предприятия поступление от поставщиков и выдача в производство, остаткам
материалов в цехах, цеховых кладовых и т.д.
Ответственность за сохранность материальных ресурсов и основных
фондов установлена только для материально-ответственных лиц. За
эффективность использования производственных ресурсов ответственности не
предусматривается. Между тем использование производственных ресурсов
происходит в различных структурных подразделениях выполняющих определенные
операции, в разных сферах деятельности предприятия. При этом каждому из них
соответствует система показателей, которыми характеризуется эффективность.
Финансовый отчет формирует обобщенную информацию о материальных,
трудовых и финансовых затратах на производство по предприятию в целом, по
видам или группам продукции, по заказам. Учёт затрат по центрам
ответственности в России пока не налажен. Руководители подразделений не
имеют в системном бухгалтерском учёте оперативной и текущей информации об
издержках по местам возникновения затрат и показателях эффективности своей
деятельности, о затратах своих подразделений в разрезе однородных элементов
и статьям расхода, о соблюдении ими предельных размеров расхода.
Существенным недостатком современного производственного учёта остается
проблема определения реального вклада каждого подразделения в общие
результаты деятельности предприятия.
Информированность руководителей является главнейшим фактором
повышения эффективности всей системы управления от низших уровней до
высших.
В современных условиях возможности самостоятельности в части
организации и ведения управленческого учёта, отсутствия регламентирующих
постановку учёта для внутренних нужд управления документов, наличия
организационной и вычислительной техники представляется возможным решить
перечисленные выше задачи путем реорганизации производственного учёта в
управленческий.
При разработке системы управленческого учёта ее основополагающим
признаком должен выступать учёт затрат по сферам деятельности в неразрывной
связи с определением эффективности каждой сферы. Такой подход к организации
учёта допускает выделение в качестве составных частей управленческого
учёта:
. снабженческо-заготовительную деятельность;
. производственную деятельность;
. учёт затрат на производство и себестоимость продукции;
. учёт финансово-сбытовой деятельности;
. управленческий учёт организационной деятельности;
. контроллинг.
Снабженческо-заготовительная деятельность в системе управленческого
учёта занимает первоначальное положение, так как это первый передел
производства. В ней должны найти отражение следующие направления
деятельности: расширение оптовых закупок, увеличение объема производства
отдельных изделий, выбор метода закупки (производить самостоятельно или
закупать у поставщика), эффективность инвестирования в оборотные средства
предприятия и капитальные вложения его снабженческо-заготовительных
подразделений.
С этой целью собирается и обобщается информация о затратах по видам
работ и складам, о ценах на приобретение материалов, себестоимости
изготовления полуфабрикатов, оценке выданных в производство материальных
ресурсов. Особая роль отводится составлению смет затрат по процессам -
приобретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение,
обеспечение рабочих мест, а также контролю за их исполнением.
Результативная информация о снабженческо-заготовительной деятельности
используется для расчета критической точки объема снабжения.
Управленческий учёт производственной деятельности - центральное звено
системы управленческого учёта. Здесь сгруппирована информация о затратах по
целям, функциям и их поведению. Значительное место в производственном учёте
отводится нормированию издержек - материальных, трудовых и накладных
расходов, способам отражения фактических и нормативных затрат. При этом
производственный учёт организуется как единый процесс учёта затрат и
калькулирования.
Каждое предприятие в зависимости от особенностей технологии, техники,
организации производства и труда, сложности и номенклатуры выпускаемой
продукции может выбирать свою модель организации учёта производства с
применением соответствующие методов. На этом участке учёта определяется
себестоимость продуктов для различных целей управления.
Учёт финансово-сбытовой деятельности — собирает, обрабатывает и
формирует информацию об ассортименте выпуска продукции, его выгодности, о
составе покупателей, рыночных тенденциях, расходах на рекламу, упаковку, о
сроках хранения и количестве на складах готовой продукции. Составляются
сметы затрат по отделам и сегментам финансово-сбытовой деятельности и
контролируется их исполнение. На этом участке учёта определяют наиболее
выгодны» для производства продукт, факторы, влияющие на размер
маржинального дохода как всего объема производства, так и отдельных
продуктов.
Руководителям предоставляется информация для принятия решений,
позволяющих максимизировать прибыль в краткосрочном периоде.
Управленческий учёт организационной деятельности необходим для
удовлетворения требований менеджеров разных уровней управления в информации
о собственных затратах, принципах формирования трансфертных цен, об
оптимальном уровне специализации и разделении труда на предприятии,
правильности выбора размере подразделений, обоснованности по отношению к
производственным подразделениям применения принципа «затраты — объем
переработки сырья — прибыль».
Здесь составляют и контролируют исполнение смет расходов по
организационной деятельности, проводят учётно-аналитические расчеты
критической точки объема производства, переменных и постоянных расходов,
общей себестоимости, трансфертных цен прибыли. Этот участок учёта
представляет сводную информацию по центрам затрат, ответственности и
рентабельности.
