населения через средства массовой информации о результатах контроля органов
управления и, при наличии недостатков в их деятельности, о принятых мерах
по устранению этих недостатков, а также к должностным лицам, по вине
которых эти недостатки были допущены.
Общие принципы контроля органов государственного и муниципального
управления отражают социально-политическую сторону контроля.
К методам контроля в органах государственного и муниципального управления
относятся:
- анализ документов, характеризующих объект контроля: планы работы, отчеты
об исполнении этих планов, принятые решения т.п.;
- непосредственное изучение объекта контроля на месте, посредством бесед с
должностными лицами и служащими;
- заслушивание отчетов должностных лиц на заседаниях коллегии органа
управления;
- периодическая аттестация служащих на соответствие занимаемым должностям.
| |Виды контроля | |
|политический |административный |судебный |
|внешний |внутренний |
|общий |частный |
|непрерывный |периодический |
| | |собеседование по важным |
|контроль |заслушивание |вопросам с работниками и|
|выполнения |отчетов |руководителями |
|предварительный |промежуточный |окончательный |
|контроль текущих |контроль деятельности |контроль исполнения |
|результатов труда |органа управления |распорядительных |
|работников | |документов |
В органах государственного и муниципального управления осуществляется
предварительный, текущий и заключительный контроль.
Предварительный контроль используется в трех ключевых областях - по
отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
Предварительный контроль должен ответить на следующие вопросы:
1. Достаточно ли знаний и навыков у сотрудников подразделений, которые
будут исполнять распоряжение?
2. Достаточно ли материальных и финансовых ресурсов для выполнения
распоряжения?
Предварительный контроль исполнения осуществляется в период
подготовки постановлений и распоряжений и последующей постановки
утвержденных документов на контроль. К этой работе должны привлекаться все
заинтересованные структурные подразделения, которые в дальнейшем будут
реализовывать распорядительные документы на практике. Также необходима
информация об исполнении подобных распоряжений в прошлом и анализ
существовавших отклонений с предложением путей их преодоления. Все это
позволяет обеспечить актуальность принимаемых решений и уже на стадии
подготовки предусмотреть неукоснительное их исполнение.[20]
Текущий контроль исполнения осуществляется непосредственно в ходе
проведения работ. Чаще всего его объектом является выполнение сотрудниками
администрации распорядительных документов, а сам он традиционно является
прерогативой их непосредственного начальника и контрольных органов.
Регулярная проверка работы, обсуждение возникающих проблем и предложений по
усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных шагов
по исполнению документа. Если же позволить этим отклонениям развиться, они
могут перерасти в серьезные трудности. Таким образом, необходима постоянная
обратная связь субъекта управления с объектом управления.
Простейшим примером обратной связи является сообщение контрольного органа
руководителям подразделений о том, что их работа неудовлетворительна, если
он видит, что они допускают определенные отклонения. Системы обратной связи
позволяют руководству выявить множество непредвиденных проблем и
скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения от
наиболее эффективного пути исполнения документа.
Планы и организационные мероприятия - это лишь намерения достичь
такого состояния, какое хотелось бы видеть в будущем руководству. Множество
разнообразных обстоятельств может воспрепятствовать тому, чтобы задуманное
реализовалось. Изменение законов, социальных ценностей и других переменных
величин окружающей среды могут превратить планы, вполне реальные в момент
их формирования, через некоторое время в нечто совершенно недостижимое. Для
того, чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на подобные
изменения, нужен эффективный механизм оценки воздействия на них этих
перемен.[21]
Кроме того, даже самые лучшие организационные построения имеют свои
изъяны. Программы, выглядящие привлекательно на бумаге и успешно
использовавшиеся в другом месте и в другое время, могут и не оправдать всех
надежд, возлагающихся на нее руководством.
Еще одним фактором неопределенности, постоянно присутствующим в
управлении, являются люди, исполняющие распорядительные документы.
Несмотря на многочисленные успехи в понимании механизма поведения людей в
процессе трудовой деятельности, потребуется немало времени для того, чтобы
сколько-нибудь связно и детально прогнозировать ответную реакцию работников
на введение новых инструкций и команд, возложение дополнительных прав и
обязанностей.
Вовремя не устраненные ошибки и проблемы, возникающие при анализе
ситуации внутри администрации, переплетаются с ошибками в оценке будущих
условий окружающей среды и поведения людей. Вероятность такого переплетения
в администрации весьма велика из-за высокой степени взаимосвязи различных
подразделений.
Контроль должен иметь стратегический характер, т.е. поддерживать цели
и задачи той структуры, той организации, в интересах которых он существует.
