Рис. 2. Организационная схема ОМС.
Управление Территориальным фондом ОМС в Воронежской области полностью
возложено на исполнительную дирекцию, которая включает в себя
исполнительного директора, его заместителей и 14 отделов. Т.о.
организационная структура исполнительной дирекции ТФ ОМС будет являться и
оргструктурой управления Территориальным фондом. На рис. 3 представлена
оргструктура, существовавшая до 1997 года, а на рис. 4 — оргструктура
существующая на сегодняшний день[6].
Изменения в структуре управления вызваны в первую очередь попыткой
дирекции адаптировать организацию к постоянно меняющимся условиям
деятельности. Так сектор статистики был вынесен из центра аналитической и
статистической информации в отдел планирования доходов и финансирования
(ПДФ). Это обусловлено переходом данного подотдела от сбора и накопления
разнородной информации к переработке и анализированию строго определенных
данных по сбору и использованию средств ТФ ОМС, которыми пользуется в
первую очередь отдел ПДФ.
Отдел маркетинга перешел из непосредственного подчинения
исполнительному директору в подчинение управлению поступлением средств, что
обусловлено близостью задач данного отдела и отдела контроля за
перечислением средств. Также отделу медстрахования были переданы полномочия
отдела по контролю за качеством лечения. Появился экспертно-аналитический
отдел, основной задачей которого стал анализ тарифов на медуслуги ЛПУ.
Анализируя подчиненность и функции отделов можно прийдти к выводу о
существовании линейно-функциональной связи с явным преобладанием последней.
В табл. 2 для определения масштаба элемента структуры показано
распределение сотрудников по каждому отделу ТФ ОМС.
Таблица 2.
|Отдел |1996 |1997 |
| |чел. |% |чел. |% |
|Информационный центр аналитической и | | | | |
|статистической обработки |20 |25,00 |16 |23,88 |
|Отдел медицинского страхования |4 |5,00 |2 |2,99 |
|Отдел планирования доходов и |5 |6,25 |5 |7,46 |
|финансирования | | | | |
|Отдел контроля за перечислением средств |3 |3,75 |3 |4,48 |
|Контрольно-ревизионный отдел |5 |6,25 |2 |2,99 |
|Юридический отдел |5 |6,25 |3 |4,48 |
|Бухгалтерия |10 |12,50 |10 |14,93 |
|Отдел ценообразования |3 |3,75 |2 |2,99 |
|Отдел маркетинга |1 |1,25 |1 |1,48 |
|Отдел кадров |3 |3,75 |3 |4,48 |
|Сектор статистики |2 |2,50 |2 |2,99 |
|Административно-хозяйственный отдел |5 |6,25 |5 |7,46 |
|Экспертно-аналитический отдел |0 |0 |7 |10,44 |
|Прочих служащих |14 |17,50 |6 |8,95 |
|Итого: |80 |100 |67 |100 |
1.2.2 Организационная структура отделов ТФ ОМС
Помимо общей структуры управления ТФ ОМС существуют и организационные
структуры отделов и служб внутри самой исполнительной дирекции. Они
принимают участие в управлении не только кооперативно на уровне
исполнительной дирекции по схеме, приведенной выше, но и самостоятельно
принимают решения по специфическим вопросам, что возможно благодаря наличию
прямой связи “отдел ИД — соответствующая служба филиала, ЛПУ или СМО”. Так,
например, согласование тарифов на медицинские услуги осуществляется при
непосредственном взаимодействии отдела ценообразования, представителя ЛПУ и
СМО.
Для демонстрации внутренней и внешней связи на рис. 5 показана
оргструктура бухгалтерии исполнительной дирекции ТФ ОМС, которая отвечает
за учет и отчетность по всему ТФ ОМС, но использует данные, полученные и
обработанные местными службами.
Отделы бухгалтерии в филиалах имеют небольшую численность персонала и
простые оргструктуры и поэтому на схеме раздельно не показываются.
Рис. 5. Организационная схема бухгалтерии.
