2) контроль за сертификацией туристского продукта;
3) координация деятельности органов и организаций сферы туризма;
4) утверждение порядка предоставления туристских услуг
туроператорами и турагентами на объектах государственной
собственности, расположенной на территории области;
5) создание координационного совета по туризму для координации
деятельности органов исполнительной власти области, органов
местного самоуправления, общественных организаций и объединений
в сфере туризма и предприятий туристской индустрии;
6) формирование системы официальных туристских агентов
Администрации области на конкурсной основе;
7) утверждение положения об официальных туристских агентах
Администрации области;
8) осуществление взаимодействия с соответствующими органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в целях
координации действий в сфере туризма и продвижения туристского
продукта на российском туристском рынке;
9) разработка и реализация областных комплексных целевых программ
по развитию туристской индустрии;
10) заключение с субъектами Российской Федерации соглашений о
сотрудничестве и единой политике в сфере туризма;
11) осуществление взаимодействия с соответствующими субъектами
иностранных государств для разработки и реализации общей
стратегии развития туризма и его приоритетных направлений;
12) заключение с заинтересованными субъектами иностранных государств
соглашений по вопросам туризма в порядке, установленном
законодательством;
13) принятие нормативно-правовых актов в пределах компетенции по
вопросам регулирования туристской деятельности;
14) формирование внебюджетных фондов развития туризма;
15) разработка системы сбора и анализа информации о деятельности
организаций в сфере туризма в области;
16) осуществление иных полномочий, вытекающих из положений
федерального и областного законодательства.
К компетенции органов местного самоуправления в сфере туризма
относится [1;ст.9]:
1) создание совета по туризму по вопросам взаимодействия и
координации деятельности общественных организаций и объединений
в сфере туризма и организаций туристской индустрии на территории
муниципальных образований;
2) утверждение положения о муниципальных официальных туристских
агентах;
3) осуществление взаимодействия с муниципальными образованиями
области по вопросам туризма;
4) разработка и реализация муниципальных программ по развитию
туристской деятельности;
5) заключение соглашений о сотрудничестве в сфере туризма;
6) принятие нормативно-правовых актов по вопросам регулирования
туристской деятельности в пределах своей компетенции;
7) формирование целевых муниципальных внебюджетных фондов развития
туризма и утверждение положения о них.
Органы управления туризмом в Псковской области представлены комитетом
по внешним связям и туризму Администрации области. Комитет занимается
управлением туризма на региональном уровне и уделяет большое внимание
въездному международному и внутреннему туризму. Основная роль в процессе
формирования и продвижения псковского регионального туристского продукта
принадлежит также комитету.
Комитет выступил с законодательной инициативой о разработке проекта
закона Псковской области «О туристской деятельности в Псковской области»,
который был принят 8 июля 1999 года Областным Собранием.
Разработана Подпрограмма развития туризма на 2002-2006 г. Подпрограмма
направлена на создание правовой, организационной экономической базы
современной туристской индустрии в Псковской области. Главная цель
подпрограммы – создание в области современного высокоэффективного и
конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие
туристские возможности для удовлетворения потребностей российских и
иностранных граждан в туристских услугах, развитие народного хозяйства
области посредством создания новых рабочих мест, сохранения и рационального
использования историко-культурного и природного потенциала области,
увеличения налоговых поступлений. Основные направления подпрограммы
включают в себя формирование современного туристского рынка на основе
развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе
туристских организаций; создание условий для приоритетного развития
внутреннего и въездного туризма и социального туризма; расширение
международного сотрудничества; развитие материальной базы путем привлечения
инвестиций; формирование системы подготовки туристских кадров; разработка
системы социально-экономической оценки эффективности туристской
деятельности на территории области; совершенствование системы
информационного обеспечения; проведение активной рекламной деятельности,
направленной на формирование образа Псковской области, как области,
благоприятной для туризма.
Подписано соглашение о сотрудничестве между Администрацией Псковской
области и Министерством экономического развития депертаментом туризма. По
предложению комитета в целях улучшения качества экскурсионного обслуживания
российских и иностранных граждан утверждено постановлением Администрации
области положение "О порядке предоставления туристских услуг туроператорами
и турагентами на объектах государственной собственности, расположенных на
территории Псковской области» [42]. Положение вводит обязательную
регистрацию всех экскурсоводов на проведение экскурсий с целью контроля
качества предоставляемых услуг.
Комитету предоставлено право лицензирования международной туристской
деятельности, что является важнейшим рычагом государственного регулирования
в туризме. Проводятся рабочие совещания с туристскими фирмами области.