Одна из важнейших задач контроля в связи с этим состоит в обеспечении
действенности принимаемых решений, реализации задуманных планов и
нацеленности на практические результаты. Администрация обязана обладать
способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как
они повредят достижению целей. Когда она достигает желаемых целей и в
состоянии сформулировать новые, мы можем сказать, что контроль здесь
существует, что он эффективен.[22]
Если рассматривать управление, в основном, как попытку обеспечить
функционирование администрации в качестве открытой системы с эффективной
обратной связью, т.е. как системы, обеспечивающей выходные характеристики
на заданном уровне, несмотря на воздействие внешних и внутренних
отклоняющих факторов, то понятно, что хорошее управление выходит далеко за
рамки простого стремления обеспечить устойчивость системы и соответствующим
образом реагировать на возникающие проблемы. Необходимо гибко реагировать
на реальные условия и совершенствовать деятельность управления, изначально
заняв активную позицию, для эффективной работы в долгосрочном плане.
Таким образом, контроль исполнения решений – одна из главных функций
управления. Система контроля – неотъемлемая часть любой управляющей
организации. Нельзя не согласиться с представителями современного
менеджмента в том, что только посредством применения систем контроля
организация способна обеспечить достижение своих целей. Сущность контроля
заключается в фиксировании адекватности целям решений направления,
управленческих действий и результата этих действий. Контроль в конечном
итоге устанавливает насколько изменение объекта доведено до его
запланированного состояния. Иными словами, насколько достигнутый результат
соответствует цели, выраженной в проекте. Контроль, ориентированный на
конечный результат, вместе с тем составляет часть всего процесса исполнения
решения, так как начинается он с момента реализации проекта.
К контролю исполнения предъявляется ряд требований, которые вытекают
из общих и частных принципов контроля, игнорирование которых приводит к
неэффективности контроля за исполнением решений.
Ход процесса исполнения решений во многом зависит от того, в какой
мере управляющий орган ориентируется в ситуации, сопровождающий процесс,
учитывает ли он происходящие изменения экономических, социально-
политических и др. условий.
Контроль исполнения решений и есть тот механизм, который привлекает
внимание руководства к возникающим противоречиям между поведением
управляющих и изменившимися условиями их деятельности, стимулирует поиск
новых приемов реализации управленческих функций.[23]
Контроль, правильным образом организованный, выступает также как
стимулирующий фактор. Систематическая информация о ходе деятельности и
результатах способствует самоконтролю за работой, мотивирует рост
коллективной ответственности за исполнение решений и заинтересованность в
успехе.
Глава 2. Система государственного контроля исполнения нормативно-
правовых документов.
2.1. Контроль исполнения нормативно-правовых документов в органах
государственного и муниципального управления.
Основным содержанием деятельности органов государственного и
муниципального управления является руководство хозяйственным и социально-
культурным развитием на соответствующей территории. Такое руководство орган
управления осуществляет посредством принимаемых управленческих решений.
Важнейшими функциями государственного и муниципального управления
являются организация выполнения управленческих решений (распорядительных
документов) органов государственного и муниципального управления и контроль
их исполнения. Эффективность деятельности органов управления по достижению
их целей в значительной степени определяется уровнем организации выполнения
распорядительных документов в органах управления и контроля их исполнения.
От систематичности и целенаправленности организации выполнения
распорядительных документов и контроля их исполнения зависит своевременное
и качественное выполнение решений вышестоящих органов государственной
власти, решений представительного органа территориального образования, а
также собственных решений органа государственного и муниципального
управления.
Согласно классификации, предложенной профессором Радченко, контроль
исполнения распорядительных документов следует относить к общим функциям
государственного и муниципального управления. Каждая общая функция
управления образуется на базе одной или двух основных функций социального
управления (планирование, организация, мотивация, контроль и учет,
регулирование и координирование).
Целью подсистемы контроля за исполнением нормативно-правовых актов
является обеспечение эффективности управления на основе организации
выполнения управленческих решений, а также слежения за сроками, объёмами и
качеством их исполнения, принятия своевременных мер по выполнению этих
решений.
Для достижения поставленной цели, данной подсистемой должны быть
выполнены следующие комплексы однородных работ:
- регистрация, учёт и постановка документов на контроль;
- разработка планов мероприятий по выполнению документов;
- своевременное выявление отклонений от заданий, предусмотренных в
документах, по срокам и объёмам выполненных работ;
- информирование исполнителей о приближении сроков исполнения
распорядительных документов;
- воздействие в необходимых случаях на исполнителей распорядительных
документов, по вине которых нарушаются сроки исполнения документов;
- регулярное информирование руководителей органа управления о ходе
исполнения документов;
- снятие документов с контроля.
Контроль исполнения распорядительных документов основывается как на
общих, так и на частных принципах контроля, отражающих организационно-
техническую сторону контроля. К частным принципам контроля исполнения
распорядительных документов органов государственного и муниципального
управления относятся:
- системность контроля исполнения распорядительных документов;
- личная ответственность первого руководителя за состояние контроля
исполнения;
- централизация контроля исполнения;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|