Заместители главного бухгалтера имеют функциональную связь с
сотрудниками отдела и отвечают за решение определенных вопросов в отделе
(з/п, операции с ценными бумагами, учет поступления средств и пр.). На
схеме не показывается подчиненность специалистов бухгалтерии тому или иному
начальнику, т.к. в процессе работы они могут затрагивать различные стороны
учета и, следовательно, менять подчинение.
1.2.3 Организационно-правовая база деятельности отделов и сотрудников
ТФ ОМС
Организационно-правовая база отделов регулируется внутренним
документом — Положением об отделе[7]. Данный документ составляется для
каждого отдела (службы) ТФ ОМС и утверждается исполнительным директором ТФ
ОМС. В нем перечисляются функции, права, обязанности и ответственность за
результаты деятельности отдела (службы). Также в Положении оговаривается
связь с другими подразделениями Территориального фонда.
Организационно-правовая база деятельности сотрудников ТФ ОМС заложена
в Правилах внутреннего трудового распорядка ТФ ОМС Воронежской области[8] и
штатном расписании[9]. В них определяются правила приема на работу в ТФ
ОМС, права и обязанности работников и администрации ТФ ОМС, рабочее время,
время отдыха и отпуска, заработная плата, меры поощрения, дисциплинарные
меры. Также для каждого сотрудника ТФ ОМС разработана Должностная
инструкция[10], в которой определяются права, обязанности и ответственность
работника за результаты деятельности.
1.3 Управленческая документация
В организации происходит огромный оборот различных форм документов от
рекомендательных писем местного уровня до Федеральных законов. Так,
например, в отделе ценообразования наибольший удельный вес в
документообороте занимают документы местного уровня — формы статотчетности
ЛПУ и СМО и тарифные соглашения.
Все документы разделены по признаку — входящий-исходящий, который
показывает место создания документа (табл. 3).
Таблица 3.
|Признак |Место создания документа |
|входящи|исходящи| |
|й |й | |
|+ | |Создается вне ТФ и направляется для практического |
| | |обязательного использования (законы, нормативные |
| | |акты) |
|+ |+ |Разрабатывается вне ТФ, но требует дополнительной |
| | |доработки на местах (рекомендации, многосторонние |
| | |соглашения, проекты) |
| |+ |Создаются в ТФ и направляются субъектам ОМС области |
Объем этих документов составляет от нескольких предложений до десятков
страниц. Основные характеристики документооборота по ТФ ОМС приведены в
таблице 4.
Таблица 4.
|Форма документа |Объем |Признак |Примечания |
| |документа, |входящий ( | |
| |печ. стр. |исходящий | |
|1. Законы РФ, |3-10 |+ |- | |
|Постановления | | | | |
|правительства и местной| | | | |
|администрации | | | | |
|2. Временные порядки и |2-5 |+ |- | |
|порядки отношений в | | | | |
|системе ОМС Минфина и | | | | |
|Минздрава | | | | |
|3. Нормативные |0,5-6 |+ |- |С 67 по 97 |
|документы Минздрава | | | |год |
|4. Методические |текст: 2-3 |- |+ |Ежегодное |
|рекомендации |формы: 7-10 | | |обновление |
|Территориального фонда | | | | |
|ОМС | | | | |
|5. Тарифные соглашения | |+ |+ | |
|6. Прейскурант на |табл: 5-10 |+ |+ |Ежеквартальн|
|медуслуги | | | |ое |
| | | | |обновление |
|7. Формы статотчетности|табл: 3-17 |+ |- | |
|8. Письма различного |0,5-3 |+ |+ | |
|уровня | | | | |
Все входящие и/или исходящие документы обязательно проходят
канцелярию, заместителя директора и исполнительного директора. Остальной
путь документа может меняться в зависимости от его формы, цели и
предназначения. На рис. 6 и 7 показаны две документограммы по исходящему и
входящему-исходящему документу.
Рис. 6. Нормативное письмо главврачам ЛПУ (исходящее).
