Основы менеджмента
Основы менеджмента.
Конспект лекций.
Содержание:
Введение. Основные понятия. 5
Принятие решения в организации. 7
Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими
субъектами. 10
Построение организации. 11
Мотивация в менеджменте. 12
Понятие групповой динамики 14
Производственная группа = Руководитель + Подчинённый 14
Модель Команса 14
Руководство: власть и личное влияние 15
Понятие баланса власти 15
4 системы в стиле лидерства Лайнерда 16
Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона 16
Ситуационная модель Фидлера 17
Теория «жизненного цикла». Поля Херси и Кена Бланмара. 17
Модель принятия решений Врума-Йеттона 18
Конфликт. Управление конфликтом в организации. 18
Понятие стресса. 21
Обеспечение эффективной деятельности организации. 22
Управление производством. Основные понятия. 24
Цепь производственных потребностей потребителя. 25
Автоматизированные склады и ГПС. 26
Планировка в производстве 28
Нормирование труда. 28
Планирование выпуска продукции. 29
Планирование материальных потерь по системе MRP. 29
Учётно-плановые графики Ганта. 29
Управление производительностью (комплексный подход). 30
Сетевые графики 32
Поиск резервов производительности труда. 34
Способы поиска резервов производительности труда. 35
Оптимальное управление трудовой нагрузкой. 37
Имитационное моделирование в менеджменте. 38
Интенсивное и экстенсивное развитие организации. 39
Введение. Основные понятия.
Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей
(подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом,
миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:
1) финансовые ресурсы;
2) материальные ресурсы (оборудование и т.п.);
3) людские ресурсы;
4) информационные ресурсы;
5) временные ресурсы.
Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в
организации с заранее заданной целью по заранее разработанному
стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.
Адаптивное управление – это приспосабливающееся к новой обстановке
(окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости
от складывающейся ситуации.
Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации
строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В
формальных организациях действуют заранее запланированные связи между
подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и
действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п.
Существуют так называемые уровни управления – это уровни в дереве
иерархии.
Дерево иерархии:
Высшее звено управления
Среднее звено управления
Низшее звено управления
Соответственно руководители делятся на руководителей высшего, среднего
и низшего звеньев управления.
Внешние факторы (экономические, психологические, культурные)
Цели, задачи
Результаты
Ресурсы
Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов
получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была
поставлена в цифровой, показательной форме.
Предприниматель – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.).
Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один
вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать
проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее
замечание отличает его от менеджера.
Менеджер – это человек, работающий в организации и занимающийся
организацией работ с комплексом ресурсов.
В теории менеджмента существуют следующие школы управления:
1) Классическая (традиционная) школа управления: Рабочий
представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли;
2) «Доктрина человеческих отношений» (30-40гг.): Учитываются
психологические факторы работника, его чувства, эмоции,
взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы
производительности труда;
3) «Эмпирическая школа управления»: Основывается на практике
управления. Представители – крупные бизнесмены, менеджеры,
получившие определённый результат в своей деятельности;
4) «Школа социальных систем»: Внимание акцентируется на
взаимоотношении человека в коллективе. Исследуется процесс
формирования рабочих групп оптимальной численности. Исследуется
корреляция – статистическая связь между этническими,
психологическими, возрастными, половыми факторами и
производительностью труда;
5) «Новая школа управления»: Основывается на математических методах
экономики. Реализация управления на базе вычислительной техники,
компьютерных сетей и т.д.
Существует несколько подходов в управлении:
1) процессный подход: управление рассматривается как процесс, например
планирование, организация, мотивация, контроль;
2) системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме,
строится дерево цели:
система разбивается на подсистемы, организация на подразделения;
3) ситуационный подход: анализируются результаты деятельности
организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения
этих результатов.
Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и
международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой
организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства,
распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики
ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней
среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности
народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики,
политический фактор.
Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов
или коммуникаций. Коммуникации могут быть:
- по нисходящей (команды с высшего уровня на низший);
- по восходящей (команда с низшего уровня на высший);
- коммуникации между подразделениями, секциями, отделами;
- коммуникации типа: руководитель – рабочая группа;
- коммуникации между руководителями;
- неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений);
- невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).
Принятие решения в организации.
Решение – это результат или действие, произведённое на основе анализа
информации и ведущее к планируемым (прогнозируемым) результатам в работе
организации. Необходимо учиться принимать решения в условиях
неопределённости и риска. Существуют специальные методы принятия решений.
