Роль, место и значение исследовательской деятельности в работе менеджера
КУБАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Социально-экономический факультет
Кафедра экономики и управления Специальность - Менеджмент
в социальной сфере
Группа 99 cэф 1
ШУМКОВ Денис Игоревич
РОЛЬ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ МЕНЕДЖЕРА
Курсовая работа по дисциплине
“Исследование социального управления”
Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
профессор
М.М. ШЕСТАКОВ
КРАСНОДАР - 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДИ ДРУГИХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖЕРА.
СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ……………………………………….6
1.1. Основные функции внутрифирменного управления…………………6
1.1.1. Методологический подход к содержанию функций управления ...…6
1.1.2. Суть и назначение основных функций управления…………………. 9
1.2. Информационное обеспечение управления………………………….20
1.2.1. Информация – основа исследовательской функции менеджера…...20
1.2.2. Методы получения информации………………………………….…..25
1.3. Роль и значение исследовательской функции в повышении
эффективности работы менеджера……………………………………….…31
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………… 33
2.1. Методы исследования………………………………………………… 33
2.2. Организация исследования…………………………………………... 34
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………. 36
Глава 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ……………... 40
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...41
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...42
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Информация в современном деловом мире, без преувеличения,
- основной ресурс любой организации, позволяющий добиться успеха. Даже
само существование организации, независимо от её формы собственности, рода
деятельности, степени социальной направленности, без полноценного
информационного обеспечения невозможно. Соответственно, руководитель, не
способный в полной мере (самостоятельно, либо посредством подчиненных,
специалистов) обеспечить себя всей необходимой информацией, обречен на
несостоятельность и, как следствие её, провал в преследуемых целях.
Правильная организация исследовательской деятельности и грамотное
распоряжение полученной информацией, напротив, поможет принять правильное
решение и, в конечном счете, привести фирму к процветанию.
Огромное количество компаний ежегодно прекращает своё существование,
не выдержав соперничества с более сильными, в том числе и в уровне
информатизации, конкурентами. Постоянно меняющаяся ситуация на рынке,
регулярные поправки в законодательстве (особенно в российском), наличие
конкуренции – все эти причины не позволяют расслабиться, требуют
пристального внимания, требуют непрекращающейся исследовательской работы
как внутри организации, так и за её пределами.
ОАО швейная фабрика “Славянская”, как субъект рыночных отношений, в
полной мере может служить примером для выявления роли и места
исследовательской деятельности в её функционировании. Руководству и
должностным лицам этого предприятия каждый день в своей работе приходиться
сталкиваться с ситуациями, когда без своевременного получения необходимой
информации, бывает трудно, а иногда и просто невозможно принять правильное
решение. На примере фабрики можно проследить насколько грамотно
поставленная исследовательская деятельность относительно сформировавшегося
перечня производимых товаров содействует практически бесперебойному
процессу их производства и насколько ослабленное внимание к расширению
рынков сбыта, маркетинговым исследованиям не позволяет фабрике с её хорошим
производственным и кадровым потенциалом стать постоянно развивающимся
предприятием, завоевать ещё большее количество потребителей. Подобная
ситуация характерна не только для рассматриваемого предприятия, в прошлом
государственного, но и для других таких же, которых много осталось после
распада СССР. Значит, актуальность рассматриваемого вопроса очевидна.
Объект исследования - процесс и структура исследовательской
деятельности.
Предмет исследования - средства и методы проведения исследовательской
деятельности, получения управленческой информации.
Цель исследования - проследить зависимость между качеством
исследовательской деятельности предприятия и его эффективностью.
Гипотеза. Для достижения поставленной в данной работе цели необходимо
осуществление 4-х основных обозначенных ниже задач. Вероятно, в процессе их
выполнения предстоит выявить определенные закономерности, связанные с
действием правил и законов рыночной экономики. В соответствии с ними,
скорее всего, будет выявлена прямая зависимость между уровнем развитости
исследовательской деятельности на данном предприятии и степенью его
конкурентоспособности на рынке.
Задачи исследования:
1. Определить степень внимания к исследовательской деятельности на ОАО
швейная фабрика “Славянская” на разных уровнях управления
2. Определить особенности влияния результатов исследования на руководство
предприятия при планировании хозяйственной деятельности и принятии
управленческих решений
3. Найти наиболее эффективные способы получения управленческой информации
для данного предприятия
4. Определить состоятельность обозначенных способов получения
управленческой информации.
Научная новизна результатов данной работы заключается в том, что в ней
впервые рассматривались специальные, адаптированные для конкретной швейной
фабрики методы усовершенствования её исследовательской деятельности и
впервые определялось значение современных исследовательских технологий в
функционировании этого предприятия.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в
дополнении методологических основ управления организацией.