Рис. 7. Проект Закона “Об ОМС граждан в РФ” (входящее-исходящее).
1.4 компьютеризация в управлении
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования для
выполнения своих задач и функций, предприсанных Постановление ВС РФ от
24.02.93 г. N 4543-1, оснащен современной вычислительной и коммуникационной
техникой. В силу своей специфической деятельности фонд перерабатывает
огромный объем информации, что накладывает некоторые ограничения на
используемую оргтехнику и профессионализм ее обслуживания.
На балансе фонда находится 35 компьютеров ( I486DX2-66 RAM16 ), 11
принтеров (HP LaseJet 5L) и прочая оргтехника. Кроме этого для обслуживания
рабочих мест ТФ ОМС используются мощнейшие компьютеры на базе платформ
Motorola и Alfa 2000, которые позволяют хранить и обрабатывать данные на
всех застрахованных жителей, а также отслеживать объем и качество
медицинских услуг, оказанных в ЛПУ области.
Для быстрого дистанционного получения всей полезной информации силами
ТФ ОМС была создана компьютерная сеть, которая с одной стороны связывает
исполнительную дирекцию с остальными субъектами ОМС, а с другой — позволяет
отделам черпать требуемую информацию из единого банка данных. На рис. 8
приведена принципиальная схема функционирования сети.
Рис. 8. Схема компьютерной сети исполнительной дирекции ТФ ОМС.
Принцип работы данной сети заключается в следующем. Вся информация от
ЛПУ, СМО и филиалов стекается по каналам связи Fidonet в исполнительную
дирекцию на компьютер-”файл-сервер” (FS) и распределяется по адресам. Все
письма, имеющие конкретного адресата направляются на соответствующий
компьютер-”рабочую станцию” (WS), а информация носящий общий характер и
требующая обработки — на компьютер-”базу данных” (DB). Кроме этого, для
повышения надежности локальной сети на пути “рабочая станция — файл-сервер”
установлен компьютер-”повторитель” (REP), который разделяет сигналы файл-
сервера на несколько ветвей и позволяет при неисправности одной из них
использовать другую. Для программного обеспечения всей системы в сеть
подключена также “профессиональная рабочая станция” (PWS), которая следит
за правильностью обработки данных на DB-компьютере, создает и вносит
коррективы в программные продукты при изменении методик и норм по расчету
тех или иных показателей, проводит прочее обслуживание сети. Кроме
программных продуктов ИЦАСО, для выполнения непосредственной работы, в ТФ
ОМС используется программный пакет “Парус”, который служит для
автоматизации учета и анализа в бухгалтерии.
Нижеприведенная таблица дает представление об обеспеченности рабочих
мест исполнительной дирекции ТФ ОМС оргтехникой.
Таблица 5.
|Наименование |Количество |Число |Стоимост|
| |оргтехники | |ь |
|отдела |компьютер|принтер|сотрудник|оргтехни|
| |ы |ы |ов |ки |
|Бухгалтерия |10 |2 |10 |43800 |
|Экспертно-аналитический |6 |2 |7 |27600 |
|Планирования доходов и | | | | |
|финансирования |4 |1 |5 |17700 |
|Медстрахования |2 |1 |2 |9900 |
|Контроля за перечислением | | | | |
|средств |2 |1 |3 |9900 |
|Сектор статистики |2 |1 |2 |9900 |
|Контрольно-ревизионный |1 |1 |2 |6000 |
|Ценообразования |1 |1 |2 |6000 |
|Юридический |1 |1 |3 |6000 |
|ИЦАСО |19 |6 |16 |132300 |
|Прочей оргтехники | | | |78000 |
|Итого: | | | |347100 |
Из таблицы видно, что на 52 сотрудника фонда, имеющих дело с
оргтехникой, приходится 347100 млн. руб. в пересчете на действующие цены.
Таким образом на одного сотрудника приходится 6675 млн. руб.
1.5 Организационная диагностика
Для того, чтобы успешно выжить в долгосрочной перспективе организация
должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути
в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Таким
образом анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые
могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также
сильных и слабых сторон, которыми обладает организация.