Процесс принятия решений может быть формализован. Например,
предположим, что имеются три альтернативы А1, А2, А3, имеются условия,
которые могут произойти или не произойти в будущем: Р1, Р2.
Пример:
вероятность 0,6
вероятность 0,4
Р1
Р2
А1 5
3
А2 4
1
А3 2
1
Балл обозначает эффективность.
Показатель:
Е1=5*0,6+3*0,4=4,2
Е2=4*0,6+1*0,4=2,8 => Еmax=Е1 => Первое решение оптимально.
Е3=2*0,6+1*0,4=1,6
Если вероятность наступления условия определить сложно (или Р1=Р2=0,5),
то применяют критерии из теории игр:
1) Правило оптимиста (азартного игрока): Из строк матрицы выбирается
максимальные элементы, из выбранных максимальных выбирают
максимальное, по нему определяется оптимальная строка и оптимальная
альтернатива – max max aij;
2) Правило пессимиста (консервативного игрока): Возможны две
комбинации: а) max min aij – применяется, когда необходимо уйти от
наихудшего наименьшего элемента. В каждой строке выбирают
минимальный элемент, из выбранных минимальных выбирают максимальное;
б) min max aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего
максимального элемента. В каждой строке выбирают максимальный
элемент, из выбранных максимальных выбирают минимальное;
3) Правило Гурвица: аддитивная комбинация правила оптимиста и
пессимиста.
?*max max aij+(1-?)*max min aij
где ? – коэффициент значимости;
4) Правило Лапласа: в строках матрицы рассчитывают средние элементы, из
рассчитанных средних выбирается максимальное и по нему определяется
альтернатива.
Применяя эти правила, уходят от наихудших результатов.
Пример:
х1
3х
1х 4х 6х
2х 5х 7х
х2
1) Фиксируем множество Парето.
2) Из множества выделенных объектов выделяем те, которые находятся на
правой верхней границе множества (3,4,6,7), у них величины х1 и х2
максимальны. 3, 4, 6, 7 – множество Парето.
3) Из этого множества выделяем одно оптимальное. Для этого применяем
предыдущий метод.
Для принятия решений часто используются:
1) теория массового обслуживания;
2) методы линейного программирования;
3) методы нелинейного программирования;
4) метод динамического программирования;
5) анализ безубыточности;
6) причинно-следственное моделирование (позволяет определить, насколько
каждый из факторов производства влияет на конечный результат);
7) измерение общественного мнения (измеряя общественное мнение можно
определить критические факторы успеха в работе той или иной фирмы);
8) измерение мнения торговых агентов.
Выгоды от использования информации могут быть:
В В
В
PЭ
PЭ PЭ PЭ – расход энергии.
Э
?Р РР(PЭ)
Чем площадка ?Р уже, тем сложнее управлять такой системой.
Планирование делится на стратегическое, оперативное и рабочее.
Стратегия – это план для обеспечения миссии и достижения долгосрочных
целей. Миссия определяется причиной её существования, связанной с
потребностями общества. Стратегическое планирование обычно осуществляется
на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года.
Стратегия планирования делится на:
1) Стратегическое планирование ограниченного роста (от достигнутого +
инфляция).
2) Стратегия планированного роста (назначается прирост %).
3) Стратегия сокращения (сокращение функций организаций, объёмов
производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и т.д.).
Тактика – это целенаправленное и запланированное действие, направленное
на достижение цели.
При реализации стратегических и оперативных планов очень важно вести
правильную политику. Политика – это искусство, возможно, один из способов
влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными
средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения, и
т.д.).
Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации.
Правило планирования – это соответствие вопроса и ответа.
Бюджет организации – метод распределения ресурсов для достижения цели.
Бюджет состоит из двух статей – расходной и доходной.
Часто используется метод управления по целям, который заключается в
прогнозировании будущих событий и разработке ряда мероприятий в целях
совершения этих событий.
Прогнозирование делится на краткосрочное и долгосрочное.
Краткосрочное планирование:
Vпродаж
dx
t
Мы сглаживаем известный статистический ряд с моделированным рядом с
коэффициентом сглаживания ?. Ищем отклонения dx. Суммируем эти отклонения.
Повторяем это для другого ?. Находим теоретический ряд с оптимальным ?, при
котором суммарное абсолютное отклонение минимально. Делаем прогноз на
следующий промежуток времени для оптимального варианта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|