Реструктуризация предприятия на примере НК "НПЗ"
Министерство общего и профессионального образования РФ
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра менеджмента
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему:
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
(НА ПРИМЕРЕ НК “НПЗ”).
Дипломник Назарова Инна Николаевна
Подпись (Ф.И.О.)
Научный руководитель Макаренко Олег Георгиевич
Подпись (Ф.И.О.)
Рецензент
Подпись (Ф.И.О.)
Консультант Булгакова Ирина Николаевна
Подпись (Ф.И.О.)
Допустить к защите ГЭК
Научный руководитель
_________________ ____ ___________1999г
Самара 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
ГЛАВА 1. Анализ проблем реформирования и реструктуризации предприятий . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.7
1.1 Анализ проблем развития вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . 7
1.2 Общая характеристика предприятия НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . 21
1.3 Зарубежный опыт развития нефтяной промышленности. . . . . 29
ГЛАВА 2. Развитие нефтеперерабатывающих предприятий в системе корпоративных
отношений в новых условиях хозяйствования . . .. . . . 43
2.1 Факторы, определяющие конкурентоспособность в условиях
рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 43
2.2 Ресурсо-правовое обеспечение вертикально-интегрированных связей “ЮКОСа”
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . 52
2.3 Пути развития сервисных подразделений вертикально-интегрированной
компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ГЛАВА 3. Пути повышения конкурентоспособности НПЗ – как основа
реструктуризации предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . 70
3.1 Методические вопросы реформирования и реструктуризации предприятий . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . 70
3.2 Развитие маркетинга на НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . 77
3.3 Совершенствование структуры управления нефтеперерабатывающего
предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . 90
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . 100
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . 104
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . 106
ВВЕДЕНИЕ.
Реформирование экономических отношений в России связано с решением
ряда сложнейших проблем как теоретического, так и организационного
характера. Прежде всего это внедрение теории и практики менеджмента,
маркетинга и правовой базы, которые обеспечат построение новой концепции
социально-экономического развития нашего общества.
Однако отставание теоретических и методологических разработок ряда
основополагающих проблем негативно влияет на поступательное движение и
развитие общественных социально-экономических отношений.
В условиях спада производства, который сложился в настоящее время у
нас в России, когда около половины предприятий убыточны или балансируют на
грани безубыточности, стоит проблема улучшения финансово-экономического
состояния предприятий и регионов при остром дефиците финансов.
Несколько лет назад в качестве одной из мер решения этой проблемы
возник вариант реформирования и реструктуризации предприятий, но только к
концу 1997 г. появился практический реальный опыт реформирования и
реструктуризации предприятий.
При этом я хотела бы отметить, что реструктуризация предприятия – это
не только разделение предприятия на самостоятельно хозяйствующие субъекты
или выделение таких от предприятия (как многие ошибочно считают), но и
изменение внутренней структуры предприятия и его системы управления, а
также комплекс работ по активизации внутреннего потенциала.
Итак, основные цели реструктуризации:
повышение способности к адаптации предприятия в новых условиях
хозяйствования;
снижение издержек – как условие повышения конкурентоспособности
предприятия;
поиск дополнительной загрузки основных фондов и людей;
повышение инициативы и личной заинтересованности в росте эффективности,
“спасении” производства.
Эти проблемы и явились предметом исследования. Объектом исследования
выступило промышленное предприятие коммерческого типа – Новокуйбышевский
нефтеперерабатывающий завод, который является предприятием вертикально-
интегрированной компании “ЮКОС”.
Почему я именно выбрала эту тему? Она, как мне кажется, наиболее
сейчас актуальна. Я живу в г. Новокуйбышевске Самарской области и меня
беспокоит то, что здесь в настоящее время происходит. Хотя это явление
можно наблюдать практически во всех городах России: крупные промышленные
предприятия работают лишь наполовину, заработную плату выплачивают
работникам с значительными задержками, что существенно понижает уровень
жизни населения, сокращение персонала, а значит у молодых специалистов нет
возможности устроиться на работу. Я приведу в пример “Самаранефтегаз” –
нефтедобывающее предприятие, для которого настали трудные времена. Поэтому
здесь также не обойтись без реформирования и реструктуризации.
В 1997г. добыча нефти по ОАО “Самаранефтегаз” составила 8 млн. 160
тыс. т., а в 1998г. всего 7 млн. 238 тыс. т. Существенная часть фонда
скважин нерентабельна. Речь идет о 15-20 % от всех действующих сегодня
скважин. Следствием нерентабельности стала слишком высокая себестоимость
добычи. Именно поэтому сегодня с новой силой заговорили о том, чтобы
привести численность работающих в соответствие с реальными объемами
производства, о реорганизации производств и необходимости освободиться от
убыточных предприятий и месторождений. Сделать это можно несколькими
способами, в том числе за счет консервации, которая требует немало средств,
хотя их ни у кого сегодня нет. Можно предполагать, что в процессе
реорганизации и выделения подразделений АО выживут далеко не все.
На Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе дела обстоят немного
лучше. Конечно, понятно, что сейчас в стране кризис, но нам надо научиться
работать и жить в новых условиях.
Таким образом главное сейчас- это ускорить процесс совершенствования
структур управления на предприятиях, усилить их стратегическую ориентацию,
информационную обеспеченность и адаптированность к рыночным отношениям.
Проблемы нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий
Самарской области широко освещены в журналах: “Дело”, “Нефть и капитал”,
“Нефть, газ и бизнес”, “Нефть России”, следующими авторами: Сеглиной А.,
Силантьевым В., Телегиной Е.А., Громовым И. и др.
Первая глава дипломной работы посвящена исследованию и анализу
проблем реформирования и реструктуризации предприятий в общем. Я раскрываю
эту главу на примере развития структурных подразделений нефтяной компании
“ЮКОС” – одним из предприятий которой является Новокуйбышевский
нефтеперерабатывающий завод. В этой главе я дала общую характеристику НК
“НПЗ”. Здесь также рассмотрела зарубежный опыт развития
нефтеперерабатывающей промышленности, при этом я сравнила работу зарубежных
предприятий с нашими, отметила на что Запад больше уделяет внимания.
Во второй главе оценивается роль факторов, определяющих
конкурентоспособность в условиях рынка. Так один из таких факторов – это
снижение издержек, а это как я уже говорила, является одним из направлений
реструктуризации. Я также рассмотрела организационно-правовые аспекты
формирования вертикально-интегрированных структур в условиях реформирования
экономики России, проанализировала пути развития сервисных подразделений
нефтяной компании “ЮКОС”.
В третьей главе разработаны методические вопросы реформирования и
реструктуризации предприятий. Рассмотрено развитие маркетинга на НК “НПЗ” и
пути совершенствования структуры управления на предприятии.
В заключении содержатся выводы и основные результаты исследований.
Таким образом, я еще раз хочу отметить, что главное направление
реструктуризации – формирование структур управления, отвечающих требованиям
рынка, реальное повышение роли человека, финансовых, научно-технических и
технологических факторов в производстве и управлении.
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РЕФОРМИРОВАНИЯ И
РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
1.1 АНАЛИЗ Проблем развития вертикально-интегрированной компании “ЮКОС”.
Нефтяная компания “ЮКОС” является одной из крупнейших в России
вертикально-интегрированных компаний по объему доказанных нефтяных запасов.
Она входит в тройку лидеров российских производителей, переработчиков и
продавцов нефти и нефтепродуктов. Основа мощи компании - богатейшая
сырьевая база, которой владеет “ЮКОС”, огромные производственные мощности,
наличие перспективных технологических разработок добычи и переработки
нефти, опытный управленческий и технический персонал. Ежегодно “ЮКОС”
обеспечивает 12% добычи всей российской нефти и 10% ее переработки
ОАО “ЮКОС” было сформировано в апреле 1993 года. В 1995 году компания
выиграла девять тендоров, в нее вошли самарские предприятия нефтедобычи и
нефтепереработки, получила компания и лицензию на разведку и разработку
новых нефтеносных районов в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном
округе. Впоследствии за счет приобретения Восточной Нефтяной компании в
декабре 1997 года в состав нефтяной компании вошли еще одно нефтедобывающее
предприятие, нефтеперерабатывающий комплекс, научно-исследовательский
институт и целый ряд сбытовых организаций.
Итак, в ее состав входят 3 нефтедобывающих предприятия, 5
нефтеперерабатывающих заводов и 12 компаний по сбыту продукции, около 1000
бензозаправочных станций, расположенных в Центральной России (см. Рис.1).
Для эффективного функционирования на рынке нефти и нефтепродуктов в России
необходимо соединение усилий предприятий по добыче нефти, ее переработке и
сбыту в целях экономии производственных затрат и применение новых
технологий. Этим задачам отвечало создание вертикально-интегрированной
компании “ЮКОС”. В нефтяном бизнесе вертикальная интеграция означает
деятельность во всем цикле углеводородов - от разведки и разработки
нефтяных и газовых месторождений, транспортировки жидкой и газообразной
продукции, комплексной переработки углеводородов до реализации продукции
конечным потребителям. В ведущей энергетической компании “ЮКОС” все это
сопровождается интегрированными научными исследованиями и инновационным
процессом.
|Нефтяная компания “ЮКОС” |
| | | | | |
|ДОБЫЧА | |ПЕРЕРАБОТКА | |СБЫТ |
| | | | | |
|Юганскнефтегаз | |Куйбышевский НПЗ | |Белгороднефтепродукт |
|Самаранефтегаз | |Новокуйбышевский НПЗ | |Брянскнефтепродукт |
|Томскнефть | |Сызранский НПЗ | |Воронежнефтепродукт |
| | |Ачинский НПЗ | |Липецкнефтепродукт |
| | |Куйбышевнефтеоргсинте| |Новосибирскнефтепроду|
| | |з | |кт |
| | | | |Ульяновскнефтепродукт|
| | | | |Пензанефтепродукт |
| | | | |Самаранефтепродукт |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|