Наиболее популярным методом анализа внутренней и внешней среды
является метод SWOT. Преимущества данного метода заключаются в том, что с
его помощью можно одновременно рассматривать состояние и внутренней и
внешней среды, что позволяет установить линии связи между силой и слабостью
внутри организации и внешними возможностями и угрозами.
Проводя анализ среды ТФ ОМС можно составить следующие определения:
сильные стороны
мощный научный потенциал
квалифицированные кадры
возможность нововведений и быстрого реагирования
слабые стороны
слабая законодательная база
возможности
применение взаиморасчетов между субъектами ОМС
привлечение дополнительных средств из прочих источников
объединение с фондом социального страхования и обеспечения
угрозы
низкий уровень заработной платы
отсутствие денег на счетах страхователей
искажение статистической и отчетной информации СМО и ЛПУ
Исходя из этого составляется матрица SWOT и матрицы гроз и
возможностей.
| |Возможности: |Угрозы: |
|[p|Разработка и узаконивание |Автоматизация обработки и |
|ic|нормативных документов по |контроля статистической |
|] |проведению взаиморасчетов на |информации. Ведение полного |
| |территории Воронежской |анализа на перспективу. |
| |области. Поиск прочих | |
| |источников для финансирования | |
| |программы ОМС в области. | |
|[p|Выход руководства фонда на |Выход на федеральный уровень с|
|ic|федеральный уровень с |целью изменения принципов |
|] |практическими предложениями по|финансового взаимоотношения в |
| |изменению законодательной базы|системе ОМС. |
| |ОМС РФ. | |
Рис. 9. Матрица SWOT.
| |Сильное влияние |Умеренное влияние |
|Высокая |Организация взаиморасчетов|Объединение с фондом |
|вероятность|между субъектами ОМС |социального страхования и |
| | |обеспечения |
|Средняя | |Привлечение дополнительных |
|вероятность| |денежных средств из прочих |
| | |источников |
Рис. 10. Матрица возможностей.
| |Критическое |Тяжелое |Состояние |
| |состояние |состояние |“Легкие ушибы” |
|Высокая |Отсутствие денег|Низкий | |
|вероятность|на счетах |уровень | |
| |страхователей |заработной | |
| | |платы | |
|Средняя | | |Искажение статистической |
|вероятность| | |и отчетной информации СМО|
| | | |и ЛПУ |
Рис. 11. Матрица угроз.
Используя эти данные можно заранее разработать алгоритм поведения для
каждой из описанных ситуаций.
Заключение по разделу 1
Анализируя изученный материал, можно утверждать, что Территориальный
фонд обязательного медицинского страхования является некоммерческой
финансовой организацией, которая обладает достаточной устойчивостью и имеет
профессионально подготовленные кадры.
Для нее сложно давать финансовые и организационные прогнозы на
долгосрочную перспективу, так как она является государственной организацией
и полностью зависит от реализации программы обязательного медицинского
страхования на всей территории Российской Федерации.
К недостаткам функционирования организации можно отнести сильную
зависимость от органов местного самоуправления, отсутствие работы в области
нормализации законодательной базы, а также слабую финансовую основу.
Проверила раздел:
раздел 2. организация и нормирование труда
Основными продуктами деятельности ТФ ОМС являются сбор и распределение
необходимых для выполнения территориальной программы ОМС средств,
разработка и рационализация методической и нормативной базы ОМС. Исходя из
этого всех работников ТФ ОМС можно отнести к служащим.
По Единой номенклатуре должностей служащих, разработанной Госкомтруда
СССР в 1967 году, различают три категории:
руководители — осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию
работы подразделений и работников, обеспечивают эффективность труда
(мастера, начальники отделов, руководители служб);
специалисты — разрабатывают новые виды продукции, технологические
процессы, нормативы, формы и методы организации производства, обеспечивают
производство необходимой документацией, проводят анализ показателей
Страницы: 1, 2, 3
|