объектов и предприятий, а также однородный профессиональный состав группы
предопределяет целесообразность выделения таких поездок в отдельную
разновидность такого туризма. Развитие делового туризма в первую очередь
связанно с интернационализацией бизнеса, который в последнее время
захватывает крупнейшие компании мира.
c) Этнический. Цель этого туризма - посещение родственников, места
рождения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для
стран, часть населения которых проживает за границей - Польша, Венгрия,
Югославия.
d) Религиозный. Религиозный туризм (паломничество) является одним из
самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к
«святым местам» с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных
праздников или для замаливания грехов. Зарождение паломничества связанно с
формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество, как и
туризм вообще, бывает внутренний (в пределах отдельной страны) и
международный. Паломники оставляют в стане пребывания существенную долю
взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим
тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка,
Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.
e) Спортивный. Спортивный туризм - это поездки для участия в
различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две
разновидности: активный - поездка и пребывание в посещаемом месте для
непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный - когда
поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях
в качестве зрителя.
f) Рекреационный. Рекреационный туризм или отпускной - это
передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для
восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира
этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым.
g) Учебный. Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения
или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные - изучения
иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение
с носителями языка.
h) Экзотический. Экзотический туризм связан с желанием увидеть,
познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни.
Это климатические условия, необычная флора и фауна, кухня разных народов,
архитектура, национальные обычаи и др.
i) Экологический. Экологический туризм получил наиболее широкое
распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем
приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей
среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще
проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер
(например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее
и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы
друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В
международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его
присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы
предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их
здоровью.
2. По способу передвижения.
a) пешеходный туризм;
b) велосипедный туризм;
c) конный туризм;
d) альпинизм;
e) лыжный туризм;
f) мототуризм.
3. По степени использования транспортных средств.
Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как
внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием
стандартных видов транспорта:
a) воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания),
b) водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы),
c) сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские
автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.)
d) использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога,
фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.).
4. В зависимости от средств размещения туристов различают следующие
виды туризма:
a) Туризм в отеле.
b) Туризм в мотеле.
c) Туризм в пансионе.
d) Кемпинговый туризм.
e) Туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д.
Отели, как правило, расположены либо в центре города, либо недалеко от
аэропорта или железнодорожного вокзала.
Мотели располагаются либо вдоль автомобильной трассы, либо на окраине
города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу
по автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.)
Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют
клиентам жилье в одном или нескольких номерах, сопутствующие услуги и
автономную кухню.
Кемпинги, туристические деревни, турбазы – это помещения,
расположенные, как правило, в загородной местности, предназначенные для
размещения как обычных, так и автотуристов.
Туристические деревни – это сервисные хозяйства с единым управлением,
огороженные и оборудованные для отдыха и ночевки туристов, не имеющих
автономного оборудования, необходимого для ночевки.
Все перечисленные выше средства относят к гостиничным предприятиям
различных категорий, и они подлежат сертификации на предмет номенклатуры и
качества услуг, оказываемых туристам. Средства размещения разделяются
также на постоянные, в которых прием туристов осуществляется круглый год, и
сезонные – обслуживающие туристов только в определенное время года, в
туристский сезон.
5. По сроку поездки.
По сроку пребывания поездки делятся на:
a) продолжительные,
b) краткосрочные
c) туры выходного дня.
6. По сезонности.
a) Летний (с конца мая по середину сентября в период летних
отпусков и школьных каникул).
b) Зимний (с середина декабря до конца февраля - период
горнолыжного сезона, рождественских и новогоднего праздников)
c) Межсезон (полусезон). В нашей области - осень и весна,
количество туристов значительно уменьшается в сравнении с
активным сезоном.
7. По уровню организации.
a) Индивидуальный тур - независимое путешествие одного или
нескольких лиц и связанно с обслуживанием, носящим
персональный характер, как правило, с более высокими ценами.
b) Групповой тур - совместная поездка нескольких лиц по единому
маршруту и на одинаковых условиях. Объединение туристов в
одну группу обуславливается общностью интересов и целей
поездки, а также сравнительно более низкими ценами по
сравнению с индивидуальными турами в связи с предоставлением
групповых скидок.
Характер организации путешествия может быть организованный и
самодеятельный.
Путешествие отдельного туриста или группы туристов по предварительно
разработанной туристической фирмой программе называется организованным.
Организованные туристы обеспечиваются необходимым туристическим сервисом,
который оговаривается в заранее приобретенных турах.
Самодеятельный или так называемый альтернативный туризм, где в
качестве организатора путешествия выступает не туроператора, а сам турист,
путешественник, используя рекламные материалы, с помощью информационных
сетей. Иными словами, турист сам определяет длительность поездки, маршрут,
посещаемые объекты, сам бронирует гостиницу и т. д., он несвязан никакими
обязательствами с туристической фирмой.
8. По демографическому и социальному составу участников поездки.
В зависимости от места проживания туриста (городской житель или
сельский), от социального положения в обществе (детский, школьный,
молодежный, семейный, по профессиональному составу и др.) Играет роль и
возраст туриста, в последнее время, значительно увеличилось количество
путешественников преклонного (пенсионного) возраста.
9. По направленности туристических потоков.
a) Въездной - путешествия лиц по стране, постоянно проживающих в
других станах.
b) Выездной - путешествие лиц постоянно проживающих в стране, в
другую страну.
c) Внутренний - путешествие по стане лиц, постоянно в ней
проживающих.
10. По принципу оплаты.
a) Коммерческий. Это стандартный вариант, когда туристическая
фирма реализует свой турпродукт покупателю и соответственно
получает прибыль.
b) Социальный. Под социальным туризмом понимаются путешествия,
субсидируемые из средств, выделяемых государством на
социальные нужды, при этом, отдельным категориям туристов
государство, в порядке, установленном законодательством,
предоставляет льготы социального характера.
c) Интенсив-туризм. Представляет собой поощрительную поездку за
счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за
достижения в труде (например, за повышение общего объема
продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т.
д.).
Основные факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и
динамичные. К статичным относятся совокупность природно-географических
факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь
приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными
для использования. Природно-климатические и географические факторы находят
выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности,
подземных богатствах (минеральные пещеры). Культурно-исторические факторы
(памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже, в значительной мере можно
отнести к статичным факторам.
К динамичным относятся демографические, социально-экономические,
материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную
оценку значения, меняющиеся во времени и в пространстве.
Кроме того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние
(экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние (экзогенные) факторы
воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений.
К их числу относятся экономические и финансовые факторы:
> улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации;
> увеличение (снижение) персонального дохода;
> более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от
выделенной на отдых части доходов;
> возрастание (снижение) доли общественно-выделяемях средств на
покрытие расходов на туризм и путешествия.
К социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма,
относятся также повышение уровня образования, культуры, эстетических
потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно
рассматривать стремление людей познакомится с бытом, историей, культурой,
условиями жизни различных стран.
Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и
правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной
инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности
путешествий.
Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие
непосредственно в сфере туризма. К ним относятся, прежде всего, материально-
технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма.
Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта,
предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма,
занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристической
деятельности может иметь очень серьезные колебания. Туристские организации
и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных
спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (разница в величине
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|