Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и
лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного
медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам
обязательного медицинского страхования.
В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин,
страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.”
Страхователями при обязательном медицинском страховании являются:
для неработающего населения — местная администрация; для работающего
населения — предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся
индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий.
Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают
отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и)
предприятия, представляющие интересы граждан.
Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица,
осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение
(лицензию) на право заниматься медицинским страхованием[2].
Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются
имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-
исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие
медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность
как индивидуально, так и коллективно.
Определяются права и обязанности граждан РФ, лиц не имеющих
гражданство РФ, стахователя, страховой медицинской организации, медицинских
учреждений; определяются источники финансирования системы здравоохранения в
Российской Федерации.
Постановление ВС РФ от 24.02.93 г. N 4543-1: положение “О порядке
финансирования ОМС граждан на 1993 год”, положение “О федеральном фонде
ОМС”, положение “О территориальном фонде ОМС”, положение “О порядке уплаты
страховых взносов в фонды ОМС”.
В данном документе утверждается:
положение о ФФ ОМС;
положение о ТФ ОМС;
положение о порядке уплаты страховых взносов в ФФ и ТФ ОМС.
Постановляется правительству РФ:
назначить исполнительного директора Федерального фонда обязательного
медицинского страхования;
разработать и утвердить положения, регламентирующие финансовое
взаимодействие, учет и отчетность в системе обязательного медицинского
страхования.
Для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих
субъектов, независимо от форм собственности, также устанавливается размер
страховых взносов на ОМС в размере 3,6% к ФОТ в следующем соотношении:
в ФФ ОМС — 0,2%;
в ТФ ОМС — 3,4%.
Так как нас, в первую очередь, интересует деятельность ТФ ОМС, то
ознакомимся подробней с положением “О ТФ ОМС”.
ТФ ОМС создается правительством республики в составе РФ, Советом
народных депутатов и администрацией автономной области, автономного округа,
края, области для реализации государственной политики в области ОМС как
составной части государственного социального страхования.
ТФ ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим
финансово-кредитным учреждением, является юридическим лицом и подотчетен
соответствующим органам представительной и исполнительной власти.
Определяются задачи Территориального фонда:
обеспечение реализации Закона Российской Федерации “О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации” и предусмотренных
законодательством РФ прав граждан в системе ОМС;
обеспечение всеобщности ОМС с условием достижения социальной
справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС;
обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС.
А также его функции:
аккумулирование финансовых средств на ОМС;
осуществление финансирования ОМС;
осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению
системы ОМС;
разработка правил и нормативной базы ОМС на соответствующей
территории;
осуществление контроля за своевременным и полным поступлением
страховых взносов, а также за рациональным использованием финансовых
средств, направляемых на ОМС граждан;
согласование совместно с заинтересованными органами[3] тарификации
стоимости медицинской помощи и территориальной программы ОМС;
осуществление других мероприятий по организации обязательного
медицинского страхования граждан.
Определяются финансовые средства ТФ ОМС, которые находятся в
государственной собственности Российской Федерации и изъятию не подлежат. А
также источники их формирования:
часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных
хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, а также
средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих
бюджетах на ОМС неработающего населения;
доходы, получаемые от использования временно свободных финансовых
средств и нормированного страхового запаса финансовых средств
Территориального фонда;
финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских
учреждений и других юридических и физических лиц в результате
предъявления им регрессивных требований;
добровольные взносы физических и юридических лиц;
иные поступления, не запрещенные законодательством РФ.
Положением определяется, что норматив финансовых средств, выделяемых
ТФ на выполнение им управленческих функций, устанавливается исполнительным
директором по согласованию с правлением ТФ ОМС[4].
Также говорится, что “временно свободные финансовые средства
Территориального фонда в целях их защиты от инфляции используются для
размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных
государственных ценных бумаг”.
Определяются цели, на которые могут быть использованы доходы от
использования временно свободных финансовых средств и нормированного
страхового запаса финансовых средств ТФ ОМС.
Определяется принцип руководства деятельностью ТФ, которое
осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным
органом — исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным
директором, а также состав правления ТФ ОМС и его функции.
Определяются задачи и функции филиалов ТФ ОМС и принципы контроля как
деятельности филиалов, так и ТФ ОМС.
Определяются особые условия деятельности ТФ ОМС.
Финансовые средства Территориального фонда, не израсходованные в
истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из
бюджета на следующий год не учитываются.
Работники Территориального фонда приравниваются по условиям
медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата
соответствующих органов исполнительной власти.
Письмо Федерального фонда ОМС от 19 августа 1993 г. N 03-01"Об организации
работы территориального фонда"
Содержит нормативно-методические документы для организации
деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Постановление СМ РФ от 22.09.93 N 930: положение “Об исполнительной
дирекции Федерального фонда обязательного медицинского страхования”.