Практическая значимость результатов исследования заключается в
возможности модернизировать подход к организации исследований и получению
управленческой информации в рамках конкретного предприятия.
Структура и объем работы. Работа изложена на 42 страницах машинописного
текста и состоит из введения, 4 глав, выводов и списка литературы, который
содержит ссылки на источники. Работа иллюстрирована 3 таблицами и 2
схемами.
Глава 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДИ ДРУГИХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖЕРА.
СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Основные функции внутрифирменного управления
1.1.1. Методологический подход к содержанию функций управления
Цели и задачи менеджмента и менеджеров являются отправочным моментом для
определения объёма и направления управленческих работ, которые обеспечивают
их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются
составными частями любого процесса управления вне зависимости особенностей
(размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации.
Поэтому их называют общими [19]. В их составе выделяют планирование,
организовывание (организацию), контроль, мотивацию. Некоторые источники
выделяют ещё одну функцию, призванную наиболее четко выполнять основные
четыре - координацию Взаимосвязь между ними представлена диаграммой,
показывающей содержание любого процесса работы.
Схема 1. Взаимосвязь функций менеджмента
[pic]
Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к
контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием
процесса и мотивированием рабочих. В центре диаграммы находится функция
обеспечивающая согласие и взаимодействие всех остальных.
Многосложная структура любой организации образует единое целое
благодаря целенаправленному воздействию на её основные связи и процессы.
Это достигается управленческой деятельность, которая представляет собой
сочетание различных функций (видов деятельности), каждая из которых
направлена на решение специфических, разнообразных и сложных проблем
взаимодействия между отдельными подразделениями организации (коммерческой
фирмы), требующих осуществления большого комплекса конкретных мероприятий.
Сфера управления охватывает не только производство, но и НИОКР, сбыт,
финансы, коммуникации, т.е. все стороны её обширной деятельности.
Если коротко сформулировать круг проблем, решаемых управленческой
деятельностью, то их можно свести к следующему: прежде всего, определяются
конкретные цели развития, выявляется их приоритетность, очередность и
последовательность решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные
задачи, определяются основные направления и пути решения этих задач,
вырабатывается система мероприятий для решения намеченных проблем,
определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения,
устанавливается контроль над выполнением поставленных задач.
Реализация общих задач управления требует создания необходимых
экономических и прочих условий в сфере управления. Так, задача
приспособления производства к требованиям и спросу рынка требует выполнения
функции маркетинга; задача обоснованного определения основных направлений и
пропорций развития материального производства с учетом источников его
обеспечения решается путем осуществления функции планирования; задача
налаживания организационных отношений между различными подразделениями по
выполнению решений и плановых показателей хозяйственной деятельности фирмы
на конкретный период осуществляется путем реализации функции организации;
задача проверки выполнения деятельности, а также сравнение с намеченными
целями и направлениями развития осуществляется через функцию контроля. Это
означает, что содержание каждой функции управления определяется спецификой
задач, которые выполняются в рамках функции. Поэтому сложность производства
и его задач определяет всю сложность управления и его функций.
Это положение имеет важное методологическое значение для раскрытия
сущности и роли отдельных функций управления, которые расширились,
усложнились и дифференцировались в связи с ростом масштабов хозяйственной и
социальной деятельности, диверсификацией и интернационализацией
производства.
Проблема исследования функции управления в современных условиях
является наиболее актуальной, противоречивой и трудоемкой. Она
непосредственно связана с проблемой организации аппарата управления,
совершенствованием всей системы руководства научно-технической и
производственно-сбытовой деятельностью фирмы. Однако, как бы хорошо ни были
развиты функции управления, для осуществления управленческой деятельности
этого еще недостаточно. Необходимы ещё такие экономические рычаги и
инструменты, которые позволяют реализовать эти функции достаточно полно и
эффективно. Мы исходим из положения, согласно которому функции управления и
экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны между собой в единый
экономический (хозяйственный) механизм управления [8].
1.1.2. Суть и назначение основных функций управления
Функции управления деятельностью компании, а соответственно и методы их
реализации, не являются неизменными, раз и навсегда сформировавшимися. Они
постоянно модифицируются и углубляются, в связи с чем усложняется
содержание работ, выполняемых в соответствии с их требованиями. Развитие и
углубление каждой из рассматриваемых функций управления происходит не
только под воздействием внутренних закономерностей их совершенствования, но
и под влиянием требования развития других функций [22].
Отсюда вытекает важное принципиальное положение, согласно которому
развитие каждой из функций управления обуславливается влиянием объективных
требований. Будучи частью общей системы управления, каждая из функций
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|