Структура и закономерности инновационного процесса
Содержание.
1. Инновационный менеджмент – одно из направлений
стратегического планирования.
1.1 Нововведения как объект инновационного менеджмента
. Рынок новшеств (новаций)
. Рынок чистой конкуренции нововведений
. Рынок капитала (инвестиций)
2. Инновационный проект: понятия, основные этапы создания и
реализации.
3. Эффективность инновационного процесса.
4. Методы оценки инвестиционных проектов
. Срок окупаемости инвестиций
. Коэффициент эффективности инвестиций
. Дисконтирование денежных потоков
. Чистая текущая стоимость
. Рентабельность инвестиций
. Метод перечня критериев
. Балльный метод
. Прочие методы
5. Порядок оценки инвестиционных проектов
6. Литература
1. Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического
планирования.
1. Нововведения как объект инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной
общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее
время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам
управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной
деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты
хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного
общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего
использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение
достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для
централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования,
где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую
самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи.
Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных
понятий в области инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом
английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает
“введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”.
Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод,
изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в
буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования
новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества
приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс
введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.
Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение
(инновацию) называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество,
новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения,
новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное
признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже
в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат
ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества
(новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных
ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях
рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках
которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами
инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения.
Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала
(инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции
нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной
деятельности (рис.1).
Рис.1 Схема инновационной деятельности.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование
новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-
технических и социально-экономических решений производственного,
финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период
времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его
использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом
последовательности проведения работ жизненный цикл инновации
рассматривается как инновационный процесс.
Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и
научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на
который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в
соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и
другими законодательными и нормативными актами.
В мировой практике принято различать научную (научно-
исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также
экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-
исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и
применение новых знаний.
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные
коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские
подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и
отделы, отечественные и зарубежные новаторы. Классификация инноваций и
инновационных процессов представлена на рисунке 1.14.
Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции
называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со
сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не
оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия
“чистой” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой,
неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между
субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения
капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-
технической деятельности.
Ранее отмечалось, что от новшества как результата научной и научно
технической деятельности до нововведения как общественного признания новых
технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляется
процесс с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает
в этом процессе с двойственных позиций, которые представляют собой единство
и борьбу противоположностей.
При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств
определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и
научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшеств в
нововведения.
Рынок капитала (инвестиций). Трудно найти организацию, которая не
хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести
и/или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры, осветительную
аппаратуру и т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии,
конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги),
найти новые рынки сбыта своей продукции, новых поставщиков и покупателей.
Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды
энергии, ресурсосберегающие технологии и т.п. Мировое сообщество
осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства полета
на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие
науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в
качестве основного ограничения удовольствия потребностей любого субъекта
хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный,
акционерный, венчурный, уставный и др.).
Основные факторы развития рынка капитала представлены на рис. 3.
В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и
среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3
- 5 лет и более. В условиях глубокого экономического кризиса в Российской
Федерации государственные источники финансирования резко сокращаются.
Концепцией государственной промышленной политики России, разработанной
Государственным комитетом РФ по промышленной политике, предусматривается
закрепление в законодательном порядке следующих основных норм
инвестиционной политики в промышленности:
. На безвозвратной основе из федерального бюджета могут
финансироваться только фундаментальные научные исследования, а
также объекты федерального значения некоммерческого характера и
объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;
. Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться
только на возвратной и конкурсной основе;
. Преимущественными формами предоставления государственных ресурсов
на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных
бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным
бумагам.
В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения
средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В
специальной литературе можно встретить различные варианты классификации
инвестиций, один из которых представлен на рис.5. По экономической сущности
и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные
инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования,
приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы.
Финансовые инвестиции – это покупка субъектами хозяйствования и частными
лицами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток капитала в
бизнес происходит через инвестирование средств в ценные бумаги.
Рассмотрев рынок новшеств, рынок чистой конкуренции и рынок капитала
(инвестиций) как основных составляющих инновационной сферы, сформулируем
содержание понятия “инновационная сфера”, определим область инновационной
деятельности как формы общественного разделения труда и охарактеризуем
основные этапы инновационного процесса.
Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия
инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной
продукции, услуги и организации в целом. На этом инновационный процесс
завершается.
2. Инновационный проект: понятия, основные
этапы создания и реализации
Понятие инновационный проект употребляется в двух смыслах:
1. Как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление
комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение
определенных целей;
2. Как система организационно-правовых и расчетно-финансовых
документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.
Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для
его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от
состояния, когда “проекта еще нет”, до состояния, когда “проекта уже нет”.
Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект,
называют фазами. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои
цели и задачи (таблица 1).
Создание и реализация проекта включает следующие этапы:
1. Формирование инвестиционного замысла (идеи);
2. Исследование инвестиционных возможностей;
3. Подготовка контрактной документации;
4. Подготовка проектной документации;
5. Строительно-монтажные работы;
6. Эксплуатация объекта;
7. Мониторинг экономических показателей.
Таблица 1.
Содержание фаз жизненного цикла проекта.
|Прединвестиционная фаза |Инвестиционная фаза |
|Проекта |Проекта |
|Прединвестицио|Разработка |Проведение |Реализация |Завершение |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|