Данный документ включает в себя общие положения, основные задачи и
функции исполнительной дирекции ФФ ОМС, а также определяется порядок
взаимодействия с ТФ ОМС.
Постановление ФФ ОМС 19.08.93 г. №03-01: “Временный порядок финансового
взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского
страхования граждан”.
Определяются условия и принципы финансового взаимодействия всех
субъектов в системе ОМС.
Постановление ВС РФ 1.06.93 г. N 5312-1 “О финансировании государственных
расходов из республиканского бюджета РФ в III квартале 1993 года”.
Определяется роль и место бюджетного финансирования в системе ОМС.
1.1.5 Основные технико-экономические показатели деятельности ТФ ОМС в
1995-1996 годах
Основой деятельности ТФ ОМС, исходя из законодательных актов, является
создание методической базы ОМС на закрепленной территории, контроль за
выполнением своих обязанностей ЛПУ и СМО, а также сбор, аккумулирование и
распределение средств.
Первые два показателя имеют под собой качественную основу и трудно
поддаются количественной оценке. Для их анализа можно использовать данные
проверок, осуществляемых ФФ ОМС по приказу Президента РФ, которые говорят о
низкоэффективной работе ТФ ОМС по их улучшению.
Анализ следующих показателей основан на данных бухгалтерского баланса
и сводной отчетности деятельности ТФ ОМС.
Сбор средств ТФ ОМС и его филиалов в 1995-1996 годах составил
соответственно 85 258 и 115460 млн. руб. в абсолютных ценах. При пересчете
данных значений в сопоставимые цены используют индекс повышения оплаты
труда, который на конец 1996 год в среднем по области был равен 1,43. Т.о.
получаем поступление средств от предприятий и организаций в 1995 году в
ценах 1996 года 121919 млн. руб., т.е. за 1996 год собираемость налога на
ОМС упала на 5,3% по сравнением с 1995 годом.
Табл. 1
|Год |Сбор |Доходы от вложения |Передано |Численность |
| |средств, |временно свободных |ЛПУ, |работников, |
| |млн. руб. |средств, млн. руб. |млн. руб. |чел[5]. |
|1995 |85258 |10059 |91504 |224/78 |
|1996 |115460 |3983 |114665 |228/80 |
Доходы от вложения временно свободных средств также упали, что было
связано, во-первых, с уменьшением реальных доходов и, следовательно, с
уменьшением временно свободных средств. А во-вторых, опустилась ставка
банков по депозитам, но это и не является решающим фактором, влияющим на
динамику по этой статье.
Анализируя следующую статью можно сделать вывод, что в ЛПУ передается
условно постоянная сумма в размере 96% наличных средств ТФ ОМС. Т.о.
содержание организации осуществляется за счет 4% от средств фонда, что
составило в 1995 году (в ценах 1996 года) 5452 млн. руб., а в 1996 году —
4778 млн. руб..
ТФ ОМС самостоятельно осуществляет сбор платежей по ОМС с предприятий
и прочих страхователей, контролирует полноту и своевременность их
поступления.
Для повышения собираемости налога на ОМС с предприятий в
Территориальном фонде в 1997 году были разработаны и внедрены принципы
взаимозачета между страхователями и ЛПУ.
Хотя на основе Постановление ФФ ОМС 19.08.93 г. №03-01: “Временный
порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе
обязательного медицинского страхования граждан” на счет Территориального
фонда должны также направляться бюджетные платежи по ОМС неработающих
граждан, но на самом деле этого не происходит из-за хронического дефицита
местного бюджета и данные средства в таблице не показаны.
На рис. 1 изображена схема финансовых взаимоотношений в системе ОМС,
существующая на сегодняшний день (пунктирной линией показана финансовая
связь, которая должна была существовать на основе Постановления №03-01).
Рис. 1. Схема финансовых взаимоотношений в системе ОМС.
Из данной схемы видно, что СМО, при реальном отсутствии конкуренции
между ЛПУ, играют лишь роль посредника и создают дополнительные трудности
при прохождении средств к ЛПУ, их контроле и разработки методической базы
ОМС.
1.2 Организационная структура предприятия
1.2.1 Организационная структура управления ТФ ОМС
Исходя из организационно-правовой базы ОМС граждан в РФ следует:
объектом в системе ОМС является право гражданина РФ в получении
гарантированного минимума медицинских услуг, раздел социальной политики
государства;
субъектами в системе организации ОМС являются: ФФ ОМС, ТФ ОМС, СМО,
ЛПУ, органы местного самоуправления. Причем органы местного самоуправления
взаимодействуют с системой лишь при решении вопросов, касающихся ОМС
неработающей части населения.
Взаимосвязь субъектов показана на рис. 2.
Страницы: 1, 2, 3
|