Выполняются мероприятия по проверке соблюдения условий действия лицензии на
международную туристскую деятельность, а также проверка устранения хода
недостатков, выявленных при проверке. Доходы бюджета от лицензирования
приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Доходы бюджета от лицензирования туристской деятельности
|Показатели |1998 |1999 |2000 |
|Выдано (переоформлено) | | | |
|лицензий, шт. |9 |7 |9 |
|Доход, тыс. руб. |34,4 |5,9 |9,7 |
Одной из важнейших задач комитета является расширение государственного
обеспечения развития туризма. На сегодняшний день в Невельском и Печорском
районах отделы культуры преобразованы в отделы культуры и туризма, что дало
положительный результат. В этих районах разработаны программы развития
туризма. Сегодня ведется работа по реорганизации Пушкиногорского отдела
культуры в отдел по культуре и туризму.
В международной сети «Интернет» создана официальная туристская
страница комитета по внешним связям и туризму Администрации области на
русском и английском языках. Издан туристский рекламно-информационный
справочник по Псковской области. Это в какой-то мере упростит доступ к
информации заинтересованным субъектам.
Комитет организует участие делегаций Администрации области и
туристских фирм в международных туристских выставках.
Меры, принимаемые комитетом настоящее время, оказали положительное
воздействие на развитие внутреннего и въездного туризма на территории
Псковщины. За последние несколько лет наметились тенденции роста въездного
потока на территорию области. По оценкам северо-западного отделения РАТА
(Российской Ассоциации туристских агентств) г. Псков в 2000 году вошел в
число российских городов наиболее привлекательных для посещения туристов
[42].
Выводы по 1 главе
Туризм - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя
деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских
услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей
человека, возникающих в период его путешествия (поездки).
Продуктом сферы туризма как отрасли национальной экономики является
право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги
создаются в других отраслях экономики
В туризме выделяют три экономические функции: производственная,
обеспечения занятости и создания дохода.
Свое начало развитие туризма берет в античном мире. На современной
этапе – с 1985 года, который может быть назван переходным периодом в
развитии туризма, можно выделить четыре тенденции:
1) изменение в структуре спроса и в сегментации туристического
рынка;
2) развитие частных, средних и малых предприятий;
3) возникновение частной собственности, в частности на землю;
4) разработка специального законодательства, регулирующего развитие
отрасли туризма.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими развитие отрасли
туризма являются Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации", Концепция
реорганизации и развития туризма в РФ #G1одобренная Указом Президента
Российской Федерации от 22 декабря 1995 года N 1284, Указ Президента РФ ''О
реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации'' (с изменениями на
6 апреля 2000 года), закон № 48-оз ''О туристской деятельности в Псковской
области'' от 14 июля 1999 года, Подпрограмма развития туризма на 2002-2006
гг., ''Основные направления деятельности Администрации города Пскова в
сфере туризма на 2001-2003 гг.'' (Приложение N 1 к распоряжению
Администрации города Пскова от 04.12.2001года N 4133-р).
В соответствии с законодательством, каждый уровень государственной
власти выполняет свои нормативно-правовые функции. Так, первый уровень
государственной власти - Федеральное Собрание в составе Совета Федерации и
Государственной Думы выполняет представительную и законодательную функции.
На следующем уровне находится власть субъектов Российской Федерации, а
именно: Областное собрание депутатов, являющееся высшим представительным и
законодательным органом; и Администрация области, являющаяся высшим
исполнительным органом. Уровень местного самоуправления представлен
Администрацией города, выполняющем исполнительную и представительную
функции.
Глава 2. Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской
области
2.1. Анализ потенциала развития туризма
Псковская область является очень привлекательной территорией для
туристов с точки зрения расположения, экологической обстановки и культурно-
исторического наследия. Псковская область расположена на северо-западе
Российской Федерации. Территория области 55,3 тысяч кв. км., включая 2 100
кв. км. озер. Протяженность области с севера на юг - 380 км, с запада на
восток - 260 км. Площадь Псковской области больше чем территория Дании,
Нидерландов, Швейцарии или Эстонии. При этом население области
сравнительно небольшое - 778 тыс. человек, что обуславливает наличие
нетронутых и экологически чистых мест.
Область административно разделена на 24 района, из них 9 –
приграничных, имеет два относительно больших экономических центра: город
Псков в центральной части региона и город Великие Луки на юге.
Главной особенностью экономического и географического положения
Псковской области является ее приграничное расположение. Псковская область
имеет:
. внутренние границы с Новгородской и Ленинградской областями Северо-
западного района, Тверской и Смоленской областями Центрального
района Российской Федерации. это дает возможность изучать
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|