Контроллинг - представляет собой систему управления процессом
реализации конечной цели предприятия. Это - понятие очень широкое. В
литературе разные авторы дают различное определение сущности контроллинга.
Контроллинг выступает как регулятор предпринимательской деятельности
предприятия, потому выполняет специфичные функции:
информационную - формируется информация, обеспечивающая методологию
принятия решений и их координацию;
управляющую — используются нормативные, плановые и фактические
данные, отклонения, выявленные по предприятию н его структурным
подразделениям в целях координации методов, способов и задач достижения
конечной цели предприятия;
контрольную — ориентируется на контроль экономичности работы
предприятия и его подразделений.
Функции контроллинга позволяют сформулировать его отличия от
управленческого учёта и ревизии.
Все составные части управленческого учёта взаимосвязаны»
формирующийся в них перечень информации характеризует уровень
организованности и совершенствования управленческого учёта на предприятии и
системы управления в целом.
1.3.1 Системы управленческого учёта
Производственные мощности предприятий и фактические объёмы
производства определяют масштабы применения систем управленческого учёта.
Система управленческого учёта характеризуется объемом информации,
поставленными перед ней целями, критериями и средствами достижения целей,
составом элементов и их взаимодействием. Классификация систем
управленческого учёта:
I. Широта охвата информацией:
n полная система;
n система с целевым набором проблем;
II. Степень взаимосвязи финансового и управленческого учёта:
n интегрированная (монистическая);
n автономная;
III. Оперативность затрат:
n фактических (прошлых, исторических);
n стандартных (нормированных);
IV. Полнота включения затрат в себестоимость:
n полных;
n частичных.
Признаками классификации являются широта охвата информацией, степень
взаимосвязи финансового и управленческого учёта, оперативность затрат на
производство, полнота включения затрат в
себестоимость продукции.
По широте охвата информацией видов деятельности, организационной
структуры предприятия, продукции различают полные системы, состоящие из
совокупности систематического и проблемного учёта, и системы с целевым
набором их составных частей.
Систематический учёт затрат — финансовый учёт затрат на производство
с его регламентацией по составу затрат, способам регистрации, идентификации
и группировки, представления в отчетности. Элементами систематического
учёта являются:
1) измерение и оценка затрат по приобретению и использованию
производственных ресурсов;
2) контроль в натуральных измерениях процессов снабжения
производства, реализации;
3) группировка затрат по статьям расхода и элементам, по местам
возникновения, по видам продукции, работ и услуг, а также порядок включения
затрат в себестоимость;
4) внутренняя и внешняя отчетность, удовлетворяющая свои
пользователей по срокам, содержанию и частоте представления.
Проблемный учёт формирует информацию об экономической
технологической, конструкторской и организационной подготовки производства;
о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и
рационализации расхода производственных ресурсов.
Решение задач проблемного учёта происходит с использованием методов
программирования, нормирования, планирования, прогноза, системного
экономического анализа, контроля и регулирование на основе фактических
данных производственного учёта и статистики.
Содержание понятия «проблемный учёт» показывает, что данные этого
учёта используются для решения будущих экономических и производственных
проблем предприятия. Проблемный учёт готовит информацию:
. для планирования и прогнозирования затрат и доходов, нормирования и
составления смет (бюджетов);
. анализа расходов и отклонений от нормативов (стандартов) и анализа
доходности производства продуктов;
. оценки деятельности структурных подразделений и предприятия в целом по
критерию величины затрат и доходов, получаемых в процессе производства и
сбыта;
. принятия многовариантных управленческих решений на ближнюю и дальнюю
перспективу в области производства и сбыта, кооперирования, импорта и
экспорта, ассортимента продукции и других проблем; разработки моделей
управления запасами и затратами, обеспечивающих оптимизацию затрат и
доходов.
По степени взаимосвязи финансового (систематический учёт затрат и
доходов) и управленческого учёта в практике зарубежных стран применяют два
варианта: монистическую и автономную системы.
Монистическая — интегрированная система, объединяющая систематический
и проблемный учёт на основе прямой и обратной связи на счетах
бухгалтерского учёта. Систематический учёт путем отражения на счетах
бухгалтерского учёта производственных издержек, готовой продукции и ее
реализации дает возможность оценить деятельность предприятия, его
финансовое положение. Дополняя финансовую информацию данными внутренней
отчетности, администрация может оценить рациональность организации
производства на любом его участке. Из оперативных сведений и отчетности
материально-ответственных лиц определяются положительные и отрицательные
отклонения от действующих стандартов. Тем самым создаются предпосылки
организации действующей системы контроля за издержками и доходами.
Думается, что предприятиям небольших по объему производства размеров
или выпускающим однородную по своему составу продукцию следует применять
интегрированную систему учёта,
Автономная система представляет собой обособленное создание
систематического и проблемного учёта. Связь между финансовым управленческим
учётом осуществляется с помощью так называемы парных контрольных счетов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|