений между

идеологическими центрами двух полюсов международной политики – СССР и США.

Изменение международно-политической среды привело к коренной ломке

политического сознания в обоих лагерях. С другой стороны, множество

этнических и международных конфликтов, возникших на просторах бывшего

Варшавского Договора поставило всю международно-правовую систему и ООН

перед нелегкой задачей адаптироваться к новым условиям и сохранить свое

лицо.

К концу XX века, казалось была сформирована более или менее устойчивая

международная система, основанная на принципах и целях, декларированных

после окончания Второй мировой войны Уставом ООН. Сохранилась в силе также

система международно-правовых актов, разработанных и принятых за все это

время. Таким, образом международное сообщество сумело с честью пережить

переходный период и создать в идейном отношении устойчивую систему

международных отношений, основанную на новых реальностях международной

политики.

Тем не менее, ныне международное сообщество столкнулось с новыми и

усилившимися старыми проявлениями проблем и от того, как международное

право справится с этими вопросами, зависит само его существование.

В данном разделе будут рассмотрены новые проблемы, связанные с

международной безопасностью.

1.1. Международный терроризм

Возникший еще в XIX веке как средство ведения политической борьбы,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.