ограничения на движения товаров. Это, по существу, означало создание в
соответствующих пределах зоны свободной торговли. Не допускались меры и
практика, дискриминационные по отношению к производителям, покупателям и
потребителям.
Договор устанавливал, что ЕОУС является юридическим лицом. В
международных отношениях оно было наделено правоспособностью, необходимой
для осуществления своих функций и достижения поставленных целей. В каждом
из государств-членов Объединение получило наибольшую правоспособность,
пре -
________________________________________________________________________
______
10 Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали от 18
апреля 1951 г. / /Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор
об Учреждении Европейского объединения угля и стали. Договор об учреждении
Европейского экономического сообщества. Договор об учреждении Европейского
сообщества по атомной энергии. М. 1994 – с.5.
доставляемую юридическим лицам в этом государстве. В частности, ЕОУС стало
выступать стороной в суде, приобретать и отчуждать движимое и недвижимое
имущество.
Как видно, создание ЕОУС стало серьезнейшим шагом стран Западной Европы
на пути достижения принципиально нового уровня интернационализации
производства – уровня экономической интеграции. Вместе с тем в Договоре,
равно как и в деятельности Объединения, можно увидеть приметы начального
этапа интеграции, в особенности определенную робость и непоследовательность
в базовых подходах. Торговая политика оставалась в основном за
государствами-членами. Договор ЕОУС не содержит еще положений о выработке и
проведении согласованной политики в важнейших сферах интеграции, с том
числе в налогово-финансовой и социальной».11
Два договора, подписанные в Риме 25 марта 1957 г. и вступившие с силу с
1 января 1958 г., оформили создание Европейского экономического сообщества
(ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
«В преамбуле Договора о Евратоме те обоснования его создания, которые
государства-учредители хотели подчеркнуть для европейской и мировой
общественности. Прежде всего указывалось на то, что атомная энергия
представляет собой существенный источник, который обеспечит развитие и
обновление производства и поможет продвижению по мирному пути. Далее
говорилось об убежденности в том, что лишь безотлагательные совместные
усилия позволят добиться свершений, соответствующих созидательному
потенциалу стран-участниц. Кроме того, отмечалось, что создание условий для
развития мощной атомной промышленности, которая является источником
обширных ресурсов, стимулирует технический прогресс и содействует,
благодаря разнообразному использованию, росту благосостояния народов.
Участники Договора заявили, что они озабочены обеспечением условий
безопасности. Эти условия должны устранить угрозы, которые несет с
собой
__________________________________________________________________________
11 Топорнин Б.Н. Европейское право. Учебник / институт государства и
права РАН. – М.: ЮРИСТ, 1998. – с. 44-48.
развитие исследования и производства в сфере атомной энергии.
Задача Евратома была определена в Договоре следующим образом: путем
создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной
промышленности содействовать подъему жизненного уровня в государствах-
членах и развитию взаимных обменов с другими странами (ст.1). В целях
выполнения этой задачи Евратом должен:
развить исследовательскую работу и распространять технические знания;
разрабатывать единые нормы безопасности для защиты здоровья работников
в своих атомных предприятиях и всего населения;
упрощать инвестиционный режим и обеспечивать, поощряя, в частности,
инициативу предприятий, создание установок для фундаментальных
исследований, необходимых для развития атомной энергетики в Сообществе;
следить за регулярным и справедливым снабжением потребителей в
Сообществе ядерным топливом и рудой;
гарантировать путем надлежащего контроля невозможность использования
ядерных материалов на другие цели, кроме тех, для которых они
предназначены;
использовать право собственности, которое признается, на владение
специальными расщепляющими материалами;
обеспечивать широкий доступ к лучшим техническим средствам и сбыт их
путем создания общего рынка специального оборудования и материально-
технического обеспечения, свободного движения капиталов для инвестиций в
атомные отрасли, а также путем свободного выбора места работы специалистами
внутри Сообщества;
установить с другими странами и международными организациями
всевозможные связи, содействующие прогрессу в мирном использовании атомной
энергии (ст.2).12
_________________________________________________________________
12 Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии от
25 марта 1957г. // Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об
учреждении Европейского объединения угля и стали, Договор об учреждении
Европейского экономического сообщества, Договор об учреждении Европейского
сообщества по атомной энергии. М. 1994. – с. 32.
Задачи, поставленные перед Евратомом должны были решаться через систему
органов. На момент подписания Договора этими органами были: Ассамблея,
Совет, Комиссия и суд.
Евратом достаточно успешно сыграл отведенную ему роль. Как справедливо
отмечалось в литературе, это Сообщество сумело пережить трудности роста, в
особенности мешавшие его развитию именно в первое десятилетие
существования, в затем и окрепнуть, постоянно расширяя свою деятельность.
Взаимоотношения стран внутри Евратома не раз изменялись. С самого
начала наибольшую заинтересованность в этом Сообществе проявляла Франция.
Другие страны также стремились извлечь пользу из возможности экономить
собственные средства за счет объединения усилий в области научных
исследований и строительства атомных электростанций. Пожалуй, нефтяной
кризис 60-х годов был временем «пик» для Евратома. Чернобыль же стал
отправной точкой критического пересмотра прежнего отношения к использованию
атомной энергии: усилилось внимание к вопросам безопасности, охраны
окружающей среды».13
«Безусловно, важнейшее и решающее значение для развития всего процесса
интеграции в Западной Европе имело создание европейского экономического
сообщества. ЕЭС представляло собой объединение общего, в значительной мере
универсального характера, которое охватывало такие важнейшие сферы
жизнедеятельности государств, как экономика и социальное развитие.
Именно Договор о ЕЭС определяет сущность и направленность европейской
интеграции. В нем изложены общие цели и принципы, которые характеризуют
деятельность всех трех Европейских сообществ.
Договор о Европейском экономическом сообществе сравнительно детально и
обстоятельно регулирует задачи и цели ЕЭС. Сообщество призвано обеспечить
гармоничное экономическое развитие, неуклонный, сбалансированный и
стабильный экономический рост, ускоренное повышение уровня жизни и
укрепление
__________________________________________________________________
13 Топорнин Б.Н. Европейское право. Уч-к / институт государства и права
РАН. – М.: ЮРИСТЪ, 1998, - с. 105-111.
связей между объединившимися государствами (ст. 2 Договора о ЕЭС).14
Решающим средством достижения этих целей должно было служить создание
«общего рынка» и реализация четырех свобод, обеспечивающих его формирование
и функционирование. К их числу отнесены свобода движения капиталов,
товаров, услуг и рабочей силы. Договор уточняет меры, необходимые для
построения «общего рынка» и реализация четырех свобод, а равно определяет
основные этапы такого строительства. В течение трех этапов – каждый по
четыре года с возможностью продления отдельных этапов, но при условии, что
в целом переходный период не превысит пятнадцати лет – надлежало создать
Таможенный союз, введя, таким образом, общую внешнюю таможенную границу и
ликвидировав таможенные границы и барьеры внутри Сообщества. Достижению
поставленных целей были подчинены также общие политики, осуществляемые в
рамках Сообществ, а равно система институтов Сообщества, условия и порядок
их деятельности.
Путем заключения специальных соглашений была создана единая система
институтов, охватывающая все три Сообщества. На основе Конвенции об общих
институтах, подписанной одновременно с Римскими договорами в 1957 г., были
созданы общие для всех Сообществ Парламентская Ассамблея и единый Суд.
Значительно больше времени понадобилось для решения вопроса об объединении
таких ведущих институтов, как Совет и Комиссия. Соответствующий Договор о
слиянии был подписан в 1965 г. и вступил в силу в 1967 г. Начиная с этого
периода в рамках Сообществ функционирует единая система институтов.
Реализация целей и задач, сформулированных в учредительных актах,
создавших Европейские сообщества, оказалась делом чрезвычайно трудным и
сложным. Уже примерно в 1968 г. в рамках ЕС было завершено создание
Таможенного союза, введен в действие общий таможенный тариф и в
определенной степени смягчены внутренние барьеры в рамках общего рынка на
пути свободного движе-
__________________________________________________________________
14 Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25
марта 1957 г. // Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об
учреждении Европейского объединения угля и стали, Договор об учреждении
Европейского экономического сообщества, Договор об учреждении Европейского
сообщества по атомной энергии. М. 1994. – с.48.
ния товаров. Однако последовавшие вскоре за этим серьезные потрясения в
валютно-финансовой сфере, вызванные, в частности, отменой золотого паритета
доллара, разразившийся в 70-е годы острый энергетический кризис резко
затормозили развитие интеграционных процессов.
Не менее сложной оказалась задача преодоления экономической стагнации.
Правда, опыт показал, сто за счет коллективных усилий возникшие
экономические и финансовые трудности удалось решить со значительно меньшими
затратами и более эффективно, чем в других странах. Это в значительной мере
сказалось на притягательности Европейских сообществ для других
западноевропейских государств и наряду с прочим стало одним из стимулов
расширения Европейских сообществ. В 1972 г. было подписано соглашение о
вступлении в ЕС Англии, Ирландии и Дании, в 1979 г. – о вступлении Греции,
в 1986 г. – Испании и Португалии. Безусловно, расширение численного состава
ЕС повысило удельный вес, роль и влияние Сообществ в современном мире.
Объединение усилий способствовало в определенной степени преодолению
экономических трудностей.
Вместе с тем вступление в состав Сообщества неодинаковых по уровню
экономического развития государств породило и новые весьма сложные
проблемы, связанные, в частности, с выравниванием уровней экономического
развития, с необходимостью оказания дополнительной помощи и поддержки
отсталым регионам в рамках Европейских сообществ.
Развитие Европейских сообществ выявило также необходимость дополнения
нарастающего экономического сотрудничества более тесным сотрудничеством и в
других областях. В рамках учредительного акта 1957 г. были приняты меры по
распространению юрисдикции Европейских сообществ на такие важные области,
как социальная политика и создание Европейского социального фонда,
региональное развитие и создание соответствующих структур, совместная
политика в области исследований, программа сотрудничества по охране
окружающей среды. Все больше и больше ощущалась необходимость более тесного
сотрудничества государств – членов ЕС в политической сфере, в утверждении
самобытности и идентичности Европейских сообществ на международной арене.
Все эти побудительные причины сыграли свою роль в решении о необходимости
внесения существенных изменений в Римские учредительные акты и в подготовке
к созданию Европейского Союза. Созванная в этих целях межправительственная
конференция подготовила проект нового учредительного акта, который получил
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|